Сегодня, в период накрывший мир пандемии, практически все мировое аналитическое сообщество «общим хором голосов» утверждает, что жизнь человечества «можно смело делить на «до и после пандемии» - COVID- 19»
Грядет грандиозное «экономическое и политическое переформатирование мира» со смещением «традиционных центров геополитического влияния». Трендом «будущего переформатирования» мира – будет «усиления регионализма», формирование различного рода «экономических и политических» союзов, близких, по социо-культурному и экономическому развитию стран, исторически проживающих на сопредельных территориях.
У народов, населяющих ЦА регион, бытует старинная поговорка: «Хорошо, когда сосед близкий, а забор низкий!» По-настоящему близкие соседи- государства – это те, которые объединены общей многовековой историей, культурой, пережитыми событиями и, во многом, общим наследием.
Древним наследием государств ЦА является общность не только религиозного сознания, но и широкое взаимопроникновение культур, взаимное совместное проживание на одной, территории, в пределах одного государства Центрально-азиатских этносов и народов, общее историческое прошлое как в условиях «каганатов, ханств, так в условиях империи Российской или Советского Союза». После приобретения независимости странами ЦА региона – эта «общность» никуда не исчезла. Каждая из стран региона сохранила в своем составе «все многообразие народов и культур».
Далеко идущие перспективы «низкого забора и «близости соседа» первыми, из государств ЦА, оценили Кыргызстан и Казахстан, когда вступили в ЕАЭС. Позицию «стороннего наблюдателя» заняли, в отношении вступления в ЕАЭС, Таджикистан и Узбекистан. В данном материале нас будет интересовать позиция Республика Узбекистан, как ключевого государства, не только региона, но и Евразии в целом.
После неожиданной смены власти в Республике Узбекистан в 2016 году, она стремительно перестроилась: с само изолированной государственной модели - на открытую, что сразу же, принесло свои результаты.
Отныне Узбекистан – это не только культурный, но и экономический центр региона. Страна провела ряд значимых реформ и стала серьезным торговым партнером на мировом уровне.
В 2019 году один из самых авторитетных в мире журналов – британский Economist признал Узбекистан страной года, с наибольшей динамикой экономического развития. И республика стремиться извлечь максимум выгоды из своего нынешнего положения. Теперь крупные игроки на геополитической арене стремятся инвестировать в развитие машиностроительной и энергетической отраслей государства. Сейчас правительство Узбекистана активно работает над подписанием новых торговых соглашений с иностранными партнерами.
Приоритетными направлениями развития внешнеэкономических отношений являются Евразийский экономический союз и ВТО. Что касается первой организации, руководство Узбекистана действительно делает многое для становления более тесных связей со странами-участницами союза.
Так, особенно значимым в этом отношении для РУ стал договор с Россией по развитию энергетики: благодаря сотрудничеству с госкорпорацией «Росатом». На данный момент на территории РУ проводятся инженерно-изыскательные работы для возведения атомной электростанции.
Правительство республики положительно оценивает вхождение Узбекистана в ЕАЭС как полноправного члена, особенно для решения вопроса трудовой миграции. Так, заместитель министра иностранных дел Ильхом Нематов утверждает, что Ташкент привлекает возможность улучшить рабочие условия для своих граждан, проживающих за границей. Особенно благодаря тому, что участие страны в ЕАЭС позволит отменить патент для мигрантов, а это сильно повысит их конкурентные преимущества.
«Растет население, 700 тысяч прибавляется каждый год. Естественно, мы 700 тысяч пропорционально не можем обеспечить работой. А это к чему приводит? К миграции. А мигрирует наш народ куда? В Россию, в Казахстан. Этот фактор тоже обуславливает поддержание тесных связей Узбекистана с ЕАЭС», – утверждает замминистра.
Вместе с этом, после долгих размышлений, правительство выразило согласие на участие Узбекистана в Евразийском союзе пока лишь в качестве наблюдателя. Причина такого решения проста: вероятно, под давлением финансовой элиты республики, власти стремятся ограничить возрастающее влияние российского капитала в регионе. При этом, прекрасно понимая, что без серьезных инвестиций извне, развитие промышленности в Узбекистане невозможно.
Кажется, что руководство страны пошло «ва-банк» и ведет игру на грани фола. Искусство «восточной дипломатии» позволяет несколько расширить плацдарм для маневра и рассчитывать на приток иностранных инвестиций не только из России, но и из США. Сегодня мы видим серьезную заинтересованность руководства Республики Узбекистан в двусторонних контактах с североатлантическим альянсом как в политическом, так и в экономическом плане. Вопрос только в цене такого сотрудничества.
С другой стороны, Россия, стремясь сохранить за собой традиционное стратегическое влияние в регионе, готова к взаимовыгодному диалогу, из которого Ташкент справедливо стремится выжать максимум преференций. Примером тому служит ситуация со строительством АЭС. Так, запуск электростанции в РУ планируется на 2028 год. Но, к сожалению, это вряд ли осуществимо, ведь процесс строительства застыл на этапе подписания генерального контракта.
Отметим, что российская сторона уже не раз заявляла о своей готовности заключить соглашение еще в конце 2019 года.
Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев рассказывал о намерениях начать строительные работы уже в начале 2020-го. И это определенно было бы выгодно РУ и его гражданам, поскольку в перспективе государство и население намного быстрее бы получили новейший источник «дешевой и чистой» энергии. Но руководство
Узбекистана до сих пор ведет длительные переговоры по условиям сделки.
Теперь стороны полагают, что ее долгожданное оформление состоится не раньше июня, а может, и позднее. Руководство Узбекистана старается не рисковать, якобы «взвешивает плюсы и минусы» от полноценного вступления в ЕАЭС. В частности, у правящих кругов возникают сомнения, нужно ли расширять границы так называемых «экономических свобод», ведь страна уже является участником Соглашения о зоне свободной торговли СНГ. То есть беспошлинная торговля между странами-членами Содружества, включая Узбекистан, уже давно применяется. Но она распространяется только лишь на движение товаров, да и не является полной: тарифные барьеры со стороны членов ЕАЭС все еще существуют и увеличивают цену узбекских экспортных товаров на 30% (издержки – более 1 млрд. долларов).
Вступая же в Евразийский союз, республика открывает для себя четыре абсолютных свободы (свобода движения товаров, движения услуг, перемещения трудовых ресурсов, движения капитала).
В то же время узбекское правительство настораживает позиция Вашингтона, который выступает против евразийской интеграции Узбекистана. США уже предостерегали республику от вступления в союз, грозили трудностями при вступлении во Всемирную торговую организацию. Их позиция ясна: вследствие более тесного сотрудничества стран-членов ЕАЭС с РУ, Западу будет намного сложнее продвигать свою концепцию «C5+1», направленную на удовлетворение политических интересов Америки в регионе. А ей определенно невыгодно, чтобы Узбекистан получил реальное развитие.
Благо, экономика, промышленность и сельское хозяйство республики за последние годы стабильно росли. Уже сейчас доля внешней торговли республики с Евразийским союзом составляет около 30% от общего оборота, а объем экспортируемой сельхозпродукции в страны-участницы равен 75%.
Экспорт продолжает увеличиваться. И для поддержания постоянного роста стране необходима форсированная модернизация, ей нужны рынок и пространство. И это пространство в Казахстане, в России, в Кыргызстане, который тоже является членом ЕАЭС. Это те самые ближайшие соседи – имеющие общие с Узбекистаном историческое наследие. А они напрямую заинтересованы в тесном сотрудничестве, во взаимном расширении обменов торговли, обмене ресурсами и пр.
Вот только нужно иметь ввиду, что из-за распространившейся эпидемии коронавируса мировая экономика претерпевает серьезные изменения. Надвигается глобальный финансовый кризис, который, по мнению экспертов, уже превзошел по ущербу кризис 2008 года. Поэтому многие государства стремительно идут по пути общей оптимизации и наименьших рисков. И Узбекистан, затягивая переговоры, рискует намного больше своих партнеров.
Может так статься, что устав от постоянного сопротивления и капризов нашей элиты, руководство ЕАЭС отзовет свои щедрые предложения. Упустив шанс стать членом Евразийского союза, республика обрекает себя на самоизоляцию, в условиях которой будет непросто бороться с нарастающей внешней угрозой.
Настало время, когда всем странам региона, видимо, пора окончательно определяться: кто же он - близкий сосед, а с кем нам необходимо выстраивать «выстраивать высокий восточный забор – дувал»! Процесс пошел и тренды уже обозначились.
Андрей Барышев
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320