В ближайшее время в столице Узбекистана пройдет крупнейший международный форум, который может стать новым этапом развития межрегионального сотрудничества.
Предстоящая Международная конференция: «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая пройдет 15-16 июля т.г. в г. Ташкенте даст возможность обсудить актуальные вопросы развития тесного сотрудничества и взаимосвязей между двумя важными регионами мира. В этой связи будет чрезвычайно важным обсуждение тем и вопросов с ведущими международными организациями и международными финансовыми институтами, проявляющими особую активность в вопросах развития Центральной и Южной Азии, в целях выработки новых инициатив и предложений по развитию торговли, инвестиций, инфраструктуры и институциональной основы взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией.
В ходе конференции предполагается также рассмотреть вопросы укрепления взаимодействия стран двух регионов с заинтересованными структурами ООН (ЭСКАТО и ЕЭК), Азиатским банком развития (с учетом программ ЦАРЭС и 8А8ЕС) и ОЭС, а также с Южно-Азиатской ассоциацией регионального сотрудничества (СААРК).
Последние десять лет вопросы развития взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией привлекают повышенное внимание аналитиков и исследователей, экспертов ООН и других международных и региональных организаций.
К настоящему времени проведен ряд научных исследований, по итогам которых подготовлены доклады с прогнозными оценками показателей экономического роста стран двух регионов при улучшении их взаимосвязанности в сферах торговли, транспорта, энергетики, финансов и в других областях.
Усилению интереса к региональной взаимосвязанности в Южной Азии способствовали относительно высокие темпы роста стран этого региона в 2010-е годы, в особенности перспективы превращения Индии в одну из крупнейших экономик мира. В этой связи активизировались усилия по развитию регионального сотрудничества. Индия и Бангладеш взяли курс на укрепление торгово-экономических связей со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в целом. Повысилось внимание стран Южной Азии к сотрудничеству с Россией (ЕАЭС) и другими государствами Евразии.
В 2012 году Индия заявила о политике «Соединение с Центральной Азией», и в 2015 году Нарендра Моди стал первым Премьер-министром Индии, совершившим турне по всем пяти странам региона.
В Совместной декларации, принятой в 2014 году на саммите Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) в Непале лидерами восьми стран (включая Афганистан), было отмечено стремление «соединить» Южную Азию с сопредельными регионами, включая Центральную Азию в различных сферах экономики. Соответствующим ведомствам и организациям было дано указание инициировать принятие необходимых мер и соглашений на национальном, региональном и межрегиональном уровнях.
В специальном докладе Экономической и Социальной Комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) в 2013 году подчеркивался потенциал торговой интеграции Центральной и Южной Азии. Особо отмечалось, что странам Центральной Азии межрегиональное торговое сотрудничество позволит добиться большего роста товарооборота, чем при внутри региональной интеграции пяти государств региона. Рост регионального экспорта центральноазиатских стран в результате укрепления взаимосвязанности оценивался в 187% по сравнению с 2010 годом, а экспорта южно-азиатских стран – в 133%.
Прогнозировалось, что страны Центральной Азии получат наибольшие выгоды в таких секторах, как текстиль и одежда, животноводство и мясопродукты, услуги, пищепереработка и легкая промышленность. Развитие торгового сотрудничества также может повлечь за собой активизацию инвестиционного взаимодействия. В перспективе создание зоны свободной торговли Центральная Азия -Южная Азия должно привести к росту привлекаемых иностранных инвестиций в экспортный потенциал центральноазиатских стран, позволит осуществить более эффективную реструктуризацию промышленности и нарастить производственные мощности. Массовое создание совместных предприятий позволит существенно увеличить объемы экспорта.
По мнению экспертов ЭСКАТО, особого положительного эффекта от роста прямых иностранных инвестиций можно ожидать в таких секторах, как производство молока, сахара, фруктов и овощей, текстиля и одежды, химическая, автомобильная и электронная промышленность.
Проведенные исследования также показали, что развитие взаимосвязанности двух регионов может сдерживаться торговыми барьерами, таможенными и другими проблемами торговли и перевозок, незавершенностью вступления стран Центральной Азии во Всемирную торговую организацию (ВТО), низким уровнем развития инфраструктуры транспорта и телекоммуникаций, неразвитостью банковской инфраструктуры, проблемами инвестиционного климата в обоих регионах, а также языковыми барьерами.
Еще одним препятствием является ситуация с безопасностью в Афганистане. Поэтому запуск и успешное продвижение мирного процесса в Афганистане являются необходимыми условиями для реализации крупных транспортных и энергетических трансафганских проектов.
Учитывая вышеизложенные проблемы, эксперты предлагают, во-первых, ускорить процесс вступления оставшихся стран Центральной Азии в ВТО.
Во-вторых, начать работу по созданию Зоны свободной торговли и в перспективе заключению комплексного соглашения о партнерстве, охватывающего торговлю товарами и услугами, содействие торговле и инвестициям между Центральной и Южной Азией.
В-третьих, разработать Программу развития взаимосвязанности Центральной и Южной Азии. В целях изучения возможностей в различных сферах транспорта и телекоммуникаций может быть создана Экспертная группа для подготовки ТЭО и предложений по финансированию.
В-четвертых, необходима разработка и принятие Программы взаимодействия по развитию банковской инфраструктуры для привлечения частных инвестиций, особенно в Центральной Азии.
В-пятых, важно создать механизм взаимодействия в сфере энергетики, включая Энергетический диалог на уровне министров энергетики двух регионов.
Эксперты ООН полагают, что для устойчивого продвижения региональной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии необходимы конкретные механизмы политического диалога и взаимодействия стран двух регионов. В Южной Азии ключевую роль в развитии регионального сотрудничества призвана играть Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК).
Существует целый ряд международных структур и программ, которые в той или иной степени занимаются вопросами сотрудничества стран Центральной и Южной Азии.
Организация экономического сотрудничества (ОЭС) и учрежденная Азиатским банком развития (АБР) программа Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) приняли и реализуют программы развития транспортных коридоров, связывающих регионы Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, но в них участвуют лишь Пакистан и Афганистан. Один из реактивированных в 2020 году проектов ОЭС - пуск движения поездов по маршруту Стамбул-Тегеран-Исламабад, который, по мнению пакистанских экспертов, может быть вполне сопряжен со строительством железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар.
АБР в 2001 году учреждена программа Южно-азиатского субрегионального экономического сотрудничества, объединившая все страны Южной Азии, кроме Пакистана (входит в ЦАРЭС). Эта структура активно занимается развитием транспорта и логистики, торговли, энергетики и экономическими коридорами.
В ЭСКАТО ООН полагают, что определенную роль в интеграции экономик Центральной и Южной Азии могут сыграть Специальная программа ООН для стран Центральной Азии (СПЕКА - учреждена в 1998 году совместно ЭСКАТО и ЕЭК ООН). Другими площадками для развития взаимодействия с Южной Азией через Афганистан могут быть Министерская конференция «Сердце Азии» в рамках Стамбульского процесса и Региональная конференция по экономическому сотрудничеству по Афганистану (РЕККА).
ЭСКАТО активно продвигает развитие Трансазиатской железнодорожной сети и взаимодействует с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), поддерживает проекты Южно-азиатского железнодорожного коридора Стамбул-Тегеран-Исламабад-Дели-Колката-Дака-Янгун и автомобильного коридора Турция-Иран-Пакистан-Индия-Бангладеш-Мьянма.
Эти два коридора входят в Трансазиатскую железнодорожную сеть и Сеть азиатских шоссе, с выходом на порты Индийского океана (Читтагонг, Колката, Мумбай, Карачи, Гвадар, Чабахар и Бендер-Аббас) и будут связаны с МТК «Север-Юг», а также экономическими коридорами «Китай-Пакистан», «Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма».
В совокупности, считают в ЭСКАТО, все это может сформировать мультимодальный транспортный коридор, который придаст импульс торговле и инвестициям между Южной и Центральной Азией.
В целом, расширение межрегиональных связей и реализация огромного экономического, транспортно-транзитного, энергетического и гуманитарного потенциала, которым обладают Центральная и Южная Азия, является естественным и востребованным процессом. Взаимодополняемость рынков и возможность получения странами региона кратчайшего выхода к мировому океану создают естественные условия для активизации и укрепления сотрудничества.
Андрей Барышев
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320