Не секрет, что сегодня в основе дружественных межгосударственных отношений находится экономика: взаимные инвестиции, общие рынки, возможности для свободного перемещения трудовых ресурсов. При этом, как не раз отмечали и российские, и центральноазиатские эксперты, экономическое взаимодействие имеет значительно больший эффект, когда параллельно происходит гуманитарная и социокультурная интеграция, которая затрагивает гораздо большее число граждан обеих стран. Неслучайно Россия, претендующая на статус если не мировой, то точно крупной региональной державы, усиливает работу по направлению, известному как «мягкая сила».
Официально понятие «мягкой силы» как самостоятельного комплексного инструментария внешнеполитической деятельности, опирающегося на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии, было включено в концепцию внешней политики Российской Федерации 12 февраля 2013 года. В перечень задач, направленных на достижение определенных целей на международной арене и распространение российского влияния, входит предоставление услуг образования, распространение привлекательных гуманитарных и политических идеалов, пропаганда ценностей «русского мира», включающих русский язык, и т. д.
Ответственным за исполнение данного направления является Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – Россотрудничество. В мандате агентства, которое на данный момент имеет 97 представительств в 80 странах мира говорится, что его деятельность направлена на содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России, продвижению достижений российской науки и российского образования, а также на поддержку и продвижение русского языка за рубежом.
К слову, популяризацией русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также поддержкой программ изучения русского языка как в Российской Федерации, так и за рубежом, занимается и Фонд «Русский мир». В Киргизии – в Бишкеке и Оше – представлены обе эти организации.
– Русские центры в Киргизии стали инновационной формой культурного представительства России и ее образовательных, гуманитарных и научных возможностей. Они демонстрируют нашим гражданам заинтересованность России в реализации межкультурного диалога, расширении гуманитарного сотрудничества, укреплении связей с соотечественниками за рубежом. Для достижения этих целей российской стороной в республике открываются школы и филиалы российских вузов, действует Центр тестирования и изучения русского языка, где при поддержке Посольства РФ в КР и представительства Россотрудничества проводятся бесплатные трехмесячные курсы русского языка и многое другое, – рассказала руководитель Русского центра фонда «Русский мир» в г. Ош, доцент ОшГУ Занфира Мискичекова.
Не все так просто
Однако несмотря на все эти мероприятия, согласно статистике, все меньше граждан центральноазиатских республик, включая Киргизию, говорят на русском языке. По словам российского бизнесмена, руководителя московского отделения Общероссийского кыргызского конгресса Марселя Салахунова, за последние 10 лет число приезжающих в Россию из КР трудовых мигрантов, не владеющих русским языком, не говоря уже о знании истории, культуры и основ законодательства России, выросло до 50 %.
Однако если, например, в Узбекистане или Таджикистане данная тенденция закономерна и связана с тем, что в этих странах русский язык выведен за конституционные рамки, то в Киргизии, где он имеет официальный статус, логичное объяснение данному феномену найти нелегко.
Одной из причин можно назвать возросшую конкуренцию со стороны других геополитических игроков – США, ЕС, Китая, Турции и арабских «нефтяных» стран. Так, в той же Киргизии действуют два центра по продвижению китайского языка и культуры, называемых «Институтами Конфуция». Обширное представительство в системе образования КР имеет Турция с сетью образовательных учреждений «Сапат», где обучение детей ведется от детского сада до вуза.
Не стоит сбрасывать со счетов и исламские государства, которые, строя мечети и медресе, а также реализуя множество гуманитарных программ и оказывая индивидуальную поддержку правоверным мусульманам, уже привлекли на свою сторону определенную часть населения республики.
Однако наиболее внушительное представительство в странах ЦА имеют США и страны Евросоюза с большим количеством высших учебных заведений и набором всевозможных обучающих вневузовских программ, семинаров и тренингов.
Преуспевают западные страны и в плане информации и пропаганды. Подконтрольные США и ЕС СМИ превосходят российские средства массовой коммуникации как по количеству массмедиа, так и по доступности их контента.
Если российская пропаганда в ЦА представлена лишь МИА «Спутник», который работает в двуязычном формате, на русском языке и языке страны пребывания, то ценности США и Европы продвигает целая сеть как зарубежных, так и национальных массмедиа, финансируемых различными международными организациями, аффилированными с правительствами западных стран.
Аналогичная ситуация наблюдается и с деятельностью неправительственных организаций. По словам экс-замминистра иностранных дел Киргизии, профессора Дипломатической академии МИД КР Аскара Бешимова, реально действующих пророссийских НПО в регионе единицы, тогда как прозападные организации «плодятся как грибы после дождя».
Выход есть
Несмотря на то, что по большинству позиций Россия уступает западной, китайской или турецкой «мягкой силе» в регионе, у нее, помимо многовекового взаимопроникновения культур и общего исторического прошлого, есть одно немаловажное преимущество – она является крупным реципиентом трудовых мигрантов.
По данным МВД РФ, за 2016–-2019 годы приток граждан из ЦА вырос более чем на 42 % и составил 9,5 млн человек. Лидером по экспорту трудовых ресурсов в 2019 году стал Узбекистан – 2,1 млн человек, на втором месте Таджикистан – 1,2 млн. Третье место занял Кыргызстан – 453,7 тыс. мигрантов, из Казахстана в РФ в прошлом году въехали 136,2 тыс. человек.
Эффект влияния от использования такого ресурса можно вычислить посредством элементарной арифметики. Допустив, что у каждого мигранта, работающего в России, есть семья минимум из 5 человек, можно прийти к выводу, что 9,5 млн трудовых мигрантов, по сути, являются источником информации для почти 50 млн жителей центральноазиатских республик.
Работая в РФ, каждый из мигрантов содержит как минимум свою семью, оставшуюся на родине, а более успешные поддерживают целые села и районы, становятся инвесторами и, по сути, развивают целые сектора экономики своих стран. Так что аудитория в 50 млн – самый минимум. Причем, как известно, люди гораздо больше склонны доверять не «официозу» с телеканалов, а мнению близких родственников, друзей.
С учетом данного обстоятельства несложно понять, что трудовые мигранты являются массовым источником информации с высоким уровнем доверия, грамотное использование которого может обеспечить России конкурентные преимущества в противостоянии с другими «центрами силы».
Фактически трудовая миграция – это серьезное преимущество России, которым не обладает ни одна держава, желающая заполучить лояльность центральноазиатских государств. Трудовые мигранты – это готовый инструмент «мягкой силы», который российская сторона может использовать в своих интересах. Для этого нужно лишь уделить больше внимания совершенствованию миграционного законодательства и улучшению условий пребывания иностранных трудящихся, а также осознать, что мигранты – это не только экономический ресурс, положительно влияющий на российский ВВП, но и возможность более эффективного использования народной дипломатии при минимальных затратах.
https://media-mig.ru/analitika/trudovye-migranty-kak-faktor-mjagkoj-sily/
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320