Политика
22.02.2014

Таможенный союз: вступать или нет?

Можно ли ошибиться во мнении, сказав, что общественность Кыргызстана с большой опаской поглядывает на вхождение нашей страны в Таможенный союз (ТС)?

Руководство республики продолжает вести переговоры в данном аспекте, но немалая доля кыргызстанцев относится ко вступлению в этот альянс без особого дружелюбия. Людей пугают прогнозы о высоких ценах на товары общего потребления, завышенные таможенные пошлины, потеря суверенитета страны. Слухи активно муссируются, интерес народа к этой теме более чем подогретый, а интрига перспективы вступления остается туманной. Чтобы открыть правду и показать нашим читателям мнение изнутри, редакция «Туштук.kg» обратилась к политологу Игорю Шестакову. В беседе с журналистом эксперт рассказал об угрозах и плюсах вхождения Кыргызстана в ТС.

- Можно ли сказать, что Кыргызстан обречен вступить в ТС?

- В Таможенном союзе никто особо не ждет Кыргызстан – к этой мысли нужно привыкнуть. Мы видим сегодня достаточно критическую позицию не только со стороны экспертного сообщества, но и официальных лиц Казахстана, который опасается, что с открытием границы их захлестнет огромное количество контрафактных товаров.

Российское руководство стремится присоединить наше государство к ТС, но одновременно в экспертном сообществе идут разные оценки, поскольку Кыргызстан в России известен как страна, которая отправляет за границу десятки тысяч нелегалов. Общественность должна понимать, что наша заинтересованность во вступлении должна быть больше, чем у стран - участниц союза.

- Бытует мнение, что после присоединения наша страна может потерять суверенитет, поскольку в принятии ключевых решений по ТС голос Кыргызстана будет учитываться лишь как дополнительное мнение?

- Правительство Кыргызстана поначалу требовало около 2000 позиций по предоставлению различных льгот для вступления в ТС. Но сама республика может предложить минимальное количество сельхозпродукции и в основном «рабочие руки». По большому счету, кроме протянутой руки за гуманитарной помощью, Кыргызстан пока ничего особенного мировому сообществу сейчас предложить не может. Поэтому наши голоса из этого в ТС и формируются.

- Как должно работать правительство КР в процессе вступления?

- Мы должны сосредоточиться на привлечении производств и инвестиций из стран ТС путем интеграции и создания совместных промышленных и сборочных предприятий. У нас приемлемая стоимость трудовых ресурсов. Это позволит республике создать рабочие места.

Ключевая проблема страны сегодня – безработица. С каждым годом потоки трудовой миграции увеличиваются, трудоспособное население покидает республику, а заменить его некем. Если завтра Кыргызстан начнет развивать крупные инвестиционные проекты, мы будем вынуждены за валюту привлекать трудовые ресурсы из других стран.

Однако ежегодно в республике в тени крутится 6-8 млрд долларов от реализации контрафактного товара. Это теневая сторона реэкспорта из Китая. Но мы должны пользоваться товаром, имеющим соответствия с элементарным ГОСТом. В этом плане у Таможенного союза есть требование, что все товары должны быть сертифицированными и соответствовать европейскому стандарту качества. Для Кыргызстана это возможность избавиться от контрабандной иглы, на которой мы сидим последние 20 лет, а для развития собственной промышленности не делается ничего.

Кроме того, нашим аграриям сложно экспортировать свой товар в Казахстан, потому что на границе существует масса препонов. После уплаты всех законных и незаконных сборов предпринимателям элементарно невыгодно везти товар в города Казахстана. Этим пользуются многочисленные перекупщики, которые имеют лазейки на границе. А производители остаются ни с чем. Открытая в таможенном плане граница решит эту проблему.

- Как вступление в ТС отразится на наших трудовых мигрантах в России и Казахстане?

- Пока нет четко прописанных положений в переговорах по вступлению о льготах для наших мигрантов. Но в любом случае процедура передвижения рабочей силы в страны ТС будет упрощаться. Многие говорят, что Россия шантажирует нас в этом отношении. Но вся проблема начинается с Кыргызстана, потому что мы не останавливаем передвижение нелегалов за рубеж, наши власти должны регулировать этот процесс. Кыргызстанцы, работающие в странах ТС на законных основаниях, не испытывают никаких проблем.

Если сегодня Россия прекратит льготы на ГСМ, то стоимость топлива возрастет в 2 раза. Это сразу отразится на нашей стране. Основные торговые партнеры республики – Казахстан и Россия. То есть вне зависимости от того, войдет республика в союз или нет, мы, так или иначе, ориентированы на рынки этих стран.

- Правильно ли ведет себя руководство страны в переговорах по ТС?

- Позиция президента Алмазбека Атамбаева вполне конструктивна, потому что она сформирована из современных реалий.

- Людей очень волнует подорожание товаров…

- Давайте исходить из позиций, о которых трубят противники ТС. Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно зайти на сайты интернет-магазинов Китая. Товар кустарного производства может стоить от 20 сомов. Но цена качественного товара колеблется от 10 тыс. и нередко доходит до миллиона сомов. Это говорит о том, что качество нигде дешево не стоит. Почему кыргызстанцы должны употреблять некачественные продукты питания, носить одежду из материалов, которые угрожают здоровью людей? Потому что это кому-то выгодно. К тому же в нашей стране последние 5 лет идет активное обсуждение темы запрета ввоза праворульных автомобилей. Государство само выстраивает заслоны и без ТС, закрывая поставки дешевой и подержанной зарубежной продукции.

Первое, что будет дорожать, это продукты питания. Из девяти основных мы производим только овощи и молоко. Остальное мы вынуждены импортировать. Цены подскочат в любом случае и будут расти, пока мы не наладим собственное производство. И ТС тут ни при чем.

В Кыргызстане есть возможности и бизнес-структуры, готовые начать производство необходимых товаров хоть сегодня, но для этого правительство должно создавать условия. А мы видим, что наши швейники из-за потока контрафакта из Китая сократили в 2013 году свое производство почти на 20 процентов. Почему никто из противников ТС не бросается на их защиту? Или важнее и выгоднее защищать базаркомов?

- Кыргызская сторона в переговорах запрашивает 200 млн долларов для «адаптации на первой стадии вступления в ТС». На что следует потратить эти деньги?

- Да хотя бы на строительство лабораторий, проверяющих и утверждающих качество экспортно-ориентированной продукции аграрного сектора. Не нужно брать эти деньги и проедать, поддерживать курс сома, а затем обвинять во всем ТС.

За последние 15 лет в Кыргызстане не было ни одной программы по продовольственной безопасности. Как мы можем кого-то критиковать, если в течение стольких лет мы не занимались решением элементарных вопросов по обеспечению себя продовольствием?

Если мы посмотрим наше законодательство, то убедимся, что для провоза своей продукции через границу бизнесмену сейчас требуется собирать намного больше документов, чем того требуют правила ТС. У Кыргызстана есть выбор: стать промышленно-развитой республикой, решившей вопросы с безработицей, или остаться страной черного реэкспорта зарубежных подделок.

«Туштук.kg»

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320