В соответствии с Договором о создании Евразийского экономического союза, его главной задачей является повышение благосостояния граждан, для чего должны быть обеспечены «4 свободы»: движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В рамках достижения поставленной цели одним из ключевых моментов является обеспечение беспрепятственного функционирования внутреннего рынка, для чего Армении, Белоруссии, Казахстану, Киргизии и России необходимо полностью устранить все имеющиеся на сегодня препятствия.
Работа на этом направлении идет с переменным успехом, так как национальные интересы каждого из участников объединения все еще превалируют над общесоюзным.
За прошедшие с момента образования ЕАЭС годы его участники неоднократно сталкивались с многочисленными проблемами, самыми значимыми из которых являются существующие и вновь появляющиеся барьеры, изъятия и ограничения. Именно вокруг них страны-участники союза ломают копья и ведут жаркие споры. В данном случае нужно понимать, что эти три определения имеют свои различия, а значит, и решаются в рамках ЕАЭС по-разному. В частности, «барьер» – препятствие для свободного движения товаров, услуг, капитала или рабочей силы из-за несоответствия норм законодательства государств-членов, либо их правоприменительной практики по отношению к праву союза. «Изъятия» представляют собой определенные исключения из правил ЕАЭС, которые позволяют его участникам не применять общесоюзные нормы. В свою очередь, «ограничениями» являются любые препятствия, возникшие из-за отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено в объединении.
Для устранения всех вышеперечисленных препятствий в рамках ЕАЭС были созданы специальные механизмы. В частности, вопросы по изучению и представлению решений возложены на Департамент функционирования внутреннего рынка при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Именно здесь ведется учет и изучение препятствий и разрабатываются решения по их ликвидации. Кроме того, в ЕАЭС еще несколько лет назад был принят программный документ со сводом ограничений и барьеров – «Белая книга», а также сформирован их Реестр и определены перечни наиболее важных препятствий, которые вошли в «дорожные карты» по их устранению.
Как указывалось выше, для решения каждого из комплекса существующих проблем в ЕЭК разработаны отдельные методы, хотя в ряде случаев используется комплексный подход. В частности, барьеры устраняются через механизм уведомления стран о необходимости выполнения взятых на себя обязательств в рамках Договора о ЕАЭС. Ограничения – путем совершенствования права объединения, в том числе через принятие международных соглашений. Устранение же изъятий требует и изменений в праве ЕАЭС, и корректировки национального законодательства, что является одним из самых сложные процессов, так как напрямую затрагивает интересы местных производителей стран-участниц. Поэтому именно здесь разрабатываются всевозможные «дорожные карты», а стороны проводят совместные консультации на уровне правительств.
Несмотря на все сложности, необходимо заметить, что работа по устранению препятствий в Евразийском экономическом союзе продолжается и участники объединения уже достигли многого. Так, за период пяти лет – с 2016 по конец 2020 г. на внутреннем рынке ЕАЭС удалось устранить 51 барьер и 3 препятствия с признаками барьера из квалифицированных ранее 63. То есть 81% от всех квалифицированных барьеров, треть из которых перестала существовать в 2020 году. При этом именно в прошлом году странам удалось достичь консенсуса по ряду принципиальных вопросов, устранив 12 барьеров и 3 препятствия с признаками барьеров.
За последний год участники ЕАЭС смогли решить вопросы неравного налогообложения товаров при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территориях Калининградской и Магаданской свободных экономических зон РФ по сравнению с иностранными товарами. Устранены и два изъятия в сфере предоставления промышленных субсидий – речь идет о мерах в отношении инвестиционных соглашений по промышленной сборке в Белоруссии и в Казахстане. Кроме того, удалось устранить одно из системных ограничений, связанное с запретом одного из участников ЕАЭС на ввоз продукции из третьих стран для защиты национальных интересов. Дополнительно к этому была утверждена «дорожная карта» по развитию единой системы таможенного транзита на основе системы отслеживания транзитных перевозок с использованием навигационных пломб (работа по отдельному соглашению о применении таких пломб уже ведется).
Вместе с тем пока полностью ликвидировать все препятствия в ЕАЭС не удается. На начало текущего года в Реестре было зафиксировано 12 барьеров, 35 ограничений и 11 изъятий. При этом необходимо понимать, что в будущем этот список может пополниться новыми пунктами, так как жалобы от представителей бизнеса и госструктур поступают в ЕЭК постоянно. Около половины таких жалоб связаны с ветеринарно-санитарными и карантинными фитосанитарными мерами, техническим и таможенным регулированием, а также проблемами в области нетарифного регулирования, налоговой политики и государственных закупок. То есть с самыми сложными сферами многостороннего сотрудничества.
В декабре 2020 года страны ЕАЭС договорились о том, что в течение 2021–2022 годов будут ликвидированы еще 12 препятствий. Тогда же удалось закрыть многолетний вопрос доступа товаров стран Союза к национальным госзакупкам: был одобрен основной перечень такой продукции и правила определения страны происхождения товаров из ЕАЭС. В нынешнем году ЕЭК также сумела устранить два препятствия и дополнительно подготовила базу для дальнейшей работы в этом направлении. Так, в скором времени вступит в силу «Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС на внутреннем рынке», что позволит взаимно признавать пробирные клейма стран союза. Кроме того, будет устранено ограничение, которое связано с отсутствием свободного перемещения в рамках Союза племенных животных и т. п.
Кроме того, в августе стало известно, что на заседании Евразийского межправительственного совета было принято решение устранить до конца 2022 года еще 14 препятствий: 13 ограничений и 1 изъятие. Для оптимизации работы ЕЭК совместно с правительствами стран-участниц союза до 1 октября подготовит и предложит для рассмотрения на Совете ЕЭК соответствующую «дорожную карту». На следующем этапе на уровне вице-премьеров будут утверждены и сами мероприятия, которые позволят снять препятствия на внутреннем рынке Союза.
Известно, что к наиболее чувствительным вопросам, вынесенным на решение в 2021-2022 годах, относятся те, которые касаются признания документов об ученых степенях и званиях, водительских удостоверений, электронных документов, заверенных электронной подписью. Помимо этого, планируется решить проблемы правового регулирования в сфере обращения сильнодействующих веществ и культурных ценностей, отсутствия общих принципов ответственности за нарушение обязательных требований к продукции и правил проведения обязательной оценки их соответствия, недостаточности гармонизации законодательства государств ЕАЭС в области аккредитации, несовершенства порядка установления изъятий из национального режима в сфере госзакупок, а также использования банковских гарантий, соблюдения требований технических регламентов Союза и пр.
Таким образом, можно констатировать, что ЕАЭС продолжает двигаться к достижению поставленных при его создании целей. Однако сегодня борьбу ЕЭК с различными препятствиями на пути создания реального свободного движения продукции, капитала и рабочей силы все еще сложно назвать эффективной. Кроме того, количество барьеров и изъятий, даже несмотря на их постепенную ликвидацию, в обозримом будущем будет только расти, так как углубление интеграции будет вести к появлению новых вопросов урегулирования национальных интересов каждого из членов Союза.
Поэтому сегодня все больше стали звучать слова о том, что в ЕАЭС пора задуматься над созданием национальных систем мониторинга барьеров, чтобы страны-члены могли бы вести совместную с ЕЭК работу по их устранению. К сожалению, пока страны-участницы все еще не готовы к таком шагу, а значит полностью избавиться от препятствий в Союзе за кратчайший срок вряд ли удастся.
http://asiais.ru/society/48730.html
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320