В настоящее время в мире происходит несколько военных конфликтов, которые так или иначе затрагивают и страны Центральной Азии.
Прежде всего, это российская спецоперация на Украине, а также израильско-палестинский конфликт, отметил эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев в рамках круглого стола: «Угрозы и риски 2024 года: кто сможет гарантировать стабильность в ЦА в условиях геополитической турбулентности», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
- На сегодня для нас важнее, как разворачивается конфликт на ближнем Востоке, используя который США могут развязать войну против Ирана, в результате чего может начаться полномасштабная война с участием большого количества стран. И в этой суматохе нельзя забывать про опасность со стороны Афганистана, где находятся члены террористических организаций, таких как ИГИЛ и ИДУ. Эти группировки могут воспользоваться моментом, имея в своем распоряжении современное вооружение, оставленное США при уходе из Афганистана, чтобы дестабилизировать ситуацию в странах Центральной Азии, где преобладает мусульманское население, - отметил эксперт.
В этой связи, по мнению спикера, странам Центральной Азии необходимо четко определиться с вопросами национальной безопасности, учитывая роль ведущих геополитических игроков.
- Все мы знаем, что в последние годы в тюркоязычных странах СНГ турецкие власти педалировали создание Организации тюркских государств (ОТГ), отводя себе лидирующую роль. ОТГ – это своего рода попытка Турции создать подобие Евросоюза. ЕС был создан как союз богатого центра с бедной периферией для расширения рынков сбыта богатого центра. Сегодня Анкара пытается сделать то же самое, включив в свою орбиту страны Закавказья и ЦА. Однако, именно поставки турецкого оружия, так называемая «байрактар-дипломатия», может стать фактором напряжения в регионе, где сохраняется высокий конфликтный потенциал ввиду нерешенных пограничных споров между ближайшими соседями, - подчеркнул Б. Курамаев.
Он также напомнил, что с Китаем почти у всех стран Центральной Азии заключены договоры о дружбе и добрососедстве. Вместе с тем, участие четырех стран ЦА (исключая Туркменистан) в ШОС, стратегически гарантирует политическую поддержку Китая в случае возникновения конфликтной ситуации.
- Также необходимо отметить, что три страны ЦА – Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан состоят в одном военном объединении ОДКБ, которое может обеспечить безопасность в военном направлении. В конце прошлого года, Россия подключила Кыргызстан к совместной противовоздушной обороне России и Беларуси, что, несомненно, увеличило обороноспособность нашей страны и уверенность в своей безопасности с воздуха. Туркменистан с момента независимости заявил о своем нейтралитете, а Узбекистан надеется на свои силы, при этом рассматривая перспективы и возможности ОДКБ, - отметил эксперт.
Он также добавил, что исходя из вышеизложенного, можно определенно сделать вывод, что сотрудничество с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества, с Россией в ОДКБ больше всего отвечает обеспечению системы национальной безопасности стран ЦА и дают основу стабильности в нашем регионе.
Наталья Лобанова
Фото Азиза Пиримкулова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320