Экономика
28.04.2021

Тарифы на свет. Энергетика или социальная стабильность?

Эксперты высказали мнения «за» и «против» грядущего повышения цен на электроэнергию в условиях пандемии

В Кыргызстане о ежегодном повышении тарифов на электроэнергию заговорили еще семь лет назад – в 2014 году. Тогда отечественный Минэнерго отметил, что для граждан в межотопительный сезон допустимая норма энергопотребления составит 300 кВт/ч, и 600 кВт/ч - в осенне-зимний период.

Однако в тот года тариф решено было оставить на прежнем уровне – 70 тыйын/кВтч, за исключением использования электроэнергии в объеме, превышающем норму потребления на бытовые нужды. Тогда стоимость за электроэнергию увеличивалась на 71,8 процента.

Затем тариф каждый апрель следующего года должен был повышаться. Так в 2015-ом он должен был достигнуть значения в 74,9 тыйын/кВтч, с первого апреля 2016 года – до 80,1 тыйына/кВтч, с апреля 2017 года – до 85,8 тыйын/кВтч. При этом, если энергопотребление бытового абонента превышало норму потребления, оплата за весь потребленный объем должна была, по задумке, производиться по себестоимости: с июля 2015 года - 1 сом 20,3 тыйына/кВтч, с апреля 2015 года – 1 сом 28,7 тыйын/кВтч, с апреля 2016 года – 1 сом 37,7 тыйын/кВтч, с апреля 2017 года – 1 сом 47,4 тыйын/кВтч.

Однако вопрос повышения тарифов создал серьезный резонанс в обществе и процесс затормозился.

Примечательно, что отечественные эксперты тогда выступили против нормы потребления. Как они тогда отметили, если и придется повышать тарифы, то делать это надо вне зависимости от нормы потребления.

- Даже повысив тариф на 50 тыйынов, энергосистема в целом получит миллионы сомов необходимых для выплат по кредитам, без возникновения новых коррупционных схем, - подчеркивали тогда эксперты по энергетике.

Эксперты также на протяжении многих лет заявляли, что закон о тарифной политике не соответствует международным нормам, и это очень серьезно. Еще один болезненный вопрос – из каких ресурсов будут погашаться кредиты, взятые на развитие отрасли. В одиночку КР сделать это точно не получиться, не затрагивая тарифную политику. Просто народу нужно объяснять, что из чего складывается, тем более, что от этого зависит энергобезопасность Кыргызстана.

По словам политолога Игоря Шестакова, ровно семь лет назад в 2014 году Минэнерго инициировало общественные дискуссии по поводу поднятия тарифов.

- С клубом «Пикир» мы тогда проводили круглый стол с представителями Минэнерго, экспертного сообщества, депутатов парламента. Но к какому-либо консенсусу прийти не удалось. У каждого тогда была своя правда. Минэнерго утверждали, что идет большой износ оборудования на 70-80 %, эксплуатируемого со времен СССР. И чтобы запустить новые мощности нужно поднятие тарифов, - отметил «Регион.kg» Игорь Шестаков. - Представители экспертного сообщества приводили свои аргументы. Например, что в энергосекторе высокий уровень коррупции, большой уровень энергопотерь. Если убрать все эти факторы, не надо будет поднимать и тарифы, а также успешно финансировать проекты по модернизации.

Конечно, по словам политолога, Кыргызстан - страна самыми дешевыми тарифами на электроэнергию, и ее себестоимостью. Власти это озвучивали на всем протяжении независимости.

- Но за семь лет ситуация поменялась. Проблемы в энергосекторе не только никуда не делись, но и продолжали нарастать. Поэтому, поднятие тарифов – вопрос неизбежный. Другое дело, что у нас очень политизированное общество. Многие кыргызстанцы живут на небольшие зарплаты. Поднятие тарифов для них вопрос весьма существенный. То, что тарифы поднимутся для богатых, а бедные не почувствуют проблем, упирается в реализацию, - считает Шестаков.

Политолог подчеркнул, что в обществе высокий запрос на справедливость. И если оно будет видеть, что крупные бизнесмены пытаются обойти законные методы и приобретать справки, как малоимущие, это вызовет широкий общественно-политический резонанс в стране.

- Раньше уже были случаи, когда владельцы особняков платили, благодаря договоренностям, меньше, чем пенсионеры из однокомнатной квартиры. Если правительство имеет такой план, чтобы поднять тарифы и сохранить социально-политическую стабильность, то максимально прозрачно надо будет показывать, что богатые платят больше. Только прозрачность и дальнейшие меры по сокращению коррупции в энергосекторе могут выступить в поддержку этой идеи, - резюмировал Игорь Шестаков.

Стоит отметить, что в Кыргызстане прожиточный минимум установлен в размере 5 840 сом. Средняя пенсия в этом государстве составляет около 6300 сом. Это данные за 2021 год. Но среднюю пенсию получают не больше 30-40% населения.

При этом, средняя зарплаты, по официальным данным, составляет около 17 тысяч сомов. Заработная плата медработников и учителей и вовсе порой не превышает 10 тыс. сомов. А значит, именно по ним повышение тарифов на электроэнергию ударит более всего.

Как отметил в беседе с « Регион.kg» экономист Асылбек Аюпов, в КР электроэнергии не хватает. Чтобы сбалансировать производство потребления, мы вынуждены ее импортировать.

- Но при таких мощностях наших гидроэлектростанций, развивать дальше экономику невозможно. Мы призываем приходить к нам инвесторов, строить предприятия. Но они все энергоемкие. А у нас каждый год периодически отключают свет. За счет того, что люди отапливаются светом, увеличивается энергопотребление и перегрузка. К тому же, дешевая электроэнергия побуждает к халатности. Раньше, во времена СССР, всех призывали к экономии электроэнергии. Сейчас же строятся многоэтажки с лифтами, а это все электроэнергия. Если местный свет мы потребляем за почти 0,80 тыйынов, то импортируем у соседей почти за 5 сомов киловатт. А в бюджете таких средств сейчас нет, - подчеркнул Аюпов.

Другое дело, что для повышения тарифов энергетики выбрали не самый лучший момент – пандемию. Малый и средний бизнес практически не работает, приближается новая волна эпидемии, границы закрываются, работы становится мало, доходов нет.

- У населения нет денег платить даже за нынешние тарифы. К тому же, электроэнергия в себестоимости любого товара занимает большой удельный вес. Как только поднимется цена за свет, она отразиться и на стоимости других товаров и услуг. В итоге и другие товары подорожают . Например, хлебобулочные изделия, мясные и т.д, поскольку вся цепочка производства построена на электричестве. Это, в свою очередь, спровоцирует мощную инфляцию. Но решение принято, и с августа начнется повышение. Положение очень серьезное, - говорит Аюпов.

В то же время, уверен экономист, если сейчас тарифы не поднимут, наша энергетика попросту погибнет.

- И чем дальше мы это будем оттягивать, будет хуже. Токтогульская ГЭС требует капитального ремонта. Нужно останавливать турбины, проводить капремонт, менять детали. Это требует огромных вложений. А где на все это взять средства, когда в бюджете нет денег? Поэтому, повторю, положение очень тяжелое, - считает Аюпов.

По мнению экономиста, чтобы не вызвать социальный шок необходимо подобное повышение делать постепенно.

- Нужно создавать льготы для малоимущих и т.д.. Они же взяли самый сложный период, когда 70 % за чертой бедности. Поэтому, очень трудно сказать, смогут ли люди платить по таким тарифам. С другой стороны для повышения тарифов на свет нужна политическая воля. Власти, боясь волнений, долгое время отодвигали этот вопрос. Как только возникал вопрос о повышении тарифов на свет, население высокогорных районов, сразу выходило на митинги. Это стало превращаться в политику. К тому же, тему тарификации часто используют политики для набора предвыборных очков у электората, что тоже негативно сказывается на отрасли. И так продолжается 15 лет. В любом случае, поднимать тарифы нужно, если не будет электричества, не будет экономики, начнется голод. Но делать это лучше вкупе с индексацией заработной платы бюджетникам, пенсий, пособий, - подытожил Асылбек Аюпов.

Отметим, согласно предложению президента КР, будет три вида тарифов: 74 тыйына за 1 киловатт; 1 сом 4 тыйына за 1 киловатт; 1 сом 48 тыйынов за 1 киловатт. Еще один вид тарифа предусмотрен на зиму в маловодный период при потреблении свыше 1 тысячи киловатт. Он составит 2 сома 29 тыйынов.

Фактически для большинства жителей Кыргызстана тариф вырастет вдвое. А вот для малообеспеченных она снизится лишь на 15 сомов.

Сейчас в Кыргызстане действует тариф по 77 тыйын за 1 кВт.ч, но он действует, только если пользователи не превышают лимита ( это 700 кВт/ч для обычных пользователей и для высокогорных районов 1000 кВт/ч).Свыше лимита они платят по 2,16 сомов за каждый лишний кВт/ч. Юридические лица платят 2,24 сома за 1 кВт/ч, насосные станции платят него 77,9 сомов, детские дома по 1,58 сомов, а майнинг-фермы — 2,91 сомов.

Нам надо накопить несколько миллиардов кубов воды. Поэтому энергетики призывают экономить. Это касается и собственного бюджета, то скоро, по мнению энергетиков, лозунгом граждан станет: чем меньше потребляешь электроэнергии, тем меньше тратишь...

Анара Джурабаева

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320