Политика
20.12.2011

Станет ли правительство эффективным при его новой структуре?

На рассмотрение общественности был представлен проект новой структуры правительства. Предполагает ли проект оптимизацию структуры правительства, либо это очередные внешние изменения, не влекущие повышение результативности работы правительства? В новом проекте структуры ликвидированы 5 ведомств со статусом министерства:

1. Министерство труда, занятости и миграции

2. Министерство природных ресурсов

3. Министерства социальной защиты

4. Министерство госимущества

5. Госкомитет по водному хозяйству и мелиорации

Функции ликвидируемых министерств переданы другим профильным ведомствам. В итоге, из 20 министерств останется 15 ведомств. Опыт прежних лет показывает, что ликвидируемые министерства работали неэффективно, а их статус министерства был неоправданным.

Уже звучат протесты сотрудников ликвидируемых министерств и организаций, приближенных к этим структурам, против предлагаемого проекта. Стоит отметить, что расформирование и передача функций 5 министерств другим ведомствам не повлияет на исполнение функций и обязательств ликвидируемых ведомств.

Намерение избавиться от неэффективных министерств и оптимизировать структуру правительства вызывает поддержку. Однако список безрезультатных ведомств по-прежнему открыт, и предлагаемая структура правительства остается громоздкой. Хотелось бы надеется, что это только начало процесса оптимизации.

Вызывает вопросы передача Министерству культуры функций по развитию отрасли туризма. Зачем отрасль экономики передавать ведомству, занимающемуся вопросами культуры? К слову, Министерство культуры следует преобразовать в агентство, так как его статус министерства излишен, и не оправдан. В структуре правительства осталось Министерство молодежи, чье создание в свое время было популистским шагом.

Новая структура предполагает консолидацию функций в профильных ведомствах. Инспекционные и надзорные функции 6 ведомств консолидируются в Государственной технической инспекции. В Госинспекции по пищевой и фитосанитарной безопасности консолидируются соответствующие инспекционные функции других ведомств. Консолидация функций в профильных ведомствах – положительная тенденция, но возникают опасения, что в этих ведомствах вместе с передачей функций начнется процесс консолидации и увеличения коррупционных потоков.

Ответственность за развитие экономики следует возложить на все правительство с персонификацией в лице премьер-министра. Очевидно, что наличие 4 вице-премьер-министров продиктовано политической конъектурой.

Для справки, в Соединенных Штатах, крупнейшей экономике мира, отсутствует Министерство экономического развития. Отсутствует и Министерство культуры, что не мешает различным сферам Американской культуры оставаться конкурентоспособными на мировом уровне.

Государственная система Кыргызстана состоит из 71 ведомства. Штат госаппарата страны превышает 52 тыс. человек. Раздутый штат является ношей для экономики, так как он не производит полезных экономических продуктов и существует за счет средств налогоплательщиков. Для динамичного развития экономики Кыргызстана необходимо насколько возможно минимизировать эту ношу с последующим сокращением госрасходов и налогового бремени.

Следует широко применять аутсорсинг, государственно-частное партнерство и сотрудничество с общественными профессиональными организациями. Аутсорсинг предполагает передачу государством на основании договора определённых функций и процессов на обслуживание частным компаниям, специализирующимся в соответствующих областях. Аутсорсинг позволит повысить конкуренцию в предоставлении государственных услуг, за которым последует повышение качества услуг и сокращение расходов бюджетных средств.

С каждым годом увеличивается количество стран, перешедших на электронное правительство. Современные технологии позволяют полностью отказаться от бумажных справок, разрешений, лицензий и документов. Для удостоверения подлинности документа уже нет необходимости в печатях и подписях. Отказ от бумажного документооборота позволит сократить издержки государства и граждан, повысит оперативность и прозрачность работы правительства.

Цели реформы структуры правительства и гражданской службы следует определить следующим образом:

1. Повышение конкурентоспособности правительства

2. Прозрачная, современная и эффективная гражданская служба

3. Высокое качество сервиса гражданской службы

Для повышения эффективности необходим переход на объективные, измеримые показатели работы правительства, такие как:

1. Международные рейтинги

2. Независимые опросы общественного мнения

Повышение позиций Кыргызстана в международных рейтингах будет указывать на проведение структурных изменений в госуправлении, результативность работы правительства и улучшение условий для развития бизнеса. Увеличение количества граждан с положительными отзывами о работе правительства по результатам общественных опросов также будет указывать на реальные изменения жизни населения в лучшую сторону.

Эксперты Центрально-азиатского института свободного рынка

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320