Пока политики и политологи предрекали скорый развал коалиции, парламентское большинство получило поддержку от оппозиционных депутатов. Десятка народных избранников из фракции «Ар – Намыс» исключила коалиционный вопрос из политической повестки Кыргызстана. Интригу с коалицией, наверное, идет к своему логическому завершению. Возможно, что в самое ближайшее время большинство ар –намысовцев последуют примеру своих однопартийцев. Основной вопрос заключается в том, зачем единомышленники Феликса Кулова ринулись подставлять плечо усиленно раскачиваемой «Ата – Журтом» и «Ата Мекеном» коалиции?
Ведь «Ар – Намысу» и так светила перспектива войти в новое парламентское объединение, которое эксперты провозгласили как союз трех «А» - «Ар – Намыса», «Ата – Журта» и «Ата Мекена». Хотя реальная возможность объединения Кулова и Текебаева была все же не слишком высока.
Инициатива представителей фракции «Достоинство» вызвала в СМИ и в экспертной среде еще больший резонанс, чем заявление лидера «Ата – Журта» Камчыбека Ташиева о возможном выходе из рядов коалиции. Между тем, наиболее наивной выглядит версия, что в «Ар – Намысе» произошел раскол по идейным, либо другим соображениям и начались политические интриги против «железного» Феликса. Основу присоединившихся к коалиции политиков составляют как раз те депутаты, кто все это время достаточно активно работал во фракции. Также не менее наивно полагать, что для Кулова присоединения к парламентскому большинству своих ближайших сторонников стало неожиданным событием. Мол, стоило лидеру улететь в командировку, раз и моментально раскол случился. Да и накануне на заседании парламента фракция продемонстрировала, что не намерена публично выражать недоверие первому вице – премьеру и поддержала кандидатуру Аиды Саляновой на пост Генерального прокурора. Для оппозиционно настроенной фракции такое либеральное отношение к действующей власти выглядит весьма странно. Это свидетельствует о том, что «Ар – Намыс» и ее лидер не закрывали наглухо дверей в коалицию. Есть информация, что консультации представителей фракции «Ар- Намыс» с коалиционным большинством уже проводились.
Но в то же время, зачем потенциальному кандидату в президенты Кулову нужен портфель в кабинете министров, который в достаточно сложных социально – экономических условиях пытается не допустить очередного социального взрыва? Ведь пребывание в «окопах» парламентской оппозиции, давало бы Кулову гораздо больше шансов зарабатывать политические очки, постоянно критикуя правительство. Ответ, скорее всего, кроется в том, что международный имидж крепкого политика – государственника не слишком сочетается со статусом парламентского оппозиционера. Он может многое сказать с парламентской трибуны, но очень мало сделать. К тому же, вряд ли те, кто поддерживал Кулова в ходе парламентских выборов в России и Казахстане, заранее отводили ему скромное место в парламентском меньшинстве. Можно вспомнить и заявление лидера «Ар – Намыса» о том, что парламентская коалиция должна быть максимально широкой. В связи с этим, нынешний приход в правящую коалицию депутатов «Ар – Намыс» был весьма и весьма своевременным, и продекларирован как шаг, направленный на укрепление общественно – политической стабильности в стране. Это, безусловно, может прибавить Кулову очков на международной арене именно в плане решительного сторонника политически предсказуемого Кыргызстана. Ведь устойчивая коалиция может быть гарантией стабильности в условиях надвигающихся президентских выборов. Впрочем, дестабилизация обстановки не нужна всем парламентским фракциям, где находятся будущие кандидаты в президенты.
С другой стороны, у партии появляется реальный шанс реализовывать свою обширную экономическую программу уже отнюдь не на бумаге. Это даст возможность, как в самой республике, так и за ее пределами оценивать «Ар – Намыс» уже не как наспех собранную в преддверии парламентских выборов незатейливую политическую конструкцию, а набирающую влияние политическую структуру.
В числе версий озвучивается и возможное предвыборное объединение Атамбаева и Кулова, при котором лидер СДПК пойдет в президенты, а Кулов в премьеры. Но для подобного тандема бывших политических соратников потребуется выполнение слишком многих условий, что пока выглядит не слишком реальным. Прежде всего, и Кулов и Атамбаев претендуют на роль кураторов силовых структур. К тому же у Кулова уже имеется негативный опыт работы в тандеме с Курманбеком Бакиевым. Однако в любом случае этим двум политикам придется идти путем консенсуса и компромисса, тоже касается и «Республики», а также «Ата – Журта», где начался явный процесс раздела на внутрипартийные группы, в связи с тем, что в этой партии оказалось слишком много претендентов на президентское кресло. Вполне возможно, что этот процесс приведет часть представителей данной фракции в ряды парламентской оппозиции. А другая ее часть станет активным сторонником «Ар – Намыса».
Происходящее в парламенте можно охарактеризовать цитатой одного из французских мыслителей: «Какой прок менять правление, если люди и нравы не меняются». Так как у политической элиты страны отсутствует опыт парламентского управления, а тот, который республика имеет сейчас, выглядит не очень позитивно, прежде всего, в глазах самого электората. Пришедшим в парламент партиям придется еще долго доказывать, что они ведут свою политическую борьбу не ради того, чтобы установить контроль над основными ресурсами страны, а ради благополучного и стабильного Кыргызстана.
Игорь Шестаков,
политический обозреватель
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320