Кто-то продолжает жить, не решаясь ничего менять, а кому-то просто некуда ехать
Сегодня русских в Таджикистане осталось не так много. Кто-то продолжает жить тут, несмотря ни на что, трудится, не решаясь ничего менять, а кому-то просто некуда ехать.
«Старики умирают, а молодые уезжают»
Город Чкаловск, а ныне Бустон, в годы советской власти был стратегически важным из-за множества действующих тут промышленных объектов. Несмотря на московское обеспечение, после развала союза русские жители стали активно покидать свой родной город в поисках лучшей и безопасной жизни.
Небольшая, но красивая церквушка, особенно по православным праздникам, становится центром притяжения русского населения не только Чкаловска, но и близлежащих городов.
На праздник Пасхи, например, здесь собралось много народу. Люди приходили молиться, ставить свечи за больных и усопших. Они также пели, освящали пасхальную выпечку.
Батюшка Владимир с грустью отмечает, что количество прихожан с каждым годом уменьшается.
«Старики умирают, а молодые уезжают», — отметил он.
На русском кладбище в Чкаловске, усыпанном старыми и не очень могилками, часто на надгробных фотографиях можно увидеть русские лица. Покоится тут и основатель города — Владимир Яковлевич Опланчук, герой Социалистического Труда и бывший директор комбината «Редкие металлы Таджикистана».
Каждый год на 9 мая жители города, которые помнят его огромный вклад в развитие и обустройство Чкаловска, несут цветы к его могиле, вспоминая его добрыми словами.
«Жить нужно там, где осталось твое сердце»
Наталья Кутузова родилась и выросла в Ура-Тюбе (нынешний Истаравшан), а потом с семьей переехала в Чкаловск.
В 1995 году семья Кутузовых, собрав контейнер с вещами, уехали за лучшей жизнью в Россию. На тот момент Наталья была уже замужем, и решение покинуть страну было больше инициативой мужа, нежели ее.
— Я уезжала с таким ощущением, будто скоро вернусь сюда. И вернулась. Спустя 17 лет, — рассказывает Наталья. – Муж не захотел ехать со мной. Он был уверен, что мой порыв временный и меня замучила тоска по родине. Мол, успокоишься, увидишь родину и вернешься. Но я не вернулась и живу тут по сей день, несмотря на то, что в России у меня остались дом, муж и хорошая работа.
Возвращение в Таджикистан поменяло в корне жизнь Натальи, но она ни о чем не жалеет. Она вернулась в никуда, из родных была лишь подруга детства. Сначала она работала на радио в родном Ура-Тюбе. Заметив ее красивый и приятный голос, женщину пригласили в Худжанд на радио «Садои Худжанд». Так она и осталась в этом городе.
— Мне пришлось поменять 13 съемных квартир, я жила практически в каждом районе Худжанда. Только обживусь, создам уют, как квартиру выставляют на продажу, — рассказывает Наталья. – Если просмотреть траекторию моих переездов, получается фигура в форме креста. А остановилась я в центре, где сейчас и живу уже несколько лет.
Четыре года назад Наталья перевезла сюда свою внучку Карину, для которой Таджикистан стал второй родиной. Карина родилась в России и ни разу даже не слышала про эту страну.
— Сейчас я счастлива. Со мной рядом моя родная кровиночка, у меня много хороших добрых друзей, любимая работа, — улыбается Наталья. – Здесь мне дорог каждый кустик, каждая улочка, каждый уголок. Жить нужно там, где остается сердце и летает душа. А для меня это место – Таджикистан.
Сцена – базарная площадь
А на местном базарчике под названием «Памир» можно услышать красивый сильный голос, поющий русские песни. Виктора Васильевича Бутенко, заслуженного артиста, знает весь город.
Его называют глашатаем Чкаловска. Раньше без него не обходилось ни одно мероприятие. Приехал он сюда из Баку по личному приглашению Опланчука. Он работал в Доме культуры и пел для важных людей – мэра города, руководителей предприятий. Пел на бис известные песни.
Сейчас сцена для Виктора Васильевича – это базарная площадь, а его зрители – проходящие мимо прохожие. Такие живые концерты для него не просто заработок, для него это – искусство. Сейчас такое отношение к труду редко встретишь.
Забвенные «Ложкари»
Табошар, а ныне Истиклол, небольшой городок с урановым прошлым, также был полон русскоязычных жителей, которые и застраивали его. Сегодня таких можно посчитать по пальцам. В шутку они сами себя называют «последними из могикан».
Несмотря на малочисленность русскоязычного населения в Табошаре, желающих учиться в русской школе им. Ленина хоть отбавляй. У учителя подготовительных и начальных классов Аксаны Демьяненко своя методика и по ее словам, дети начинают говорить на русском языке уже через 3 недели.
Раиса Байгина, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает работать в этой школе вот уже 46-й год. Она была и завучем, а сейчас преподает русский язык и литературу. Четвертый год она обучает русскому языку узбекских и таджикских ребят, которые хотят учиться в России.
Кроме этого, она занимается общественной работой — руководит русским культурным центром в Табошаре и на покой уходить пока не собирается.
Наталья Яковлевна Перевертайло несколько десятков лет работает в табошарской музыкальной школе. Одно время она была ее директором, а сейчас обучает детей игре на баяне и фортепиано.
Ей приходится в буквальном смысле отстаивать и сохранять классы с классическими инструментами и ностальгировать по тем годам, когда единственный в своем роде ансамбль «Ложкари» под ее руководством гремел на всю страну.
Постепенно ансамбль стали все реже приглашать на выступления, и он ушел в забвение. Сейчас о нем напоминают лишь фотографии и бережно хранившиеся инструменты.
Не за себя обидно учителю, а за детей. Ведь у детей тогда светились глаза, они были увлечены, им было интересно....
http://asiais.ru/society/43534.html
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320