Кыргызстан исторически связан с Россией, в отличие от той же Турции с ее туманной идеей тюркской идентичности, но сейчас необходима активизация в медийном пространстве всех компонентов российской мягкой силы.
Таким мнением в рамках международной конференции: «Новые векторы в геополитике ЦА: чья «мягкая сила» эффективней», организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» поделилась эксперт по гуманитарным вопросам, экс-замминистра образования КР Умутхан Тыналиева.
- Феномен мягкой силы – важная составляющая внешнеполитического ресурса современных государств, особенно тех, которые являются лидерами в международном пространстве. Воздействие мягкой силы проявляется не сразу, а постепенно, при этом меняет не только сознание людей, но и затрагивает политические верхушки страны.
Сегодня уже факт, что благодаря методам мягкой силы, Западу удалось переформатировать постсоветское пространство в ряде стран СНГ. За 30 лет независимости Кыргызстана серьезную нишу в политической жизни заняли многочисленные НПО, имеющие состоятельных зарубежных доноров. Что касается влияния мягкой силы, хотелось бы отметить систему образования, имеющую целевую молодежную аудиторию с ее благодатным полем мотивации и возможностью влияния на все сферы общественно-политической жизни любого государства. В этом направлении некоторые государства в Кыргызстане весьма преуспели.
В первую очередь следует отметить роль Турции. В арсенале ее мягкой силы можно выделить некоторые приоритеты. Это, например, концепция «новой тюркской идентичности», основанная на идее культурной и религиозной общности. Это и образование. По республике открыты десятки турецких лицеев и колледжей, успешно работают турецкие вузы, которые весьма привлекательны для молодежи Кыргызстана, весьма востребованными, несмотря на высокую оплату, являются частные школы. Серьезным акцентом можно считать инициативу турецкой стороны о введении единых в рамках ОТГ образовательных стандартов по трем предметам – истории, культуре и литературе тюркских народов. Эти предметы утверждены в Министерстве образования и науки КР как факультативы. Хотя, на мой взгляд, сейчас необходимо проработать новые издания по собственной истории Кыргызстана.
В нашей республике подавляющее большинство русскоязычных школ предпочитает вести обучение предметов естественного цикла по учебникам российских изданий. Между тем обсуждение вопросов о введении единых образовательных стандартов этого профиля остаются на уровне вялых дискуссий, несмотря на то, что Кыргызстан уже не первый год работает в формате ЕАЭС.
Параллельно аналогичную работу проводят США. В Кыргызстане успешно функционируют многочисленные языковые центры, колледжи, а АУЦА не первое десятилетие удерживает первенство в рейтинге местных вузов. Отдельного внимания заслуживают десятки НПО в республике, деятельность которых держится на серьезных американских инвестициях, оказывая вполне конкретное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране.
Помимо Анкары и Вашингтона активно работает в ЦА и Пекин. Пока у Китая в приоритете экономическая сфера, но в перспективе он будет работать на расширение влияния и в образовании.
При этом приходится констатировать, что Россия в этой сфере находится в роли «догоняющего», несмотря на то, что в республике есть целевая аудитория с серьезной мотивацией и ожиданиями получить образование в российских вузах. Наша страна исторически связана с Россией, в отличие от той же Турции, предлагающей туманную идею тюркской идентичности, но сегодня необходима активизация в медийном пространстве общественных институтов и других компонентов российской мягкой силы. В этом направлении особого внимания должна быть удостоена система образования. Сегодня же строительство долгожданных российских школ находится лишь на уровне диалога с органами власти, педагогические десанты напоминают скорее разрозненные акции, нежели системную политику. В Кыргызстане действует единственный пророссийский вуз – КРСУ.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320