В парламенте подготовлен законопроект «О внешней политике республики». В интервью «Региону. kg» автор законодательной инициативы, депутат фракции «Ар – Намыс», руководитель рабочей группы по подготовке законопроекта Каныбек Иманалиев прокомментировал основные положения законопроекта, который должен регламентировать внешнеполитическую деятельность Кыргызстана.
- С принятием новой Конституции в значительной степени изменилась ситуация с принятием решений на государственном уровне по внешнеполитическим вопросам. Мною, в частности, был уже инициирован закон о государственном протоколе, который уже вступил в силу. Подобный документ был принят в республике впервые.
Новый законопроект «О внешней политике КР» находится в стадии принятия и вызывает достаточно много дискуссий и споров. Я считаю, что одним из ключевых вопросов по конституционной реформе власти является вопрос о внешней политике, особенно в плане того, какая ветвь власти является сегодня центром принятия политических решений. К примеру, в Основном законе прописано, что правительство реализует внешнюю политику, но не указано, кто ее определяет. Этот вопрос является сегодня для власти одним из наиболее спорных.
Основные положения в законопроекте связаны с определением и разделением полномочий во внешнеполитической сфере, порядком принятия и реализации внешнеполитических решений, также определяются взаимодействия госорганов и должностных лиц в этом направлении, в законе введены понятия, которые обозначают внешнеполитический курс государства, указаны полномочия соответствующих госорганов. Согласно проекту документа, МИД наделен ключевыми полномочиями по реализации концепции внешней политики. В свою очередь, зарубежные послы Кыргызстана назначаются только с одобрения Жогорку Кенеша.
За президентом остается конституционное право, что он представляет за рубежом внешнеполитические интересы Кыргызстана, наделен правом вести межгосударственные переговоры и подписывать международные договора по согласованию с премьер – министром и т.д. В законе заложено, что глава государства и Жогорку Кенеш определяют внешнюю политику страны. Носителем суверенитета является народ, который выбирает и президента и Жогорку Кенеш, поэтому этим структурам высшей власти предстоит совместно решать вопросы по определению внешнеполитического курса страны. Схема выглядит следующим образом: МИД, как координирующий орган, разрабатывает концепцию внешней политики, после одобрения правительством вносит ее на рассмотрение и утверждение парламента и затем ее уже подписывает президент. В свою очередь, Жогорку Кенеш вносит для утверждения президенту решения, связанные с назначением и отзывом послов, признанием иностранных государств, установлением дипотношений или их разрывом. В компетенцию премьер-министра входят вопросы по реализации внешней политики и координации соответствующих министерств и ведомств. Он также участвует в переговорах, наделен правом подписывать международные договоры. Также дает согласие на назначение послов и т.д. Кроме этого, в законопроекте также четко прописана внешнеполитическая деятельность глав областных, городских и районных госадминистраций и определены механизмы взаимодействия с МИД.
Мы надеемся, что этот законопроект сможет снять все спорные вопросы, которые связаны с распределением внешнеполитических полномочий в стране.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320