Вопросы установления внешнеполитических связей Евразийского экономического союза, как на уровне всего объединения, так и на национальных уровнях стран-участниц ЕАЭС, а также роль евразийской интеграции в формировании внешнеполитического курса каждой из стран «пятерки» в современных геополитических условиях обсудили в Бишкеке, в рамках круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир».
Было отмечено, что формирование общего принципиального отношения к основным группам внешнеэкономических партнеров должно базироваться на единой внешнеполитической стратегии ЕАЭС, которая в свою очередь должна не только отражать единство политических принципов стран-участниц союза, но и отвечать интересам каждой из них.
- Несмотря на то, что ЕАЭС создан, как экономический союз, одной из его задач является общественно-политическая стабильность в странах-участницах через создание экономической стабильности. Так, очевидно, что для Кыргызстана, вопросы миграции, которые собственно и стали основной причиной, по которой республика вступила в ЕАЭС, прежде всего, являются политическими, т.е. их решение позволяет сохранять в стране общественно-политическую стабильность, и лишь во вторую очередь – экономическими. Однако не секрет, что политика не редко мешает экономическим отношениям государств внутри Евразийского экономического союза. Как это было, например, в 2017- м году в отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, - отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.
Говоря о международной деятельности ЕАЭС, эксперт отметил значение достигнутых договоренностей о создании временных зон свободной торговли с Ираном и Вьетнамом, а также соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Однако, говоря о перспективах сопряжения Евразийского экономического союза с китайским инфраструктурным проектом «Экономический пояс Шелкового пути», он обратил внимание на ряд проблемных вопросов.
- Сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» подразумевает увеличение взаимовыгодного товарооборота и открытие границ. Однако, многие бизнесмены Кыргызстана на протяжении последних лет жалуются, что КНР наглухо закрывает свои границы. Скоро, видимо, будет легче слетать на Луну, чем получить визу в Китай. При этом граждане Китая без особых проблем приезжают в страны ЕАЭС. В таких условиях говорить о перспективах сопряжения двух глобальных проектов, на мой взгляд, преждевременно, - добавил эксперт.
В своем докладе эксперт в сфере госуправления Шерадил Бактыгулов, отметил, что сегодня перед ЕАЭС стоит серьезный вызов: сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными акторами Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. И если отношения ЕАЭС с ЕС осложняются конфликтом Евросоюза с Россией по украинскому вопросу и вряд ли, по разным оценкам, могут быть полностью урегулированы ранее 2025 года, то КНР занимает второе место среди внешнеторговых партнеров стран ЕАЭС.
- Совокупный товарооборот стран ЕАЭС с Китаем составляет 13,6 процента, пока он значительно уступает коллективному Евросоюзу, на долю которого приходится 48,9 процента, но доля Китая постоянно растет. В целом КНР – очевидный стратегический партнер ЕАЭС. Вместе с тем, сближение с КНР рассматривается как серьезный вызов для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства стран ЕАЭС, однако пути для сближения есть уже сегодня. Бишкек, как и Астана, и Москва видит его в более широком формате ЕАЭС – ШОС – АСЕАН, а из ближайших шагов можно назвать, в частности, полезное для всех сторон сопряжение транспортных систем, - подчеркнул Шерадил Бактыгулов.
Дискуссию продолжил заслуженный юрист КР Кайрат Осмоналиев, который говорил о положении Кыргызстана в ЕАЭС. По совам эксперта, республика заняла весьма пассивную позицию и не только в рамках евразийской интеграции. Не проявляет активности страна и в вопросах использования перспектив от китайского проекта «Один пояс – один путь».
- Мы все время ждем, когда кто-то нам что-то предложит. Между тем Кыргызстан должен проявлять активность и лоббировать национальные интересы, - отметил Кайрат Осмоналиев.
По его словам основная причина пассивности кроется в отсутствие адекватной государственной концепции внешней политики.
- Документ, на основании которого осуществляется внешнеполитическая деятельность страны сегодня, был разработан еще в 2006 году и с тех пор в этот важный документ не вносились изменения, соответствующие общемировым политическим процессам, в которых Кыргызстан занимает свое определенное место. Т.е. сегодня он уже не отражает нынешней ситуации и не определяет внешнеполитический курс. Вина за это полностью лежит на Министерстве иностранных дел КР и его главе Эрлане Абдылдаеве, который за шесть лет своей работы не сделал ничего в этом направлении, - подчеркнул эксперт.
По его словам, не предпринимается внешнеполитическим ведомством никаких шагов и в сфере «экономической дипломатии», что крайне негативно отражается на торгово-экономических отношениях Кыргызстана с рядом стран, и, как следствие, на экономике республики.
О том, что кыргызстанские чиновники, ответственные за то или иное экономическое направление развития государства, на встречах и международных совещания, ведут себя, как «гости», не проявляя никакой инициативы, говорил и общественный деятель Жыпар Жекшеев. По его словам, уполномоченные чиновники «боятся подать голос».
- Кыргызстан пассивно ведет себя на арене Евразийского экономического союза, как и на любой другой международной площадке. Мы боимся выступать с предложениями, но это неправильная позиция. Иногда от мнения, высказанного нашей страной, может зависеть очень многое. В частности в том, что касается России. Сегодня Россия, являясь центром ряда объединений, например ОДКБ и ЕАЭС, фактически остается в одиночестве в ситуации блокирования ее экономических интересов. Почему бы нам ни выступить в поддержку своего стратегического партнера, учитывая, что в этой стране находятся около миллиона кыргызстанцев, что в свою очередь позволяет сохранить стабильность в общественно-политической и социально-экономической ситуации в Кыргызстане, - высказал свою позицию Жыпар Жэкшеев.
По словам депутата ЖК КР Евгении Строковой, парламентарии и чиновники от правительства и аппарата президента КР предпочитают отмалчиваться, потому что боятся потерять свои места в каких-то коррупционных схемах.
- Одним из примеров может служить создание единого рынка лекарств стран-участниц Евразийского экономического союза. Единый фармацевтический рынок хотели запустить еще в 2016 году, в итоге запуск начался лишь 2017 году, однако Кыргызстан и на сегодняшний день не готов к этому. А все потому, что отдельным лицам это невыгодно ломать отлаженную коррупционную схему. Мы создали удобную площадку для коррупционеров из других стран, которые договариваясь с нашими чиновниками, создают международные коррупционные схемы. Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других сферах. В то время как добросовестный бизнес, да и государство, остаются ни с чем, отдельные лица зарабатывают на таких схемах состояния, - подчеркнула парламентарий.
В свою очередь эксперт Эдил Осмонбетов высказал мнение, что Евразийский экономический союз должен быть, прежде всего, экономически выгодным для всех его участников, т.е. в его рамках не должно быть протекционизма, тарифных и нетарифных барьеров, но должно быть понимание, что в объединение входят страны с разными уровнями готовности к интеграции. В этой связи эксперт считает недопустимым устраивать шоу из уничтожения продукции одной страны в другой.
- Раз мы находимся в ЕАЭС, то такие вещи, как уничтожение полутора тонн сыра из Кыргызстана, которое показали все СМИ в Казахстане, не должны происходить. Если товар и не соответствует каким-то нормам, можно его тихо вернуть и указать на недочеты, но не надо делать из этого шоу, раз мы члены одного союза. Это серьезный минус для объединения, - подчеркнул Эдил Осмонбетов.
При этом он добавил, что сегодня экономики в ЕАЭС намного меньше, чем политики и бюрократии. В качестве примера эксперт привел ситуацию, когда Казахстан закрыл границы для товаров из Кыргызстана, и открыл ее лишь после политических переговоров с новым президентом КР. Недочетом в рамках ЕАЭС, по мнению Эдила Осмонбетова, является то, что сохраняется необходимость заполнять миграционные документы при пересечении границ внутри союза.
- Я считаю, что такие вещи должны быть упразднены. Граждане стран ЕАЭС должны свободно перемещаться в рамках союза, если они не контрабандисты и не преступники. Потому что такие моменты накладывают негативный отпечаток на весь союз, учитывая, что они противоречат договоренностям о ЕАЭС, - добавил эксперт.
Серьезным фактором, вызывающим вопросы у участников ЕАЭС, по словам Эдила Осмонбетова, являются российско-узбекские отношения. Не являясь членом Евразийского экономического союза, Узбекистан получил те же преференции для мигрантов, в сфере торговли и других направлениях, что и партнеры России по евразийской интеграции.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320