В канун нового года – 31 декабря – президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал закон «О внесении изменений» в законы «О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам» и «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики».
Отмечается, что поправки и дополнения касаются реабилитации граждан, репрессированных «за политические и религиозные убеждения, национальные и иные признаки». Признаками политической репрессии, по новому законодательству, признаются решения, принятые в период с 1917 года по 1953 год на основании документов «О красном терроре», о борьбе против басмачества, о признаках кулацкого хозяйства и ряда других актов.
Не подлежат реабилитации лишь граждане, принимавшие участие во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в рядах военнослужащих или командного состава, «в отношении которых в материалах уголовных дел имеется совокупность доказательств, подтверждающих обоснованность привлечения их к ответственности за предательство».
Согласно новой версии закона, рассматривать вопрос о реабилитации того или иного лица будут не только на основании обращения родственников, как это было в прежней версии. Теперь инициировать оправдательный процесс смогут и общественные организации, в том числе, осуществляющие свою деятельность за счет средств зарубежных спонсоров, тех самых, которые и лоббировали внесение принятых поправок. Единственная цель которых – разжигание русофобии по опробованному на Украине и в Прибалтике сценарию.
Важно отметить, что внесенные в закон изменения лаконично вписываются в стратегию по продвижению повестки, так называемой, деколонизации, переосмысления советского прошлого, снижения влияния российской пропаганды и поиска национальной идентичности. Эти нарративы были озвучены главным операционным директором британской неправительственной организации «Институт по освещению войны и мира» (IWPR) Стивеном Рамзи в рамках региональной конференции в Алматы в 2023 году. Теперь их ретранслируют и активно пытаются внедрить в общественное сознание граждан стран Центральной Азии «прокураторы» западных доноров – местные НПО.
Соответственно новый документ не имеет цели восстановить историческую справедливость, учитывая, что закон о реабилитации репрессированных в Кыргызстане действует еще с середины 1990-х годов. Кроме того существуют структуры, объединяющие историков, архивистов и юристов многих бывших советских республик, продолжающих начатую еще во времена Советского Союза работу по оправданию невинно осужденных. Благодаря этой работе были оправданы многие представители кыргызской интеллигенции. В их числе Торекул Айтматов, Иманалы Айдарбеков, Баялы Исакеев, Касым Тыныстанов и др.
Тогда как реабилитация всех подряд может привести к оправданию боевиков Туркестанского легиона Вермахта и восточно-мусульманских частей СС. Не исключено, что это и есть сама цель внесенных поправок. Однако для страны, отправившей на войну с фашизмом в период с 1941 по 1945 годы более 350 тыс. граждан, из которых более ста тысяч погибли или числятся пропавшими без вести, это выглядит, по меньшей мере, не логично.
Вряд ли потомки героев ВОВ с одобрением воспримут то факт, что их дедов и отцов уравняют с карателями. К их числу относится системный аналитик, историк Бактыбек Саипбаев.
- Лично я отрицательно отношусь к реабилитации басмачей, и не только потому, что от их рук погиб родной старший брат моего деда Фахриддин, который активно участвовал в становлении советской власти на территории Средней Азии. Но и потому, что мой отец и родной дядя участвовали в Великой Отечественной войне, а басмачество выступало на стороне Германии и Японии, которые финансировали это движение в 30-40-х годах. Я уверен, что негативно воспримут оправдание среднеазиатских пособников фашистов и другие люди, чьи отцы и деды сражались против гитлеровских сил во время ВОВ, - отметил собеседник «Региона.kg».
При этом он напомнил, что реабилитация жертв «красного террора», в том числе белогвардейцев, выступавших против советской власти, а также жертв сталинских репрессий, среди которых было немало невинно осужденных, идет практически с момента распада СССР. Причем, инициатором этого процесса выступила Россия.
- Соответственно, во всех республиках бывшей советской Средней Азии начались аналогичные процессы. Особенно в этом плане продвинулся Узбекистан, где после распада СССР реабилитировали 200-300 представителей басмаческого движения. Мотивировалось это тем, что они пытались сохранить национальную независимость, религию – исламскую веру, свой традиционный уклад жизни. При этом надо понимать, что на территории республики в 20-е годы орудовали по разным подсчетам от 300 до 500 тыс. басмачей. Это было не единое движение, они между собой даже конкурировали, но это была достаточно серьезная сила. В 90-е годы было оправдано 200-300 человек, т.е. получается, что «гора родила мышь». Я думаю, В Кыргызстане будет такая же ситуация, ничего резонансного из этого процесса не выйдет.
По его мнению, может быть, даже есть смысл в том, чтобы провести «разбор полетов». Если какого-то басмача решат реабилитировать, но выяснится, что он участвовал в массовых расстрелах населения, его сложно будет оправдать. В то же время, возможно, были те, кто например, вели агитацию против советской власти, но лично не участвовали в боевых действиях, их, может быть и реабилитируют.
- Желательно, чтобы работа той же комиссии имела широкий публичный резонанс, чтобы население понимало, что происходит, потому что многие сейчас знать не знают, кто такие басмачи. Было бы хорошо, если бы представители ЦЭИ «Ой Ордо» тоже вошли в состав комиссии, - отметил Б. Саипбаев.
Вместе с тем он обратил внимание, что инициатива реабилитировать басмачество вносит определенный раскол в общество. Даже в среде историков на этот счет нет единого мнения. Одни считают, что надо заниматься реабилитацией, другие категорически против этой идеи, объясняя это тем, что в общей массе басмаческое движение занималось карательными операциями.
- При этом северные кыргызы активно не участвовали в басмаческом движении. Шла интеграция с русскими крестьянами и рабочими, и идеи советской власти на севере воспринимались очень охотно. Советская власть сразу взялась за ликвидацию безграмотности, начала налаживать здравоохранение и т.д. Поэтому население к ней потянулось. На юге, который входил в состав Коканда, ситуация была другой. Там были бай манапы, и они активно сопротивлялись, причем очень долго. Последний отряд басмачей ушел в 1942 году в сторону Китая, потом перешел в Афганистан. Они получали поддержку и снабжение сначала британских спецслужб – в 20-е годы, а в 30-е и 40-е – японцев и немцев. Поэтому и сегодня говорить, что все население единодушно поддерживает идею реабилитации басмачества, нельзя, - подчеркнул собеседник редакции.
Он еще раз отметил, что нельзя исключать, что среди басмачей были те, кто действительно, отстаивал свою веру и традиции умеренными методами. Однако, большинство из них действовали радикально и с особой жестокостью, например, сжигая целые кишлаки, действуя по прямому указанию британцев.
Сегодня за инициативами реабилитировать басмачество тоже стоят западные страны, и прежде всего, Великобритания, которая стремится втянуть страны ЦА в орбиту своего влияния, чтобы взять под контроль их ресурсные базы. Если в начале прошлого столетия британцы противостояли России в сфере производства хлопка – стратегического на тот момент сырья, необходимого для производства нитроцеллюлозы. То сегодня речь идет о запасах критически важных сырьевых минералов, необходимых для развития высоких технологий.
Важно отметить, что законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон «О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий», в отличие от многих других законодательных инициатив, очень активно продвигался его «авторами» – депутатами ЖК КР. И этому есть вполне логичное объяснение.
- Прежде всего, отмечу, что инициатива внести поправки в законодательство, исходит от Запада. На мой взгляд, данный закон инициирован и достаточно поспешно принят по двум причинам. Во-первых, в связи с тем, что в этом году отмечается 80-летие Победы в ВОВ. Во-вторых, он идет в унисон западной идее о деколонизации, в рамках которой нас пытаются убедить в том, что страны Средней Азии были российской колонией, - пояснил историк.
По его словам, до 1916-го года на территорию Средней Азии, действительно, активно переселялись русские крестьяне. Со стороны царской России были попытки контролировать производство хлопка. Но при этом прокладывались дороги, в том числе железнодорожное сообщение, строились школы и т.д.
- И уже в то время действовала вражеская пропаганда, которая отчасти и привела к восстанию 16-го года. Кстати, Запад имеет к нему самое непосредственное отношение. Сейчас уже доказано, что в нем участвовали турецкие офицеры, которых поддерживали, вдохновляли и снабжали немецкие спецслужбы. Сейчас западные страны ворошат историю, однако преподносят многие исторические факты в выгодном для себя свете.
Надо понимать, что вплоть до 1917 года была эпоха колониального передела мира, в котором участвовали практически все крупные геополитические игроки. И Средняя Азия была бы в любом случае колонизирована. Выбор был небольшой – регион захватил бы либо Цинский Китай, либо Британия. Был еще один – самый опасный вариант – джунгары, которые вообще бы уничтожили и казахов, и кыргызов. Не зря же наши предки обращались к российскому царю за защитой и протекторатом. На мой взгляд, хорошо, что пришла Россия, потому что за ней пришла советская власть, которая начала бороться за простой народ.
Да были ужасные вещи – расстрелы, коллективизация, репрессии, невинно пострадавшие люди. И это надо изучать. При Сталине были репрессированы около трех миллионов человек, из которых 800-900 тыс. были расстреляны.
Но была и сталинская политика ускоренного развития бывших царских окраин, была политика по ускоренному формированию национальной интеллигенции. У нас появились заводы и фабрики, были созданы колхозы и совхозы, были построены школы, больницы, театры, музеи, выставки, консерватории и т.д. Была проведена повсеместная электрификация. При этом большое внимание уделялось развитию кыргызского языка, национального искусства и литературы и т.д. Какая же это колонизация?
А Запад пытается сейчас одним чохом обвинить Россию во всех грехах. И самое главное, что нам пытаются навязать мысль, что мы бы прекрасно жили, если бы не Россия. О том, что бы было, если бы не пришла Россия, а самое главное, советская власть, мы можем судить в сравнении. Достаточно посмотреть, как живут сейчас уйгуры в Китае. Они там радуются, что одна женщина стала профессором в Пекине. Нас этим удивишь? У нас в любой отрасли было множество и профессоров, и академиков.
Пришла бы Британия, жили бы мы, как живут сейчас в Афганистане или той же Индии – тотальная безграмотность и дичайшая бедность. Афганистан до сих пор на 60% даже не электрифицирован. Поэтому радоваться надо, что пришла Россия. И это надо системно доводить до нашего населения. Нас же сейчас пытаются вернуть в состояние невежества и накормить историческими мифами, - подытожил Б. Саипбаев.
Аида Мамбетова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320