Похоже, что у Кыргызстана нет иного выбора. Речь о кандидате в президенты Садыре Жапарове. Анализируя других кандидатов, можно прийти к выводу, что они не дотянут до процентов лидера. Конечно, возможен вариант второго тура, но и там у второго претендента шансов будет мало.
Согласно исследованию организации «Центрально-азиатский Барометр», уже сейчас Жапаров набирает 64 процентов голосов, а ближайшие преследователи в районе 3-4 процентов. То есть, теперь стоит задуматься не о том, кто победит, а насколько хорош главный претендент? Станет ли Жапаров «спасителем нации»? Насколько он адекватен как руководитель? Каковы плюсы и минусы?
Начнем с минусов. Жапаров все-таки пришел к власти на волне «революционного порыва» народных масс. Управленческого опыта на высоком уровне у него нет. Уже сейчас видно, что некоторые его решения спонтанны, не до конца продуманы, продиктованы были краткосрочной выгодой. Но эта «болезнь» лечится. Ему придется научиться думать не на шаг в перед, а на десять или сто. Другой минус – его никто не знает за пределами страны. Нет, его теперь знают, а вот на что способен, просчитываемы ли его решения – вопрос сложный. Соответственно, зарубежные лидеры, в том числе и соседних стран, будут относиться к нему настороженно.
Из плюсов следует отметить отношение Москвы к кандидатуре Жапарова. Сначала надо сказать, что, вопреки немногочисленным утверждениям некоторых внешних и внутренних аналитиков, Россия не вмешивается в кыргызские дела, не советует, не намекает, не направляет. Если внимательно просмотреть прессу за последние три месяца, то чаще всего настойчиво стались вмешиваться во внутрикыргызские вопросы американцы - напрямую, как, например, посол США Дональд Лу, или через своих «воспитанников» из среды грантополучателей. И чаще всего их внимание было обращено не только на кандидатов в будущие президенты, но и конституционную реформу.
Пока вроде бы активно трудится на ниве пропаганды Адахан Мадумаров, вечный неудачник всех предвыборных гонок, где он или его партия участвовали. Пока не совсем понятно, за счет каких ходов он может набрать голоса хотя бы для перехода во второй тур, куда, если верить тому же исследованию «Барометра», он может попасть только забрав не менее 15 процентов голосов Жапарова. Пока же Мадумаров активно работает с трудовыми мигрантами, на которых он всегда рассчитывал во всех своих предвыборных гонках. Но тут мигрантам, скорей всего, надо делать ставку на Жапарова. Ему придется активно сотрудничать с Москвой, а мигрантская тема во взаимоотношениях Кыргызстана и России сейчас главная, и Жапаров уже обсудил ее во время всех контактов с Кремлем пока исполнял обязанности премьера и президента. Вдобавок, коронавирус вносит свои корректив в мигрантскую проблему. Если до пандемии были проблемы, но незначительные, то теперь все гораздо серьезней – новые вызовы требуют новых решений. И тут придется новому президенту активно сотрудничать с Москвой, а Россия продолжает проявлять себя как главный внешнеполитический и экономический партнер Кыргызстана.
Но среди главных вопросов остаются выборы в парламент и конституционная реформа. На самом деле, решить, что лучше, какая именно форма правления для Кыргызстана довольно сложно. Даже с учетом имеющегося опыта по смене конституций, внесения поправок. Уже точно понятно, что парламентская форма не для Кыргызстана. Тут достаточно хотя бы вспомнить такую маленькую деталь, как исполнение депутатами своих прямых обязанностей, к примеру, присутствие на рабочем месте. Сколько раз уже бывало, когда журналисты сообщали в своих изданиях, что на заседаниях иногда присутствует менее 10 процентов народных избранников, даже не 50 процентов, и зачастую законы не принимались и не обсуждались только потому, что не было необходимого количества депутатов на рабочих местах. Парламент давно уже превратился в кормушку для многих «слуг народа», где самое меньшее можно получать высокую зарплату и ничего не делать.
Нужен такой парламент и такие депутаты? И когда вдруг выясняется, что некоторые их решения оказались в корне неверными, то получается, что спрашивать конкретно не с кого – вся ответственность размазана. Да и формирование парламента по партийному принципу не дало положительных результатов. Политические партии стали обычными букмекерскими конторами, правда, работающими по принципу «кто больше поставит – тот и выигрывает».
О форме правления. Даже если рассуждать с позиции обывателя, то получается, что в стране за все отвечает президент и с него же спрашивают. Тут не надо даже ссылаться на те или иные статьи конституции, тут достаточно сказать, что президент Жээнбеков ушел в отставку, а парламент нет. Народ не воспринимает депутатов как власть, для большинства населения это какие-то обезличенные люди, среди которых все же есть десяток известных фигур, которые как бы находятся во власти. Кого-то конкретно народные массы могут обвинить в чем-то, но в целом парламент не воспринимается как власть народом. Да, парламент называет Жогорку Кенеш, то есть Высший Совет. Но там советами занимаются, а не реальными делами, как считают многие простые люди.
Возвращаясь к президентской теме, следует сказать, что новому лидеру страны придется в режиме аврала решать, как остановить страну, экономика которой катится в пропасть, где взять деньги, чтобы залатать почти полумиллиардный дефицит бюджета, как вернуть обратно мигрантов в Россию, деньги которых спасали страну.
Алишер Каримов
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320