Экономика
11.03.2025

Удобно устроились: как иностранные маркетплейсы захватывают казахстанский рынок

Волна дешёвых товаров, минимум налогов и свобода от пошлин, агрессивный рост и истощение местного бизнеса. О том, почему так себя ведут иностранные электронные маркетплейсы, и кто им это позволил, эксперты и предприниматели рассказали Orda.kz.

Жируют и не платят

Мы уже писали, как зарубежные интернет-магазины всеми правдами и неправдами стремятся завлечь казахстанских покупателей, используя и элементы азартных игр и агрессивную навязчивую рекламу.

Такие площадки, как Temu, Ozon, PinDuoDuo и другие маркетплейсы получают здесь такие тепличные условия, что обида и возмущение казахстанских предпринимателей докатились уже до парламента.

Депутат Азат Перуашев от партии «Ак Жол», которую называют партией бизнесменов, на пленарном заседании обратился с запросом на имя вице-премьера — министра национальной экономики Серика Жумангарина.

Он отметил, что сегодня на фоне дискуссий о повышении ставки НДС, когда президент призывает затянуть пояса, крайне важно защитить бюджет и отечественный бизнес от недобросовестного импорта.

«Ситуацию наглядно иллюстрируют иностранные маркетплейсы, помимо прочего использующие право беспошлинного ввоза посылок стоимостью до 200 евро», сказал мажилисмен.

По приведённым им данным:

- в 2023 году иностранные маркетплейсы поставили в Казахстан товаров на 505 млрд тенге;

- при этом они уплатили в бюджет 24 млрд тенге, что составляет лишь 4,8 % от оборота.

«Это полный уход от таможенных пошлин и в 2,5 раза меньше НДС, который вообще-то всегда уплачивается в стране назначения и служит важным фактором пополнения бюджета. То есть только за счёт уклонения от НДС бюджет в 2023 году недополучил от операций иностранных маркетплейсов более 60 млрд тенге, не говоря уже о недополученном ИПН с рабочих мест на производстве», сделал вывод Азат Перуашев.

Также по его информации:

- фискальная нагрузка казахстанских маркетплейсов по тем же импортируемым товарам, по данным экспертов, составляет 16,3 %, то есть почти в четыре раза выше, чем у иностранных;

- казахстанские предприниматели, ведущие деятельность через локальные платформы, обязаны уплачивать до 62 % различных сборов (НДС, КПН, социальные отчисления, таможенные пошлины, сертификацию и другие).

«По оценке экспертов при реализации товаров на те же 505 млрд тенге через казахстанские площадки бюджет получил бы не 24, а 136 млрд тенге, где 82 млрд составят НДС и пошлина, плюс 54 млрд — ИПН с 46 тысяч работников на производстве этих товаров. Иностранные же маркетплейсы, такие как Temu, Amazon, AliExpress и другие, физически не присутствуют в Казахстане и потому избегают уплаты налогов и пошлин в соответствии с нашим законодательством», заявил Азат Перуашев.

Депутаты от «Ак жол» назвали такое положение вещей брешью в налогообложении импорта. Она позволяет иностранным площадкам получать несправедливые конкурентные преимущества перед казахстанским бизнесом.

Азат Перуашев обратил внимание на то, что объёмы электронной коммерции удваиваются каждые два года, а значит, в текущем году недополученная прибыль бюджета от иностранных маркетплейсов составит уже более 250 млрд тенге. И во многом это будет достигнуто путём вытеснения казахстанских предприятий, закрытия их рабочих мест.

«По прогнозам Альянса технологических компаний Qaztech, если государство не вмешается в указанную тенденцию, то с сегодняшних 20 % к 2029 году уже более 50 % казахстанцев будут совершать покупки исключительно на иностранных маркетплейсах, что приведёт к дальнейшему сокращению доли местных производителей, а потери бюджета дойдут до 700 млрд тенге», уточнил депутат.

Он также отметил, что для решения указанной проблемы в ряде стран уже внедряют регуляторные механизмы. В Евросоюзе обсуждается введение 30 % пошлины и обязательной регистрации китайских маркетплейсов как плательщиков НДС, что позволит уровнять условия для местных и иностранных компаний. В Индии введены требования к иностранным маркетплейсам по созданию партнёрств с местными компаниями и уплате налогов и пошлин, что способствовало увеличению поступлений и защите местного бизнеса.

«Для Казахстана, находящегося в ближайшем соседстве с крупнейшим мировым производителем, также необходимы решения, защищающие наши национальные интересы, причём как в пользу отечественных производителей, так и в пользу доходов бюджета, а также сохранения рабочих мест», считает Азат Перуашев.

Депутатская фракция «Ак жол» предлагает:

- ввести требование об обязательной регистрации иностранных маркетплейсов в налоговых органах Казахстана;

- по индийскому примеру рассмотреть вопрос о введении для иностранных маркетплейсов обязательства по коллаборации с казахстанскими площадками и производителями;

- ввести обязательную уплату НДС и других налогов с доходов, полученных от казахстанских потребителей;

- рассмотреть вопрос о снижении либо обнулении параметров беспошлинной торговли, реализуемой через иностранные торговые сети;

- разработать меры государственной поддержки для отечественной электронной коммерции и её участников, включая интеграцию с международными платёжными системами, содействие в организации сервисов и логистики и т. д.

По мнению авторов запроса, предложенные меры наряду с сокращением неэффективных расходов бюджета, борьбой с контрабандой и коррупцией, полноценным налогообложением серого импорта помогут значительно сократить дефицит бюджета.

На языке Поднебесной

Казахстанские предприниматели, много лет работающие на китайском направлении, оказались неожиданно несговорчивыми. Сначала бизнесмены и бизнес-леди шли на контакт с журналистами Orda.kz, были готовы рассказать о своём бизнесе. Но когда слышали вопрос о неравных условиях для казахстанских и китайских закупщиков, неожиданно теряли энтузиазм и начинали говорить о том, что на самом деле у них всё хорошо, на китайском рынке никакой несправедливости не существует, маркетплейсы им почти не мешают.

Когда уже третий спикер «сорвался», мы начали подозревать неладное и стали спрашивать иначе — интересоваться, как вообще работается казахстанским предпринимателям с партнёрами из Китая и как добиться успехов и, конечно, скидок. Об этом представители бизнеса говорить согласились.

Две предпринимательницы — Светлана и Ольга — руководят вместе логистической компанией, зарегистрированной в Китае, уже 15 лет.

Свой рассказ Светлана начала с того, что сегодня быстро растёт число бизнесменов из Казахстана и России, которые занимаются закупом товаров из КНР.

«Те, кто не умеет работать с китайскими маркетплейсами, кто только начинает, им надо искать тех, кто находится в Китае. Это либо китайцы, либо иностранцы, которые живут и работают в КНР, в логистических компаниях», уточнила Светлана.

По её словам, на уровне закупа товаров на фабрике и доставки их до границы у китайцев якобы нет преимуществ перед импортёрами из других стран.

«Когда китаец договаривается и закупает с фабрики, у него есть логистическая компания в том или ином городе. И он договаривается до этого города товар довезти, это первая оплата. Далее нужно доставить этот груз до Казахстана, там тоже надо платить. У них не будет льгот по сравнению с закупщиками из Казахстана. Но может быть дешевле, если между ними есть личные договорённости»,  подчеркнула предпринимательница.

Именно на этих личных договорённостях и строится львиная доля всех бизнес-процессов в Китае. Светлана и её сестра обе знают китайский, сестра постоянно живёт в КНР. Им пришлось научиться говорить с китайскими поставщиками, логистическими компаниями и государственными институтами Поднебесной на их языке.

«В сравнении с теми, кто только начинает работать на этом рынке, мы можем быстрее и проще договориться. Мы знаем подход, как работать с китайцами. С ними надо разговаривать, договариваться о цене. В этом контексте, может быть, у китайцев есть свои льготы, наверное», считает Светлана.

Говоря о развитии маркетплейсов, она отметила ещё одну важную деталь: китайские платформы типа Temu или AliExpress сейчас стремятся привлекать иностранных закупщиков, уже позволяют регистрироваться на своих сайтах не только с китайской сим-картой, как это было раньше, но и с казахстанской или российской.

В результате, по словам Светланы, чуть ли не каждый второй продавец на Ozon или Wildberries стремится зарегистрироваться на китайских платформах и самостоятельно закупать через них товары, затем перепродавая на маркетплейсах своей страны.

«Сегодня торговля уходит в электронную версию, в маркетплейсы, людям удобнее заказать, чем куда-то ходить. Я уверена, что это будет и дальше расширяться. И люди уже не хотят сидеть на базарах. Сейчас барахолки полупустые, хотя раньше место было трудно найти», обратила внимание предпринимательница.

Почему китайские торговые площадки, над которыми всего несколько лет назад мы посмеивались, вдруг стали такими привлекательными для казахстанских торговцев? Чем обернётся эта привлекательность, не окажется ли «наливное яблочко» как в сказке — с ядом, который отравит казахстанский бизнес?

В ситуации нам помогла разобраться эксперт по налогам, автор паблика @nalogialmaty Екатерина Ким.

«Temu и другие крупные китайские маркетплейсы оказывают серьёзное влияние на казахстанский бизнес, и это влияние негативное. Есть несколько причин, почему они „убивают“ местных предпринимателей. И первая из них — демпинг. Temu предлагает товары по бросовым ценам, даже ниже тех, по которым казахстанские предприниматели закупаются у оптовиков. И это происходит за счёт государственных субсидий Китая, направленных на развитие экспорта дешёвых товаров, прямых поставок от китайских фабрик без посредников, удешевлённой доставки, субсидируемой логистическими партнёрами, такими, как „ЧайнаПост“ в Китае и на казахстанской стороне „Казпочта“. У казахстанского бизнеса вышеперечисленной поддержки нет, поэтому у местных предпринимателей тот же товар, купленный на той же фабрике в Китае, будет стоить примерно на 30 % дороже, чем на китайском маркетплейсе», объяснила Екатерина Ким.

Еще одна опция, создающая благоприятные условия для нечестной конкуренции со стороны иностранных торговых площадок, — то, как они уходят от налогов и пошлин. Заказы на таких площадках, как AliExpress, PinDuoDuo или Temu отправляются в Казахстан как малые посылки стоимостью до 200 евро. Они не облагаются пошлинами.

Чтобы вписаться в эти параметры, часто крупные посылки дробятся на множество мелких. Так получается, что иностранные маркетплейсы не платят ни НДС, ни пошлины.

Казахстанские предприниматели за ввоз товара платят налоги, а также выплачивают немалые суммы за аренду помещений, зарплаты сотрудникам, на другие расходы, что отражается на итоговой цене товара.

Так и получается, что казахстанский малый и средний бизнес изначально, с момента закупки товара, находится в неравных условиях с китайскими маркетплейсами.

Из-за разницы в цене казахстанские офлайн-магазины теряют покупателей, сокращают работников или вообще закрываются. Это весомый вклад в безработицу, которая в Казахстане и без того большая.

Есть и ещё одна пугающая деталь. О низком качестве дешёвых товаров на таких маркетплейсах, как Temu, уже не первый месяц говорят в США и Евросоюзе. Обилие подделок косметических продуктов, товаров из пластика, красителей, в которых лабораторные исследования выявляют токсичные, опасные для жизни и здоровья вещества, всё это настораживает потребительские сообщества. Общественность требует от властей принять меры против маркетплейсов, заваливающих рынок дешёвыми товарами неизвестного состава.

У нас пока о каких-то претензиях к маркетплейсам слышно очень мало. Тем временем, для казахстанцев, как и для всех других пользователей иностранных торговых площадок, существует большая вероятность получить опасный для жизни и здоровья товар.

Кроме того, казахстанский потребитель может столкнуться и с проблемами по возврату. Хотя пиар-служба того же Temu направляла в редакцию Orda.kz письмо, в котором убеждала, что на самом деле возврат товаров, купленных на их маркетплейсе, — процедура лёгкая, в случае претензий деньги вернут. Но вот честно: легко ли предъявить претензии за некачественный или вообще одноразовый товар, если изготовители и продавцы находятся не в Казахстане, а в Китае?

В то время как с казахстанским продавцом работать намного безопаснее, есть чёткое понимание, кому предъявлять претензии, кто отвечает за качество. В этом случае права потребителя защищены намного лучше.

Ещё один фактор, который нельзя оставлять без внимания: явный отток денег из экономики Казахстана и приток их в экономику Китая, когда мы говорим о китайских маркетплейсах.

«Деньги, потраченные казахстанцами на Temu и других китайских электронных площадках, уходят в Китай, а не остаются в Казахстане. Это снижает возможности развития локального производства и торговли. А значит, негативно сказывается на экономике уже сейчас. И с ростом электронной коммерции ситуация будет ухудшаться», считает Екатерина Ким.

Если позиции нет

В распоряжении редакции есть проект решения совета Евразийской экономической комиссии «Об установлении стоимостных норм, в пределах которых товары электронной торговли, приобретённые физическими лицами, ввозятся на территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенной пошлины в отношении товаров электронной торговли».

Проще говоря, этот документ должен был на территории ЕАЭС решить вопрос таможенных пошлин на посылки малой стоимости.

В документе указана пороговая стоимость с даты вступления в силу решения и по 31 января 2025 года — 200 евро. Далее планировали поэтапное снижение пороговой стоимости с 1 января по 31 декабря 2026 года — 100 евро, с 1 января по 31 декабря 2027 года — 50 евро.

Это предложение, согласно документу, поддержали представители всех стран-участниц ЕАЭС на заседании рабочей группы высокого уровня. Далее проект поступил на рассмотрение коллегии Евразийской экономической комиссии, и каждая из стран выразила свою позицию по вопросу введения пошлин для посылок малой стоимости.

«Республика Казахстан и Российская Федерация проинформировали об отсутствии позиции в связи с процедурами внутригосударственного согласования», указано в документе.

Один из экспертов, присутствовавший при обсуждениях в рабочей группе ЕАЭС и просивший не указывать его имя, рассказал, как рассматривали это решение и кто какие позиции высказывал.

По его словам, изначально вопрос о пересмотре порога беспошлинного ввоза инициировала именно казахстанская сторона.

«Не может быть такого, чтобы у Казахстана не было позиции, ведь именно представители нашей страны говорили: „Давайте пересматривать, снижать порог беспошлинного ввоза, потому что стало очень много импорта“», утверждал эксперт.

По его словам, об отсутствии внутреннего согласования и, соответственно, отсутствии позиции заявил первым представлявший Казахстан на переговорах Серик Жумангарин.

Тогда он был вице-премьером, а сегодня — заместитель премьер-министра — министр национальной экономики. Orda.kz ранее писала о  позициях Жумангарина в отношении налогов и странных оговорках по поводу НДС.

Эксперт, участвовавший в обсуждениях также рассказал, что представители «Казпочты» требовали ограничения для физических лиц в 200 евро, а для себя как оператора доставки посылок — 1000 евро. После чего с аналогичным предложением выступила и «Кыргыз Почтасы». Оба предложения отклонили.

Информация об этом есть в сводной таблице отзывов на портале проектов нормативных правовых актов ЕАЭС.

В итоге представители Казахстана заявили, что пока проект документа не согласован внутри страны, поэтому у страны позиции нет.

Сейчас на портале ЕАЭС размещена версия решения, которым устанавливается пороговая стоимость товаров электронной торговли, приобретённых физическими лицами, которые можно беспошлинно ввозить на территорию ЕАЭС:

- с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г. включительно — до 200 евро;

- с 1 января 2026 г. по 31 декабря 2026 г. включительно — до 100 евро;

- с 1 января 2027 г. по 31 декабря 2027 г. включительно — до 50 евро.

Решение опубликовано на официальном сайте ЕАЭС 25 сентября 2024 года и указано, что оно вступает в силу в даты официального опубликования.

Однако, по словам нашего собеседника, на 23 февраля запланировано заседание межправительственного совета ЕАЭС, и тогда возможны корректировки этого решения о введении пороговых сумм беспошлинного ввоза товаров электронной торговли.

А пока позиции у нас нет, казахстанские предприниматели отмечают пугающую тенденцию: бизнес в сфере торговли всё больше растворяется и впитывается площадками китайских маркетплейсов.

Такими темпами через пять-десять лет торговый сектор малого и среднего бизнеса в Казахстане вымрет. А на его месте народится гомункул с миллионом щупалец, раскинутых по всем странам. В ответ на все попытки призвать его к порядку и не дать питаться деньгами из Казахстана, доедая местный бизнес, он ответит хищной улыбкой и продолжит своё дело.

Вопрос теперь в том, что случится раньше — пошлины перешагнут «психологический барьер» посылок стоимостью менее 200 евро или мы дождёмся-таки пришествия гомункула.

Ранее министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев на заседании правительства заявил, что в Казахстане внедрят отдельный ресурс для регистрации иностранных интернет-платформ и магазинов.

orda.kz

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320