В Кыргызстане принята новая Концепция государственной политики в сфере миграции на 2021–2030 годы. Документ разработан при финансовой и экспертной поддержке Международной организации труда (МОМ), Европейского центра трудовой миграции и других международных доноров.
Авторы стратегии исходят из того, что миграция является одним из ключевых вызовов для республики, т. к. имеет серьезное негативное влияние на ее демографическое и социально-экономическое развитие. Устранить и перенаправить его в позитивное русло, по мнению доноров, помогут согласованные усилия и фактологически обоснованная политика в миграционной сфере. Вроде бы и посыл, и обоснование, и суть документа выглядят вполне благородно. Однако при более детальном его рассмотрении становится очевидным, что все несколько иначе, чем кажется на первый взгляд.
Доноры хорошо подготовились к презентации новой Концепции миграционной политики КР. Во-первых, Программой развития ООН совместно с МОМ был подготовлен отчет по миграционной ситуации в республике. Согласно его данным, с началом пандемии коронавируса около 200 тыс. граждан республики были вынуждены вернуться на родину, что усугубило и без того сложную социально-экономическую ситуацию в стране. Примечательно, что главный акцент в исследованиях сделан на вопросах возвращения граждан из зарубежной миграции, а именно из России, где, согласно тому же отчету, временно или постоянно находится большая часть кыргызских трудовых мигрантов — порядка 700 тыс. человек. Отмечается, что возвращающаяся миграция имеет большое влияние на местное развитие, в этой связи ключевым шагом для разработки конкретных и ответных мер должна стать поддержка возвращающихся в результате пандемии граждан, которые «лишились возможностей работать и поддерживать свои семьи на родине».
В дополнение к отчету МОМ презентовала результаты картирования кыргызской диаспоры за рубежом, которые выявили «тенденцию увеличения намерений кыргызских граждан за рубежом вернуться на родину». Если верить исследованию, то в 2021 г. 66% респондентов захотели вернуться в Кыргызстан на постоянное место жительства, тогда как в 2015 г. эта группа составляла всего 47%.
Однако, по данным из других источников, за время пандемии из России в Кыргызстан вернулись не более 40 тыс. кыргызских граждан, вопреки изначальным прогнозам в более чем 100 тыс. человек. При этом, после того как авиасообщение между Кыргызстаном и Россией было восстановлено, в РФ с целью временного трудоустройства или на ПМЖ выехали несколько десятков тысяч граждан республики. Как отметил в эксклюзивном интервью MEDIA-MIG эксперт Совета по миграции при спикере Жогорку Кенеша (парламента) КР Улан Шамшиев, в ближайшее время остановить внешнюю миграцию и отток граждан за рубеж Кыргызстану не удастся:
«Нам нужно комплексно подходить к вопросам миграции. Нужно совершенствовать систему образования, обучения русскому языку и предвыездной подготовки, отработать механизмы по направлению граждан путем оргнабора либо через регулирование деятельности частных агентств занятости. При этом, содействуя их отправке за рубеж, мы должны обеспечить защиту их прав на территории иностранных государств. Для этого с основными странами, куда едут наши мигранты, нужно расширять договорную базу по социальному, пенсионному, медицинскому обеспечению, по вопросам предотвращения нелегальной миграции и торговли людьми, т.е. по вопросам их безопасности, в том числе по реадмиссии и экстрадиции. В будущем это также позволит диверсифицировать миграционные потоки».
Вторым комплексным вопросом концепции миграционной политики КР, по его мнению, должно стать совершенствование законодательства КР, приведение подзаконных актов в соответствие с новой Конституцией и т. д. Улан Шамшиев отметил, что, с одной стороны, документ прогрессивен, а с другой — он получился рамочным и даже абстрактным.
«Не могу сказать, что принятая Концепция очень плоха, но ее можно было расширить с учетом текущих тенденций, сделать живее и мобильнее. Я надеюсь, что в ближайшее время будет разработан план реализации, потому что без плана это нерабочий документ. Но большое достижение — уже сам факт, что он был принят, учитывая, что прежняя Концепция миграционной политики была утверждена в 2006 г. сроком до 2010 г. С того момента никаких программных документов в сфере миграции у нас не принималось, хотя давно было пора определить хотя бы основные векторы развития миграционной политики и обеспечить координацию между госорганами, задействованными в этой сфере, каждый из которых пытается решить свои базовые задачи без учета общих тенденций», — подчеркнул собеседник MEDIA-MIG.
Говоря о влиянии международных организаций на содержание документа, он отметил, что не видит в нем навязанных извне элементов: «Это внутреннее решение нашего государства. В Кыргызстане давно назрела необходимость принятия Концепции миграционной политики, поэтому одним из первых указов Садыра Жапарова после его вступления в должность президент КР был указ о регулировании миграционной сферы, улучшении жизни мигрантов и т. д. Стояла задача в кратчайшие сроки принять Концепцию миграционной политики, поэтому на помощь пришли МОМ и другие доноры».
Между тем принятая Концепция базируется на трех документах, из которых лишь один — это стратегия устойчивого развития Кыргызстана, рассчитанная до 2040 года, а два других — рамочно-декларативные договоры ООН. При этом миграционная политика ЕАЭС в кыргызской Концепции не нашла никакого отражения.
«Мне кажется, что заказчиком этой Концепции должен был стать не Европейский, а Евразийский союз, потому что именно ЕАЭС принимает основные потоки миграции из Кыргызстана. Как известно, на Россию приходится основная часть кыргызстанцев, которые ищут работу за рубежом, а это почти миллион человек, тогда в Европу из нашей республики едут на работу в лучшем случае несколько тысяч кыргызстанцев. По логике вещей, ЕЭК должна была выступать заказчиком и спонсором этого проекта», — отметил в беседе с MEDIA-MIG сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» политолог Игорь Шестаков.
Эксперт назвал Концепцию миграционной политики одним из главных стратегических документов для Кыргызстана, но добавил, что она вызывает ряд вопросов: «Например, почему рабочая группа, которая занималась его разработкой, делала это максимально не публично? Я как эксперт, плотно занимающийся вопросами миграции, с удивлением услышал о принятии Концепции. Надо вообще посмотреть список тех, кто ее разрабатывал. Не удивлюсь, если над проектом работали люди, которые не очень хорошо разбираются в вопросах трудовой миграции. Возможно, документ получился довольно декларативным именно потому, что в нем не учтены рекомендации людей, которые реально связаны с миграционными процессами», — заявил Игорь Шестаков.
https://media-mig.ru/industry/v-kyrgyzstane-prinjata-neodnoznachnaja-koncepcija-gosudarstvennoj-politiki-v-sfere-migracii-do-2030-g/
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320