Парламент Кыргызстана рассматривает законопроект по взиманию спецплатежа с поставщиков авиакеросина в Центр транзитных перевозок. Данный вопрос вызывает немало споров, в связи с чем, Жогорку Кенеш создал специальную парламентскую комиссию. «Регион. kg» выяснял у депутатов их отношение к данной проблеме.
Омурбек Абдырахманов, фракция «Ата Мекен»:
- Поставки авиатоплива силам антитеррористической коалиции всегда были связаны с коррупционными схемами, в которых были замешаны родственники и окружение двух прошлых президентов. Данные схемы могут действовать и сейчас. Поэтому была создана парламентская комиссия, для того чтобы выяснить все обстоятельства по поставкам. Теперь Парламент предлагает, чтобы компании, работающие с поставками ГСМ в Центр транзитных перевозок, выплачивали специальный платеж в госбюджет в размере 100 долларов. Это немалая сумма, которая в год может принести в бюджет не менее 30 миллионов долларов.
Я не считаю, что этот платеж затрагивает интересы межправительственного соглашения по поставкам ГСМ в Центр транзитных перевозок. К тому же, компания «Мина» не является американской, она зарегистрирована в оффшорных зонах на Гибралтаре.
Марат Султанов, фракция «Ата - Журт»:
- Я считаю, что часть сверхприбыли, которую получают от поставок авиатоплива компании, должна поступать в бюджет. Но, на мой взгляд, механизм сбора средств должен быть немного иным. Спецплатеж в размере 100 долларов, учитывая постоянный рост стоимости нефтепродуктов, составляет примерно 6 – 7 процентов. В связи с чем, этот спецплатеж необходимо привязать к стоимости авиакеросина на мировых рынках. Если цена растет, то и платеж увеличивается, если уменьшается, то и размер платежа становится меньше. Поэтому нужно установить его в размере 12 процентов от стоимости тонны авиакеросина. К международному соглашению этот сбор не имеет никакого отношения, поскольку мы не обкладываем им конкретно американцев. Если бы компании - поставщики работали с убытком, то тогда бы и не было этих спецплатежей. Но речь идет вообще о сумасшедшей прибыли, с которой никто ничего не платит. Нужно, чтобы вся информация о поставках авиатоплива была открытой для общественности. А сейчас, как показывает развитие событий, кому-то невыгодно, чтобы информация о больших размерах прибыли была оглашена. Но почему наше государство должно допускать, чтобы соглашения работали в интересах тех, кто с этого имеет огромные дивиденды? Причем исключительно за счет монопольных условий. Почему парламент должен это допускать?
Азамат Арапбаев, фракция «Ата – Журт», председатель парламентского комитета по ТЭК:
- Пока рекомендации нашего парламентского комитета по деятельности структур, поставляющих авиакеросин в ЦТП, не выполняются на соответствующем уровне. Комитет ранее дал четкое заключение, что при заключении нового соглашения, либо каких – то других изменениях, связанных с поставками авиатоплива в Центр транзитных перевозок, необходимо, чтобы все это согласовывалась с профильным комитетом ЖК. Включая и назначения руководства компании, поставляющей авиакеросин в Центр транзитных перевозок, должно проходить процедуру согласования в парламентском комитете по топливно – энергетическим вопросам. Мы предлагали, чтобы назначения руководителей ТЗК «Манас» проходили через профильный комитет Жогорку Кенеша. Мы также ставили вопрос о том, что в Наблюдательный совет ТЗК «Манас» обязательно должен быть включен представитель парламента. Правительству было предложено, чтобы ежемесячно результаты деятельности ТЗК обнародовались в СМИ. Но, к сожалению, эти рекомендации пока так и не исполняются. Более того, о создании кыргызско – российского СП, которое будет осуществлять поставки авиакеросина, я и мои коллеги узнали из СМИ. Учитывая все эти обстоятельства, нельзя исключать существование коррупционных схем в поставках авиатоплива в Центр транзитных перевозок.
В свою очередь, руководство ТЗК «Манас» заверяло представителей парламента в том, что ежегодно поступления в бюджет от деятельности ТЗК «Манас» должны составлять около 60 миллионов долларов.
Данияр Тербишалиев, фракция Социал-демократической партии Кыргызстана:
- Если следовать логике, то такой спецплатеж должен быть. Но, депутатам надо руководствоваться, прежде всего, законом. Исходя из межправительственного соглашения о деятельности Центра транзитных перевозок, Кыргызстан должен его выполнять независимо от того, на каких условиях оно было заключено. А там заложены нормы, которые предусматривают, что в одностороннем порядке Кыргызстан не может что - либо менять в соглашении. Для начала необходимо договориться с американской стороной, а затем уже принимать соответствующее решение. В любом случае, поставки авиакеросина напрямую связаны с деятельностью ЦТП, а не с третьими лицами. Согласно условиям соглашения, эти поставки являются освобожденными от уплаты любых налогов.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320