Ой Ордо
22.09.2025

В поисках стратегических ресурсов: что общего между запасами критически важного сырья в ЦА и большой политикой?

Стратегический интерес зарубежных стран к ресурсным базам Центральной Азии обсудили участники круглого стола: «Запасы критически важного сырья ЦА: как странам региона не попасть в геополитическую ловушку», организованного ЦЭИ «Ой Ордо».

В рамках дискуссии было отмечено, что сегодня США и их союзники, в частности, Великобритания, стремятся взять под контроль, как деятельность крупнейших мировых производителей критически важных сырьевых минералов (КВСМ), так и все имеющиеся запасы такого сырья, одновременно закрепив за собой соответствующие цепочки поставок. Такой шаг на Западе увязывают со стратегическими задачами развития высокотехнологического и оборонного секторов, а также с реализацией форсированного «зеленого» энергоперехода.

В рамках данной стратегии западные страны интенсивно наращивают политическую и экономическую активность, направленную на вовлечение в орбиту своего влияния ресурсных баз центральноазиатских республик. При этом они продвигают неоколониальную модель эксплуатации. Ранее такая модель уже применялась для фактического разграбления природных ресурсов в Африке, ЮВА и Латинской Америке. Результаты подобных подходов наглядны. Сегодня страны ЦА рискуют повторить участь африканцев и латиноамериканцев, имевших печальный опыт «сотрудничества» с западными корпорациями.

Так, международный анализ по результатам добычи полезных ископаемых, где ключевыми действующими лицами были британские или американские компании сделал президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил  Петров. Он рассмотрел пример Нигерии 50-70-х годов прошлого столетия, Северной Родезии (Замбии) в 30-40е годы, Индии, где эксплуатация длилась почти два столетия, и современного Казахстана.

- В Нигерии доход делился так: 50% сразу забирал инвестор, и лишь с оставшихся 50% платились какие-то налоги. Стране оставалось в финале 1-2%. В Северной Родезии – ныне Замбии  облагались какими-либо налогами в пользу государства 12% добычи, остальная часть сырьевых и материальных ресурсов просто вывозилась за пределы страны. В Индии ситуация еще интереснее. Они раскладывали проект на несколько этапов. Сначала инвесторы что-то вкладывали, потом что-то добывали, а в итоге выяснялось, что порядка $200-300 млрд вывезли без каких-либо выплат для самой Индии.

Что касается Казахстана, то в советское время доход из республики тоже вывозился, но этот же доход потом перераспределялся и реинвестировался в инфраструктуру самого же Казахстана – строились города, дороги, железнодорожное сообщение, объекты связи и т.д. С 90-х ситуация изменилась, и история с добычей полезных ископаемых дошла до полного абсурда. Зашли транснациональные корпорации, которые сейчас вывозят 90-98% дохода с их месторождений. Последние данные по Казахстану: «Арселор Миталл» догреб остатки советского месторождения, где было довольно много железа, и тихо вышел без всяких компенсаций. Все судебные дела по иностранным компаниям, разрабатывающим месторождение Кашаган, провалились. Этот путь, которого нам надо избежать, - подчеркнул эксперт.

Вместе с тем он акцентировал внимание на том, что результатом деятельности западных инвесторов, как правило, становится полное истощение месторождений.

- Колониальные компании добыли все, что могли, заработали, а стране добычи остается пустое месторождение, рекультивацией которого никто не занимается. Да, в странах добычи остаются железные дороги, порты, но все они заточены исключительно на вывоз ресурсов, но никак не на развитие экономики. После ухода таких иностранных компаний оказывается, что в стране нет никакой переработки или возможности доработки, есть только полная потеря ресурсов и финансовый дисбаланс, в бюджете остается в лучшем случае 10% дохода от добытого.

Загрязнение почв, водоемов – это само собой разумеется, любой рудник оставляет за собой след. В некоторых странах при добыче меди, олова, урана идет загрязнение тяжелыми металлами, которые имеют очень большой след. При добыче используют реки кислот, щелочей и других отравляющих элементов. Отравленными остается вода, сельхоз земли, для добычи используется лес, который выпиливается вокруг.

У меня есть очень простая формула. Мы уже определились с нашими стратегическими союзниками – это Евразийский экономический союз и ШОС. Страны, входящие в эти объединения, прекрасно знают, как и где надо добывать той или иной элемент. У нас два больших глобальных соседа – Китай и Россия. Они являются идеальными потребителями рудных материалов.

По горно-геологическим запасам у нас самая исследованная страна из бывших советских республик. Во времена СССР все горнорудные месторождения были поставлены на учет, они исследованы, оценены наиболее справедливо. Потому что советская система оценки не предполагала больших завышений или занижений. Они предполагали дальнейшее государственные процессы добычи, переработки.

Живой пример с нашими лантаноидами, которые считаются в мире одними из самых востребованных и необходимых для радиоэлектронной промышленности. Они  у нас добыты и аккуратно лежат в сухих хвостах, абсолютно безопасных для местного населения. Но трогать их нужно на самых выгодных для государства условиях. Это почти не требует затрат, там даже электричество подведено, рядом стоят корпуса фабрик, в которые можно прекрасно поставить оборудование. Редкоземы хранятся в виде измельченной руды. Во времена ВОВ добывали свинцовые компоненты из руды, а весь редкозем, зная, что он скоро пригодится для космоса, для развития радиоэлектроники наши предки аккуратно уложили. И это колоссальные деньги, это 10 бюджетов нашей страны, лежащих в двух ямочках.  И нельзя, чтобы они попали в плохие руки, т.к. это не принесет пользы нашему государству, - добавил М. Петров.

В свою очередь политолог, директор НИИ «Геополитики и стратегии» Канатбек Азиз рассказал о том, что Джулия Стар – будущий американский посол в Казахстане, чья кандидатура уже прошла одобрение в Конгрессе США, 29 июля 2025 года определила для себя главную цель своей дипломатической миссии: направить в сторону США вектор по добыче всех минеральных ресурсов в республике, и отделить ее от Китая и России.

-  Это коснется и всей Центральной Азии. У США есть большой интерес к нашему региону. Но у нас есть большая проблема. Иногда мы заявляем, что являемся одним большим регионом, но когда вопрос касается минеральных ресурсов, у каждого включается страновой эгоизм. Потому что каждый заинтересован в реализации собственных интересов. В Узбекистане 6 августа 2025 года был создан инвестиционный фонд на $500 млн, нацеленный на развитие зеленых технологий. Кыргызстану сейчас важно определиться,  какой вектор мы примем, и какие угрозы нас ждут, - подчеркнул спикер.

При этом участниками было подчеркнуто, что только укрепление ресурсного национализма с опорой на национальные интересы, а также отказ от участия в ресурсных инициативах Запада позволит странам ЦА сохранить суверенитет над национальными полезными ископаемыми. Тем более, что США и ЕС не заинтересованы в переработке КВСМ непосредственно в странах, которые располагают ресурсами, приоритетом для них является создание чистых высокотехнологичных производств только на своей территории.

Как отметил советник министра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР, исполнительный директор Кыргызского общества экспертов недр Аркадий Рогальский, каждой эпохе свойственны свои критические материалы. Было время, когда это была соль, в другое время –  железо, бронза и т.д. Потребность в тех или иных минеральных ресурсах всегда зависит от этапа развития цивилизации.

Он пояснил, что сегодня существует как минимум 17 национальных и пять наднациональных списков критически важных сырьевых минералов. Свои собственные национальные списки, которые определяются потребностями экономики страны, имеют США, Великобритания, Австралия, Япония, Южная Корея, Китай и ряд других стран. Наднациональные списки связаны с развитием регионов. Есть список Международного энергетического агентства, в который входят ресурсы, необходимые для развития энергетики. Есть список Европейского союза, который больше связан с борьбой Евросоюза с Россией и Китаем. Ну и другие списки, которые учитывают специфику тех или иных отраслей.

- В Кыргызстане, как мне видится, тоже есть как таковой список критических материалов – это постановление Правительства 2017 года «О реестре месторождений общереспубликанского значения». На сегодняшний день он состоит из 31 месторождения. В нем хорошо представлены те месторождения, которые являются ключевыми для развития экономики нашей страны, т.к. он включает 150 видов полезных ископаемых, которые имеют практический интерес для разработки в Кыргызстане.

С моей точки зрения, если мы будем говорить о стратегии критически важных сырьевых минералов, республике нужно разработать два реестра критических материалов. Первый – ресурсы, необходимые для внутреннего рынка. Это золото – основа экономики страны еще на ближайшие 30 лет, а то и больше, уголь – основа энергетической безопасности, а также нефть и газ. Также хочется, чтобы в этот список вошла подземная вода, на сегодняшний день она тоже является критическим ресурсом. Второй реестр – для внешнего рынка – это сурьма, ртуть (КР – единственная в мире страна производитель первичной ртути) и широкий список редкоземельных металлов, - поделился своим видением спикер.

При этом он выразил недоумение тем фактом, что сегодня правительство и аппарат президента не опираются на имеющиеся наработки местных специалистов, а вместо этого при участии внешних доноров привлекают для разработки стратегии горнодобывающей отрасли Кыргызстана зарубежные предприятия, которые даже не открывают филиалов или представительств в республике.

- Приезжают некие джентльмены в белых шлемах и рассказывают нам, что такое стратегия горнодобывающей отрасли. Сейчас ведется проект по разработке критических материалов. Изначально его название было «Стратегия развития критических материалов КР для Великобритании», после того как была поднята буча, название было исправлено на «Стратегия развития критических материалов КР. Возможности применения опыта Великобритании». Но при этом, документ был написан настолько грамотно и качественно, что он до сих пор публике не представлен, я с ним не ознакомлен и как ни пытался найти – не нашел. И учитывая то, что они уже выбивают второй грант финансирования под этот проект, они его дальше разрабатывают.

Для нас сейчас лучше уйти от навязанных международных штампов и развивать свою собственную отрасль, определить для себя, что мы ищем: инвесторов, деньги, ресурсы или признание. И, исходя из этого, мы поймем, как нам дальше развиваться. На сегодня я вижу, что мы ищем деньги, а это путь в никуда, - подчеркнул эксперт.

По его словам, сегодня в КР есть три органа, которые у себя в структуре имеют слово «геология»: Кыргызская геологическая служба, ГП «Кыргызгеология», Кыргызская гидрогеологическая экспедиция. У них даже схожие функции прописаны в уставах.

- Мне кажется, здесь надо определиться, кто из этих трех органов будет заниматься геологией. Сегодня только Узбекистан похож на то государство, где осталась какая-то геология, изучение недр и построение перспектив дальнейшего развития. Это сказывается и на государственных инвестициях, и на потенциале, и на том, насколько они самостоятельны в принятии своих решений.

Сейчас на повестке стоят продукты высокого передела, но, по сути, главным критическим в мире ресурсом всегда были и остаются земля и вода. У нас с гидроресурсами пока нет проблем, но этим вопросом надо заниматься. Причем как поверхностными, так и подземными источниками воды. Это на сегодняшний день наш основной критически важный ресурс, который требует пристального изучения.

В нормативно-правовом регулировании на сегодняшний день существует проблема в отсутствии стратегии развития горнодобывающей отрасли. Наиболее программный качественный продукт был разработан в 2013 году и называется «Стратегией развития горнодобывающей отрасли до 2030 года». По сути, после этого, каждые два года переписывался этот продукт и все хуже и хуже отвечал реалиям времени.

Сегодня на портале общественной экспертизы находится проект концепции стратегии горнодобывающей отрасли от декабря 2022 года. Сегодня геополитическая обстановка в мире сильно изменилась, поэтому уже даже концепция устарела, не говоря про стратегию. На мой взгляд, она должна быть пересмотрена, - добавил А. Рогальский.

На проблемы в законодательстве Кыргызстана, касающегося недропользования и лицензирования, обратила внимание руководитель секретариата Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Кулира Кубатова.

- По закону о недрах у нас существует четыре комиссии. Госкомиссия по запасам и проведению конкурсов на предоставление права недропользования, которая утверждается Кабмином. Далее, идет конкурс по каждому участку общественного значения. Эта комиссия, которая устанавливает минимальную цену за право пользования недрами, состоит из 7 человек, куда входят и депутаты ЖК. В том же законе есть еще аукционная комиссия. Она состоит из 5 человек и по законам аукциона тот, кто предлагает наибольшую цену, тот является победителем. Еще есть комиссия, по правилам пользования первой поданной заявки. Тут вообще не понятно, как она подается и как определяется. Согласно ст. 19, пользователями могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством, а также физические лица, в том числе иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. Здесь заложены большие коррупционные риски.

В ст. 33 этого закона говорится, что лицензиат имеет исключительное право на трансформацию лицензии на право пользования недрами и проведение геолого-поисковых работ в лицензию на право пользования недрами на геолого-разведывательные работы после сдачи заключительного отчета о проведенных геолого-поисковых работах. И в то же время срок действия этих лицензий в ст. 21 прописывает, что на разработку месторождений до 20 лет с последующим продлением до истощения запасов полезных ископаемых.

Небольшой обзор законодательства в сфере недропользования показывает, что существующие пробелы законодательства и высокие коррупционные риски, которые открывают доступ к быстрой разработке месторождений без должного контроля, что приводит к деградации окружающей среды и социальному напряжению. Мы хорошо знаем, что много возмущений у жителей, где проводится добыча природных ископаемых. В ст. 7 этого же закона «О недрах» прописано, что органы местного самоуправления на своих участках могут проводить работу именно по добыче ископаемых, - пояснила спикер.

В этой связи она обратила внимание, что сейчас Кыргызстану необходимо проанализировать и совершенствовать нормативную базу и исключить возможные риски в сфере недропользования, усилить контроль над добычей полезных ископаемых, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и предотвратить социальные конфликты, связанные с деятельностью горнодобывающих предприятий.

- Кыргызстан должен активно работать над созданием совместных предприятий и открытых инвестиционных проектов, при этом важно при составлении соглашения включать обязательные пункты о создании совместных производств, передаче технологий и обучении кадров. Крайне важно укреплять региональное сотрудничество со странами ЦА и вести согласованную политику в области добычи и переработки полезных ископаемых путем совместной разработки стратегии по управлению КВСМ, развиваться в этом направлении, что позволит более эффективно использовать потенциал региона и противостоять внешним вызовам, - добавила К. Кубатова.

На проблемы в горнодобывающей отрасли обратил внимание д.э.н., экс-директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества Кубат Умурзаков. Среди них дефицит специалистов, низкое качество геологоразведки, отсутствие перерабатывающих предприятий, а также недостаточный уровень управления госдолей и управления со стороны государства в целом.

- Нужна концепция и стратегия, как мы будем развивать горнорудную отрасль. И от этого пойдет, как мы будем заниматься геологоразведкой.  В Советское время у нас было несколько горно-перерабатывающих предприятий, которые занимались не только добычей, но и переработкой. У нас были горно-металлургические комбинаты. Это были монополисты в СССР, но время изменилось. Сейчас у нас две проблемы: нехватка специалистов и нехватка средств. Мы должны идти по пути определения основных партнеров, которые имеют необходимый потенциал по обеим позициям. Мы сейчас ведем многовекторную внешнюю политику, поэтому слушаем и британских, и американских экспертов, которые дают нам различные рекомендации. Однако, сложно определить какие из них эффективны и отвечают нашим интересам. Надо полагать, что зарубежные консультанты все же ориентируются на интересы своих стран. Поэтому, несмотря на то, что сейчас многие страны проявляют интерес к данной отрасли, я думаю, в первую очередь мы должны ориентироваться на Россию, учитывая, что с ней мы работали много лет, например, по тем же месторождениям редкоземельных металлов, - поделился мнением экономист.

Странам ЦА в разработке КВСМ выгоднее и безопаснее опираться не на западные, а на российские компании еще и потому, что подходы российских участников для более полного учета национальных интересов при необходимости в любой момент можно скорректировать через политический диалог с Москвой. В то же время при взаимодействии с западными компаниями оказать на них давление через руководство их стран практически невозможно.

Наталья Лобанова

Продолжение следует…

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320