На политическом горизонте Кыргызстана - досрочные выборы Президента и перевыборы в парламент Кыргызской Республики, до этого все три первые должности в государстве - и.о. Президента Кыргызстана, кыргызского премьер-министра, и спикера парламента КР - занимает одно лицо. Политолог Игорь Шестаков в интервью «EURASIA TODAY» выразил мнение, что «Правительство сформировано буквально на ходу, и оно скорее является политическим компромиссом с целью элементарной стабилизации, чем реально дееспособным кабмином, готовым в короткие сроки решить стратегические задачи.
Сейчас фраза «кадры решают все» - в отношении чиновников и депутатов будет иметь очень реалистичный характер». Однако для Киргизии сейчас важны не модели и формы правления, а диалог между конкурирующими политическими силами и общие задачи.
Кто бы ни выиграл выборы, к власти приходит министерство финансов
- Транзит власти в Киргизской республике из той серии, когда в большой политике возможности одних опираются на психологию массы и протестную культуру. И как при этом сохранить хрупкое социально-политическое равновесие в Киргизии, кому думать о гуманной политике, чтобы число революций не росло?
- Я был и остаюсь сторонником того, что власть должна сменяться исключительно правовым путем, если конечно не происходит ее радикальная узурпация, тогда выход исключительно революционный, но деятельность Сооронбая Жээнбекова не имеет к узурпации никакого отношения, он никуда не бежал из Кыргызстана, и его легитимность поддержали все ведущие партнеры страны. Нынешняя отставка произошла под давлением митинговых настроений, вызванных итогами парламентских выборов, и, безусловно, влияния пандемии на социально-экономическую ситуацию в стране. Сам повод к протестам, которые начались 5 октября в Бишкеке, заключался в пересмотре итогов парламентских выборов: 13 партий из 16, участвовавших в выборах, требовали отменить результаты, что закончилось захватом Белого дома.
В отличие от революционной смены режимов в 2005 и 2010 годах, сейчас не было особого повода для силовой смены Президента. Произошедшее скорее напоминает бунт против определённых политических сил в пользу популярного оппозиционного политика Садыра Жапарова, который стал известен тем, что боролся с режимом экс-президента Алмазбека Атамбаева. Но надо четко понимать, что требование отставки Соорнбая Жээнбекова не было трендом большинства оппозиционных сил, часть которых предлагала, чтобы глава государства оставался на своем посту до проведения новых выборов.
Одна из ключевых проблем ушедшего президента заключалась в его слабой команде, социально-экономические провалы во время пандемии, и, вероятней всего, - предательство чиновников, занимавших ключевые посты в исполнительной власти.
Сейчас социально-экономическая ситуация находится в состоянии коллапса, плюс началась новая волна пандемии, все эти факторы являются серьезным испытанием для Садыра Жапарова, который сформировал новое Правительство буквально на ходу, и оно скорее является политическим компромиссом с целью элементарной стабилизации, чем реально дееспособным кабмином, готовый в короткие сроки решить стратегические задачи.
И.о. Президента озвучил дорожную карту выхода Кыргызстана на новый уровень развития, прежде всего, построения справедливого общества, но пережив 2 революции, кыргызстанцев не удивить подобными обещаниями. Садыру Жапарову необходимо достигнуть политического консенсуса, чтобы страна вошла в нормальное правовое русло в преддверии новых парламентских и президентских выборов. История независимого Кыргызстана имеет богатый опыт митинговых политических разборок, главное, чтобы сейчас страна не пошла по этому пути.
- В политической матрице Кыргызстана события октября и роль Жээнбекова - уже не стереть, как и приход к власти Жапарова. Но факт, что политики не поделили власть.
- Я полагаю, что президент Жээнбеков поступил достаточно мудро, поскольку его добровольный уход не позволил усугубить эскалацию напряженности в обществе. Если сравнивать с Беларусью, общее лишь одно: недовольство результатами выборов и активное выражение протестных настроений в социальных сетях. Больше никаких особых аналогий я пока не вижу.
В период предвыборной кампании оппозиционные партии Кыргызстана получили большой объем эфирного времени на главных государственных телеканалах, причем абсолютно бесплатно. Такой опыт был использован впервые в истории проведения парламентских выборов, а оппозиционная партия «Бутун Кыргызстан» смогла через суд восстановить право на участие в выборах. Оппозиция Беларуси может только мечтать о таких преференциях. Если оппозиция Лукашенко обвиняла власти в фальсификации выборов, то в Кыргызстане это невозможно сделать, поскольку голосование проходит по новейшим биометрическим технологиям. Да был массовый подкуп голосов и административный ресурс, но это было и на последних президентских выборах в 2017 году.
- Если нарушения на выборах имели место и в 2017-м, это означает, что реальная политика Кыргызстана питала кризис 2020 года. В какой логике может развиваться постпротестная ситуация в КР?
- Нынешний политический кризис представляет опасность в том, что общественно-политическая ситуация носит абсолютно непредсказуемый характер. Ведущие политические силы могут поддержать курс Садыра Жапарова, или, наоборот, выступить его оппонентами. Пока толком неизвестна и реакция в регионах на смену Президента. Часть экспертного сообщества прогнозирует, что вместо развития демократии, Кыргызстан ждет скатывание в охлократию и установление демократии «полевых командиров», о чем эксперты еще говорили в 2010 году после свержения Курманбека Бакиева.
Другой серьезный вызов для власти - отток молодёжи, только в России находятся 600 – 800 тыс. трудовых мигрантов, и если раньше люди недовольные действиями властей, решением социально-экономических задач могли уехать в Россию или Казахстан, то теперь из-за пандемии народ живет в режиме «сидим дома», требования и претензии к политикам как и запрос на справедливость и выполнения обещаний - возрастают буквально с каждым днем. Сейчас фраза «кадры решают все» - в отношении чиновников и депутатов будет иметь очень реалистичный характер.
О положительных моментах можно будет говорить после принятия решения о снижении проходного барьера в парламент с нынешних – 7% до 3, и значительном снижении суммы предвыборного залога, что значительно повысит политическую конкуренцию и будет отвечать настроениям в обществе. Я не удивлюсь, если на следующих выборах кыргызстанцы смогут голосовать либо по мажоритарно-пропорциональной системе, либо полностью по мажоритарной. На это есть запрос в обществе, об этом и Садыр Жапаров говорил. И в соцсетях много постов и требований, что пора отказываться от нынешней партийной системы, которая превратила законодательную власть в закрытое акционерное общество.
- В каком состоянии оставил Жээнбеков национальную экономику? Взятие штурм Белого дома драйвом для неё точно не стало, а повторные выборы вновь потребуют миллионы.
- Экономическая ситуация находится в полном колапсе, плюс за время бурных политических событий произошли нападения на горнодобывающие компании, и урон от этих неправовых действий составляет несколько десятков миллионов долларов. Что только усугубляет ситуацию, в том числе и привлечении инвестиций.
По оценкам разных источников госбюджет потерял от снижения уровня экономики до $600 млн. Хотя и эти показатели очень примерные. На начало июня, по данным Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики, убытки предпринимателей оценивались примерно в $1 млрд, это связано с тем, что стратегические отрасли, туризм, - находятся в «спящем режиме».
Серьезной нагрузкой на бюджет является и выплата внешних долгов, в первую очередь, Китаю, экс-президент вел переговоры по реструктуризации долга Пекину, но итоговых договорённостей достигнуто не было. В целом Кыргызстану в текущем году надо будет выплатить по долговым обязательствам в рублевом эквиваленте примерно 14,8 млрд рублей, непонятно, где правительство изыщет такие суммы.
Кроме того, сектор здравоохранения, который в связи с пандемией сейчас занимает ключевое место, требует постоянного увеличения расходов. Если прежние власти рассчитывали на привлечение грантов и кредитов, то сейчас вряд ли кто-то из внешнеполитических партнеров выделит средства до проведения новых выборов. Так что, у населения основные надежды могут быть связаны с переводами трудовых мигрантов из России, впрочем, такая ситуация характерна для нашей республики. Ежегодно мигранты переводили на родину из РФ примерно $2,5 млрд, только в первом полугодии кыргызстанцы перевели из РФ около $1 млрд.
- Союзная Россия, внимательно наблюдающая за событиями в Бишкеке, заявила о приостановке оказания финансовой помощи КР до момента стабилизации политической ситуации в стране и восстановления функционирования органов власти. Как заявление Москвы воспринимается в политологических кругах? Уровень отношений России и Киргизии сохранится при новой власти в КР, по Вашему прогнозу?
- И Садыр Жапаров, и МИД КР сделали заявления, что Россия - стратегический партнёр Кыргызстана. Однако ситуация с финансовой поддержкой Кыргызской Республики вполне понятна, сейчас Москва, исходя из своей традиционной позиции признания легитимной власти, пока находится в стадии мониторинга. Безусловно, приостановка российской помощи будет чувствительным ударом по экономике Кыргызстана.
Для локализации пандемии РоФ оказала помощь в устранении последствий, причинённых коронавирусом на сумму около 200 млн рублей, направила в республику более 100 врачей, поставила медикаменты, медицинское оборудование. Кроме того, РФ регулярно оказывает поддержку бюджету КР в размере не менее $30 млн., как это было в прошлом году.
Также, Российская Федерация является ключевым партнёром нашей страны в деле обеспечения региональной безопасности, оказывая техническую помощь силовым структурам. Кыргызстан получает целый комплекс преференций, что, конечно, играет существенную роль в плане стабилизации обстановки в стране.
Вероятней всего, Россия вернётся к прежнему сотрудничеству, когда пройдут выборы нового главы государства. Однозначно, для элит и политических сил страны, и общественности, реакция Москвы на происходящие в Кыргызстане общественно-политические процессы имеют важное значение, включая восприятие действующей власти. В этой связи Садыр Жапаров будет заинтересован в выстраивании конструктивного диалога с российскими властями.
http://www.eurasiatoday.ru
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320