Экономика
01.05.2023

Зачем в Кыргызстане повышают тарифы на электричество?

С 1 мая в богатом энергоресурсами Кыргызстане подорожает электричество. Пойти на такой непопулярный для бедного населения шаг заставила кризисная ситуация в энергетике страны, отрасль остро нуждается в инвестициях для модернизации.

Цены на электроэнергию для рядовых жителей повысятся на 23 тыйнов – до 1 сома (чуть менее 1 рубля). При этом для 112 тысяч малообеспеченных семей кыргызстанцев тариф будет вдвое дешевле (50 тыйынов), а для более обеспеченных слоев население – выше. Предыдущие власти много раз пытались значительно повысить тарифы, но всякий раз отказывались из-за сильного противодействия. Нынешний президент Садыр Жапаров объяснил такое решение вынужденной мерой.

«Я мог бы отказаться от головной боли – не повышать тариф и работать по-старому. И мой президентский срок прошел бы благополучно. Но тогда через 10-15 лет наша энергосистема полностью умрет, и мы будем сидеть с дизельными генераторами», – сказал президент.

Напомним, что в Кыргызстане давно имеются энергетические проблемы, особенно зимой и в маловодный период, когда гидроэлектростанциям не хватает воды. У объектов энергетики высокая степень износа оборудования. В стране обычное дело, когда потребителям регулярно отключают электричество на несколько часов, иногда по нескольку раз в месяц.

Наболевшие проблемы

Политолог из Бишкека Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» рассказал о сложностях, с которыми Кыргызстан сталкивался при попытке повышения тарифов.

– Игорь Альбертович, как повышение тарифов на электроэнергию отразится на уровне бедности в стране?

– Для Кыргызстана – это болезненная тема. Правительство последние лет 20 предпринимало безуспешные попытки повысить тарифы на электроэнергию, одна из таких попыток обернулась в 2010 году силовой сменой власти и бегством из страны президента Бакиева. Обычно власти указывают на два момента, когда озвучивают эту инициативу – в КР самый дешевый тариф на электроэнергию на пространстве СНГ и повышенная степень износа оборудования, которая составляет более 80%. Для модернизации нужны деньги, которые планируют получить в том числе и таким образом.

Для разных категорий граждан предусмотрены разные тарифы: для горожан – отдельные, для жителей высокогорья – отдельные. Также введены льготные лимиты на потребление электричества, их превышение будет оплачиваться отдельно.

Среди последствий, как об этом говорят эксперты, повышение цен на продукты питания и другие основные товары народного потребления. Поэтому повышение тарифов не пройдет бесследно и отразится не только в квитанциях, но и на семейном бюджете. Разумеется, реакция на повышение у населения на это не будет положительной. Поэтому правительству придется убедить кыргызстанцев, что это вынужденная мера.

Много критики вызывает и идущая сейчас налоговая реформа, потому что она вводилась без учета общественного мнения. То есть новые законы, в том числе и с энерготарифами, – это горячая тема, которая используется для критики правительства.

Тут стоит отметить, что нынешняя деятельность Садыра Жапарова, запомнится в том числе тем, что он принимает спорные экономические решения, от которых уклонялись предыдущие президенты. Это национализация золоторудного месторождения Кумтор, делимитация границ с Узбекистаном, сейчас вот повышение тарифов. Раньше попытки реализации этих планов приводили к митингам, и власти шли на попятную. Жапаров же не боится идти на такие решительные шаги, делает их достаточно оперативно и не боится последствий.

Даже экс-президент Алмазбек Атамбаев, который всегда воспринимался как президент, которого нельзя было запугать митингами, всё-таки не пошел на повышение тарифов на электроэнергию, и всё закончилось общественными обсуждениями. А вот у Садыра Жапарова получается проводить такие непопулярные меры, при этом поддерживая свой рейтинг. Впрочем, сейчас сложно спрогнозировать, во что это в итоге выльется.

Тарифы проблему не решат

Эксперт в области энергетики Эрнест Карыбеков в интервью «Ритму Евразии» пояснил, что проблем у энергосистемы очень много и одним решением их так просто не решить.

– Эрнест Назарбекович, в каком состоянии находится сейчас энергетическая отрасль в КР? Нынешнее повышение тарифов будет достаточным для её дальнейшего развития?

– Состояние энергосистемы КР в её сегодняшнем виде плачевное, об этом давно все говорят. И её такими линейными решениями, с таким линейным подходом, как просто повысить тариф, – не улучшить. Почти 30 лет мы находились в программе приватизации, в западной программе разгосударствления (изменения государственной собственности на другую). В итоге и получили нынешнюю разваленную энергосистему. Чтобы излечить её и сделать так, чтобы она хотя бы покрывала собственный спрос внутри страны (не говоря уже об экспорте), нужны комплексные меры.

Первое, я об этом давно говорю, Кыргызстану необходимо выйти из навязанной западной спекулятивной экономической модели, которая продолжает дело развала отечественной энергетической отрасли. Государство должно национализировать энергосистему, создать одну компанию с единой государственной политикой развития. Только после этого оно сможет обеспечить не только энергетическую, но и национальную, и экономическую безопасность.

Обычные арифметические расчеты показывают, что при национализации энергетической системы КР отрасль получит значительные дополнительные доходы – примерно 8 млрд сом (около 7,3 млрд рублей). В этом случае сократятся издержки на управление. Раньше там работали 6 тысяч человек, а сегодня работают 17 тысяч, потому что численность кадров в основном увеличили как раз в сфере управления. Чиновники дублируют функции друг друга, лишь увеличивая бюрократию. Плюс к этому появилось 12 компаний-посредников при продаже электроэнергии.

Эти посреднические компании (их стали называть распределительными) аффилированы с управленцами из советов директоров госкомпаний. Сейчас их уже фактически приравняли к государственным распредкомпаниям. Чиновники наверняка врут президенту, что без них система не обойдется. Ещё как обойдется. На самом деле, эти 23 тыйна, на которые повысили тариф для рядового потребителя, не помогут решить сегодняшний кризис в энергетике. К слову, об этом официально заявил заместитель министра энергетики Сабырбек Султанбеков.

Поэтому на повышении тарифов наварят только посредники. Они, как и прежде, будут получать дешевую электроэнергию от госкомпаний, а потом спекулятивно продавать дальше. Вот у них доходы точно увеличатся. В любом случае проблемы энергосистемы эти 23 тыйна не смогут решить.

На сегодняшний день Кыргызстан импортирует порядка 2,5 млрд киловатт-часов, притом что на полную мощность работают все имеющие электрические станции. На таком фоне лоббисты зеленой энергетики протащили через парламент закон о том, что государство у построенных объектов такой энергетики будет покупать электроэнергию по 4 сома 42 тыйна за киловатт-час. Зачем это делается, для чего? Все эти издержки повесят на плечи нашей экономики и всего населения в целом.

По энергетической системе CASA-1000 электроэнергию планируется подороже экспортировать в другие страны, но в таком случае остается вопрос с дефицитом для внутреннего потребления. Нам сейчас не хватает 2,5-3 млрд киловатт-часов, а спрос будет и дальше увеличиваться.

В итоге открытым остается вопрос, чем покрывать эти внутренние нагрузки? Если политика в сфере энергетики останется прежней, проблемы сохранятся в любом случае. Необходимо реформировать экономическую модель и систему государственного управления энергетической отрасли. Необходимо выстроить собственную модель и жить собственным умом, а не слушать западных советников, которые нам, грубо говоря, впихивают свой дорогой мусор, который потом предстоит здесь утилизировать.

Солнечные, ветряные электростанции – они не только очень дорогие, но и не подлежат утилизации, таким образом загрязняя природу, когда выйдет срок их эксплуатации. И через 4-5 лет это дорогое оборудование нам снова придется закупать. Еще один популярный проект – строительство малых ГЭС тоже не сможет решить проблему, так как они не сумеют удовлетворить высокий зимний спрос на электроэнергию.

Поэтому вместо ориентации на т. н. зеленую энергетику нужно строить базовые электростанции, независимые от погодных условий, от воды, ветра, облаков и т. д. Такие станции в условиях Кыргызстана могут работать на местном дешевом угле. Например, давно обсуждаемый проект строительства ТЭС на угольном месторождении Кара-Кече с мощностью в 1200 мегаватт (это равноценно мощности Токтогульской ГЭС) можно реализовать очень быстро. Уже через три года после начала строительства ТЭС сможет выдать 600-800 мегаватт, еще через год станция выйдет на все 1200 мегаватт.

Только реализация подобного проекта способна решить энергетические проблемы Кыргызстана, в том числе дать дополнительные объемы для экспорта, о чем всегда мечтало руководство страны. Другие меры, на мой взгляд, неспособны кардинально поменять ситуацию в лучшую сторону.

www.ritmeurasia.org

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320