Ой Ордо
05.07.2024

Сможет ли Кыргызстан противостоять биологическим угрозам?

Ключевые вопросы биологической безопасности Кыргызстана обсудили в Бишкеке

В рамках круглого стола: «Приоритетные задачи Кыргызстана в обеспечении региональной биобезопасности», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо», речь шла, в том числе о принятии соответствующего закона. На данный момент документ, разработанный в августе прошлого года инициативной депутатской группой, уже прошел общественные обсуждения, согласования с Кабмином и парламентскими комитетами, а также первое чтение в Жогорку Кенеше КР.

Как рассказал заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций Нурболот Усенбаев, история законопроекта насчитывает уже более 18 лет. Первый вариант закона был разработан в 2006 году, но его даже не вынесли на рассмотрение. Т.к. «в нем были рассмотрены не все стороны, цели и задачи, т.е. этот проект был однобоким и касался только ГМО», его вернули на доработку. В итоге к нему вернулись только через 13 лет.

- В 2019 году назрел вопрос обеспечения биобезопасности, тем более, что соседние страны – Казахстан и Таджикистан – приняли соответствующие законы. Т.е. работа в этом направлении активизировалась, была создана большая межведомственная рабочая группа. В ее состав вошли специалисты всех заинтересованных в этой области министерств и ведомств, но пандемия Covid-19 отодвинула этот вопрос еще практически на 2 года. На сегодняшний день законопроект прошел уже первое чтение в парламенте. К сожалению, до каникул Жогорку Кенеша мы не успели продвинуть его дальше, но я надеюсь, что в сентябре депутаты рассмотрят проект в числе первых, и осенью он уже будет принят, - отметил Н. Усенбаев.

По его словам, в законопроекте определены основные задачи и принципы обеспечения биобезопасности, определены и четко представлены виды биологических угроз, а также меры по международному правовому регулированию. В зависимости от степени потенциальной опасности для здоровья человека и окружающей среды установлены группы опасности потенциальных биоагентов и запрещающие меры по обеспечению биологической безопасности.

Проект разработан в соответствии с действующим законодательством КР, и не влечет за собой негативных последствий для социальной, экономической, правовой, право-защитной, гендерной сферы и других сфер жизнедеятельности государства, и напрямую не затрагивает права граждан. В нем четко определены и обозначены полномочия президента, Кабмина, госорганов и органов местного самоуправления. Этот закон восполняет правовой пробел по обеспечению биобезопасности, т.к. на данный момент в Кыргызстане нет такого закона.

- У нас есть около 200 биолабораторий, как медицинских, так и ветеринарных, которые работают с микроорганизмами, и сейчас мы будем упорядочивать их деятельность. Создавать условия по надлежащему хранению государственных коллекций возбудителей, - пояснил спикер.

Он также напомнил, что в октябре прошлого года на высшем уровне между Кыргызстаном и Россией был подписан Меморандум по обеспечению биобезопасности – большой документ с намерениями о сотрудничестве в этом направлении.

- Не так давно к нам приезжала большая экспертная группа по вопросам биобезопасности из России. Был представитель департамента нераспространения МИД РФ Константин Воронков – специалист по конвенциям. Он остановился на вопросах реализации КБТО. Представитель Минобороны озвучил точку зрения по биолабораториям. Россельхознадзор был, представители Министерства здравоохранения и других ведомств. Со своей стороны мы тоже собрали экспертную группу, в которую вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств, и 25 июня провели совместное заседание.  Российской стороной был предоставлен перечень направлений, в которых мы в дальнейшем могли бы сотрудничать. Документ содержит 10 пунктов, мы их раздали государственным органам на рассмотрение. Осенью ожидается второй этап этих переговоров, и после мы начнем разрабатывать план мероприятий по реализации этих основных направлений, - поделился информацией замдиректора РЦКООИ МЗ КР.

Он также рассказал, что в рамках Меморандума кыргызской стороной было внесено предложение о строительстве в Кыргызстане биолаборатории с высоким уровнем безопасности.

- Нам это нужно, чтобы мы могли работать с возбудителями особо опасных инфекций в безопасных условиях. Сейчас мы имеем второй уровень защиты, а нам нужен третий, чтобы мы могли решать определенные задачи. На данный момент между правительствами Кыргызстана и России подписано соглашение о создании на территории нашей республики совместного научного центра с лабораторией высокого уровня защиты. Сейчас идет проектирование данного центра. К концу года, я думаю, этот этап будет завершен. На территории комплекса мы создадим совместный научный центр исследования инфекционных заболеваний. Для чего это нужно? Чтобы мы могли обнаруживать экзотические штаммы и нетипичные для нашей территории формы тех или иных заболеваний, т.е. чтобы мы могли их расшифровать. Лаборатория будет предназначена, в первую очередь, для того, чтобы паспортизовать свои возбудители, т.е. дать им генную и молекулярную расшифровку. Например, если появятся какие-то новые возбудители, мы сможем понять, наши они или занесенные. Есть инфекции, к которым наше население уже имеет коллективный иммунитет. Например, бруцеллез. Он встречается на нашей территории, но если мы встретим реактогенную форму, то сможем ее расшифровать и искать причину ее появления, - пояснил спикер.

При этом он выразил уверенность, что Центр будет иметь хорошую поддержку со стороны России, т.е. не будет перебоев с тест-системами и расходными материалами, и НЦИИЗ сможет выполнять все поставленные перед ним задачи.

- Я думаю, что специальным распоряжением российского правительства будут выделяться средств на обеспечение деятельности данного Центра, что позволит нам подтянуть молодежь, кадры подготовить и т.д. Мы возлагаем большие надежды на этот Центр, - отметил чиновник.

По его словам, это авангард, который предупреждает биологическую угроз, а российская сторона как раз и помогает обеспечить защиту от биологических угроз, в том числе, от потенциальных террористических атак с использованием биологического оружия.

- Наш Центр будет относиться к стратегическим объектам, соответственно там будут приняты меры по обеспечению не только биобезопасности, но и безопасности в целом. У нас есть антитеррористический паспорт, где четко определены все точки в согласовании с ГКНБ и МВД. Охраной объекта будет заниматься министерство внутренних дел, т.е. все режимные требования будут соблюдены, - подчеркнул Н. Усенбаев.

Руководитель секретариата Совета  по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Кулира Кубатова напомнила, что проект закона «О биологической безопасности в Кыргызской Республике» был инициирован заместителями Совета – депутатами парламента Камилой Талиевой и Динарой Ашимовой.

- Законопроект по обеспечению биологической безопасности и устанавливает правовые нормы в области обеспечения биологической безопасности в Кыргызской Республике, а также закрепляет гарантии государства по надлежащему уровню защиты населения и окружающей среды от возможных неблагоприятных последствий воздействия биологических агентов и использования продуктов биотехнологии, - отметила спикер. В соответствии с Картахенским протоколом по биобезопасности, Кыргызская Республика взяла на себя обязательства по созданию на национальном уровне эффективной нормативно-правовой базы по обеспечению биологической безопасности, что позволит предупредить риск неблагоприятного воздействия живых измененных организмов на здоровье человека и окружающую среду, а также уделить особое внимание трансграничному перемещению.Также в 1996 году Кыргызстан присоединился к Базельской конвенции «О контроле трансграничных перевозок опасных отходов и их удалении», которая направлена на регулирование и мониторинг трансграничной перевозки опасных отходов, в том числе биологических отходов, путем минимизации и предотвращения образования отходов и их рациональным управлением.

С учетом положений международных правовых документов, Межпарламентская Ассамблея СНГ разработала рекомендации по гармонизации и унификации законодательства стран Содружества в сфере обеспечения биологической безопасности. Это позволит внедрить на национальном и международном уровнях согласованные и адекватные современным угрозам меры по предотвращению возможного использования биоагентов в террористических целях.

Кыргызстан является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году, в рамках сотрудничества ОДКБ приняты ряд решений по укреплению биологического суверенитета государств – членов Организации.

На Парламентской Ассамблее стран ОДКБ (2023) было заявлено, что биобезопасность в ближайшее время может стать официальным направлением сотрудничества стран-участниц ОДКБ, и будут наращиваться усилия по укреплению биологической безопасности, формированию ее правовых и организационных основ входит в число приоритетных задач ОДКБ.

Вместе с тем, как отмечено в проекте закона не допускается принятие обязательств в рамках международного сотрудничества, не соответствующих национальным интересам КР, способных нанести ущерб национальной безопасности Кыргызстана или ведущих к утрате независимости республики.

Биологическая безопасность страны является одним из основных требований для достижения целей в области устойчивого развития на период до 2030 года, в частности.

- Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР в партнерстве с Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в сентябре прошлого года было организовано обсуждение законопроекта на круглом столе, в ходе которого участники отметили, что многие страны, которые также как и Кыргызстан взяли на себя обязательства по принятию законодательства по биологической безопасности, уже приняли соответствующие законы, Кыргызская Республика также должна ускорить процесс принятия законодательства. Ускорение процесса принятия законодательства по биологической безопасности также обусловлено событиями, связанными с пандемией, вызванной COVID-19, необходимостью управления рисками и оперативным реагированием на биологические угрозы, - подчеркнула глава секретариата Совета.

По ее словам, по итогам круглого стола, доработанный проект закона с учетом предложений и замечаний, был направлен на рассмотрение Торага Жогорку Кенеша КР. Проведена сравнительно-редакционная экспертиза текстов законопроекта на государственном и официальном языках на аутентичность и внутреннюю согласованность, по итогам правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз получено положительное заключение.

- В полученном заключении Кабмина было отмечено, что ввиду отсутствия законодательного акта, регулирующего вопросы биологической безопасности, Кабинет министров считает необходимым принятие рассматриваемого проекта закона, с учетом замечаний и предложений.

В целях исключения утечки информации, которая может привести к созданию биологической угрозы, определены меры по защите информации в отношении патогенных биологических агентов.

Для недопущения, выявления, пресечения и устранения нарушений по обеспечению биологической безопасности предусмотрены государственный контроль и надзор. Регламентированы нормы по осуществлению международного сотрудничества в целях обеспечения биологической безопасности. Законопроект регулирует вопросы, которые не могут быть частью отраслевого законодательства в силу их комплексного характера, включая охрану здоровья, защиту животных и растений.

Реализация законопроекта возможна в рамках бюджетов, выделяемых государственным органам и органам местного самоуправления на выполнение их функций, и дополнительного финансирования не требует.

Нормы данного законопроекта напрямую не направлены на регулирование предпринимательской деятельности, в связи с чем, проведения анализа регулятивного воздействия не требуются, - добавила К. Кубатова.

В свою очередь военный эксперт Нурлан Досалиев выразил благодарность всем тем, кто работает над принятием законопроекта по биобезопасности, но отметил, что принять его нужно было еще вчера.

- Пандемия Covid-19 была в 2020 году, и этот закон должен был быть уже тогда, чтобы наши государственные структуры принимали какие-то решения. Т.е. мы явно опаздываем. Тем более если взять во внимание ту ситуацию с  угрозами биологического характера, которая складывается сегодня в мире и в нашем регионе. Наверняка многие заметили, что в последнее время в публичном информационном пространстве присутствуют признания высокопоставленных менеджеров таких фармацевтических компаний как Pfizer и AstrazenecaAstrazeneca и других, которые работали над  созданием вакцин, и сейчас дают шокирующие признательные показания о том, что их вакцины не просто малоэффективны, но и вредны. Буквально несколько дней назад доктор Френсис Бойл из США – один из авторов американского закона по борьбе с терроризмом и применением биологического оружия – дал письменные показания, что вакцины против Covid-19, которые разрабатывались западными фармкомпаниями, не имеют эффективности против коронавируса, более того представляют собой оружие массового поражения, - обратил внимание спикер.

По его словам, после того как в Кыргызстане долгие годы пребывала американская база «Ганси», в республике сложилась неблагоприятная ситуация в плане сохранения флоры и фауны.

- Наши животноводы отмечают, что именно в последнее десятилетие участились всевозможные заболевания малого и крупного рогатого скота. Наши ветеринары говорят о том, что приходится применять различные препараты, которые не применялись в советское время. Проблема очень обострилась. Нетипичными болезнями стали болеть даже лошади. Болеет домашняя птица. В нашей республике и в целом по региону мало научных работ, обзорных исследований на эту тему. Мало того, что домашние животные болеют, подвержена вспышкам различных заболеваний и дикая флора и фауна. У нас исчезают дикие растения и животные. На Иссык-Куле исчезли жабы, которые являются важнейшим элементом биологической цепочки. Они как барометр биологической картины. И куда они подевались?

Многие любят выехать на природу и покушать форель, но мало, кто знает, что в большинстве водоемов рыба болеет. Заводчики отмечают, что форель покрывается какой-то коростой, т.е. это нетипичное кожное заболевание. У форели очень высокий иммунитет, и надо очень постараться, чтобы она заболела.

Все мы знаем, что в нашем регионе на зиму не улетают только афганские дрозды, воробьи и синицы. Все остальные пернатые прилетают к нам из Африки. И именно в Африке, согласно национальной стратегии США, находятся основные базы – биологические лаборатории Пентагона, которые находятся на миграционных путях птиц, которые прилетают, в том числе, в Кыргызстан.

Я приведу выдержки из национальной стратегии США по биобезопасности, принятой в октябре 2022г. Основная цель – разворачивание биотехнологической инфраструктуры по наблюдению и изучению потенциально опасных вирусов, которые могут нанести ущерб глобальным интересам США. Я не буду зачитывать все пункты – их много и они достаточно обширные, скажу лишь, что концептуально вся их система похожа на разворачивание глобальной системы противоракетной обороны. Какие цели преследуют США и их союзники? Я хочу, чтобы эти моменты понимало гражданское общество. Когда мы говорим о ядерной опасности, а все столицы бывших советских республик Средней Азии и Казахстана были объектом ядерной атаки со стороны американских ядерных сил, то мы понимаем, что ядерный удар фиксируется сотней различных датчиков в разных точках мира и в космосе. Но когда применяется биологическое оружие, никто об этом не знает, потому что характер и природа такого оружия практически невидимы.  Его могут распространять, в том числе, террористическими методами, т.е. где-то разбили или открыли контейнер, и пошло распространение опасных вирусов и патогенов.

В этой связи биологическая программа США ЮПИ-4 как раз и работает над вопросом переноса возбудителей особо опасных заболеваний при помощи птиц. Основными заказчиками этих вещей являются Пентагон, ФБР и ЦРУ, а посредниками – всевозможные международные организации и фонды, а также различные НПО-НКО. Смотрите, как одна проблема упирается в другую – проблема продовольственной безопасности, общей безопасности и т.д. Т.е. все эти вещи между собой взаимосвязаны, и мы не можем быть свободными от них, - отметил эксперт.

Он напомнил, что специальная военная операция  ВС РФ выявила, что на территории Украины было расположено более 30 американских военных биолабораторий, которые работали именно в области разработки биологического оружия в обход КБТО и всех других конвенций ООН.

- И самое главное, когда мы в прошлые годы говорили на эти темы, многие считали, что это все конспирология. Например, что касается генетической направленности биологического оружия, способного избирательно поражать те или иные народы и нации. Американцы этого добились. Многие считали это конспирологической теорией, но когда об этом открыто было заявлено руководством КНР, затем РФ, весь мир понял, что это вполне реальные факты. И все эти факты еще раз говорят о том, что мы явно запаздываем с принятием своего законодательства в сфере обеспечения биобезопасности. И опаздываем с мерами. Исходя из всех этих данных, должны приниматься соответствующие управленческие решения, - пояснил эксперт.

Он также обратил внимание, что сегодня среди населения стран Средней Азии фиксируется большое количество инфекционных заболеваний, природа возникновения которых неизвестна, это отмечается самими медиками.

- Наши народы столкнулись с волной нетипичных инфекционных заболеваний. Наш регион фактически стал объектом атак в биологической сфере. У нас есть станции слежения за биологической обстановкой, но мы работаем по определенной схеме – где-то очаг эпидемии, эпизоотии, появились какие-то признаки, начинают приниматься какие-то меры и т.д. Но эту схему реакции, к сожалению, прекрасно знают, скажем прямо, наши противники, которые разрабатывают против нас же биологическое оружие. Поэтому нужно ставить вопрос о выдвижении этих станций слежения вперед, чтобы превентивно получать сведения о применении того или иного опасного биологического средства против нас. Вопрос, кто этим должен заниматься. Эту работу делали и делают соответствующие военные подразделения – Войска радиационной, химической и биологической защиты.

Вы будете удивлены, но недавно США объявили санкции в отношении войск РХБЗ России. С одной стороны, это идиотизм – выдвигать санкции против отдельного рода войск армии другого государства. Но с другой стороны это говорит об уровне мировой опасности, т.е. они ввели санкции против той структуры, которая борется с этими вещами. Это говорит о серьезности намерений спецслужб США, которые занимаются разработкой биологического оружия. Командующий войсками РХБЗ российских вооруженных сил генерал-лейтенант Кириллов в своих периодических выступлениях рассказывает вещи, которые имеют место быть и  которые очень и очень «неудобно» слышать западной общественности.

К сожалению, весь наш регион подвержен этой опасности, потому что ко всем этим вещам с позиции конспирологии относятся те, кто не знаком с законами и закономерностями противоборства сторон, которые происходят в нашем мире. Либо этот термин применяют те, кто непосредственно работает на те страны, которые разрабатывают биологическое оружие.

Мы часто говорим про афганскую проблематику, но американские вооруженные силы огромный период времени присутствовали в Афганистане. И если всего за 8 лет они открыли на Украине больше 30 лабораторий, то за 15-16 лет в Афганистане, они, скорее всего открыли там не меньше таких объектов. И это поспешное бегство военных США из Афганистана тоже на чем то основано. Есть основания полагать, что на территории этой страны были сделаны биологические закладки, которые могут в определенный момент сработать.

Так вот перед какой опасностью стоит весь наш регион? Все увязано с СВО. Надо понимать, что  сейчас на Украине идет битва между Востоком и Западом, и ВС РФ защищают весь наш Евразийский континент. И если результаты войны не будут отвечать интересам западного сообщества, то уже в нашем регионе будут запущены процессы глобальных изменений, против которых наши региональные государственные меры защиты и обороны ничего не смогут сделать. Есть сценарий, по которому вспышки особо опасных заболеваний в Афганистане спровоцируют бегство из страны миллионов людей, которые будут спасаться от голода, войны и страшных эпидемий. Они естественно хлынут к нам, и эти многомиллионные толпы, по западному сценарию, просто сметут все наши военные, государственные и прочие линии защиты, т.е. могут полностью разрушить государственность в наших республиках. А за спинами зараженных масс беженцев должны будут пойти уже боевики.

Мы все эти факты озвучиваем для того, чтобы люди, ответственные за принятие законов и нормативных актов, понимали складывающуюся в нашем регионе и в мире ситуацию в сфере биологических угроз. И в случае уже начальных событий мы должны принимать конкретные меры.

В качестве предложения – с кем нам взаимодействовать, с кем работать в плане обеспечения нашей биобезопасности, это в первую очередь – Россия, чей уровень позволяет успешно купировать эти угрозы. Второй момент:  войска РХБЗ, о которых даже в сенате США знают, оснащены современными высококачественными приборами и разведывательными устройствами, которые позволяют оперативно в максимально сжатые сроки давать информацию о применении противником тех или иных средств поражения. Было бы разумным шагом для стран нашего региона разместить дополнительные подразделения РХБЗ ОДКБ на своей территории. В первую очередь их необходимо разместить на границе – на первой линии, и наладить взаимодействие с такими структурами как наш Республиканский центр карантинных и особо опасных инфекций. Тесное взаимодействие по выстраиванию системы защиты – это и есть первый шаг по обеспечению безопасности в сфере биологических угроз, - добавил Н. Досалиев.

На тот факт, что в постсоветское время в Кыргызстане была разрушена практически до основания вся система биобезопасности, обратил внимание президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба.

- Я хотел бы напомнить, что когда мы получили независимость в начале 90-х годов, в наследство мы получили полную отлаженную систему защиты от того, что мы называем биологические угрозы. В Кыргызстане на тот момент – с 1987 по 1992 гг. стояла бригада РХБЗ, противочумный отряд, система гражданской обороны, которая была заточена под ликвидацию этих угроз, т.е. на территории нашей страны был целый комплекс. И первое, что кануло в историю, это система биохимзащиты. И кинулись, что ее не стало, только через 25 лет, когда стали видны последствия уничтожения этого комплекса. Это говорит о чем? О том, что внешние игроки сделали все, чтобы эта система перестала у нас существовать. Т.е. на своей территории, где существуют эпизоотические очаги чумы, мы уничтожили противочумный отряд – это нонсенс, - отметил эксперт.

При этом он обратил внимание, что биологическая безопасность – это не вопрос одной страны, это как минимум вопрос регионального масштаба.

- Поэтому мы в свое время и поднимали вопрос по биолаборатории в п. Гвардейский в Казахстане – кто деньги платит и кто конечный актор? Тем более мы понимаем, что биостанции, научно-исследовательские центры и лаборатории – это объекты двойного назначения. Их можно использовать как в мирных целях, так и в военных, т.е. как в целях противодействия, так и атаки. Причем биологические угрозы потенциально наиболее опасны. Поэтому хотелось бы обратить внимание и правоохранительной системы и депутатов на необходимость формирования комплексной системы биобезопасности, а также разработки эффективной законодательной базы, - добавил Ю. Погиба.

Комментируя выступления военных экспертов, заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций Н. Усенбаев обратил внимание на потенциал Российской Федерации.

- У них есть государственная программа «Санитарный щит России», на реализацию которой ежегодно выделяется около 11 млрд рублей. Есть 10 противочумных станций, где дислоцируются специализированные мобильные противоэпидемические бригады. На сегодня уже эти бригады имеют систему защиты 3 и 4 уровней. У них используются дроны и вертолеты. Мы находимся на второй линии этого санитарного щита, в связи с чем нам и оказывается это техническое содействие. Создание нашего Центра научных исследований – это тоже часть этой большой программы.

В рамках этого щита в Кыргызстане есть мобильный комплекс, собранный на базе КАМАЗа с прицепом, где есть необходимое оборудование. У нас есть четыре мобильных лаборатории экспресс диагностики, которые мы подключили при пандемии ковида. Мы их выставили там, где у нас нет лабораторий, и закрыли эту брешь.

Что касается РХБЗ, мы с ними контактируем с данным подразделением Минобороны РФ и стараемся быть с ними в тесном взаимодействии. Мы ездим на совместные учения и принимаем участие и в других мероприятиях, - добавил. Н. Усенбаев.

Наталья Лобанова

Продолжение следует…

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320