Вопросы использования мирного атома в производстве электроэнергии, а также перспективы строительства атомных электростанций (АЭС) в странах Центральной Азии с учетом усугубляющегося дефицита водных ресурсов обсудили в Бишкеке.
- Сегодняшняя ситуация в энергетике, как Кыргызстана, так и всей ЦА, требует оперативного решения многих актуальных проблем. Поэтому вопрос строительства АЭС является важным не только для нашей республики, но и для всего центральноазиатского региона, что связано с возрастающими потребностями в электроэнергии, - подчеркнул директор департамента госрегулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности МПРЭТН КР Таалайбек Далбаев.
Такое мнение он высказал во время круглого стола: «Вода или мирный атом? Перспективы решения энергетических проблем в ЦА в условиях дефицита гидроресурсов», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Чиновник заострил внимание, что изменение климата влечет за собой таяние ледников по всей ЦА. За последние годы они сократились на 16%, особо активное истощение идет на высоте до четырех тысяч метров, что обостряет вопросы водных ресурсов и соответственно перспектив гидроэнергетики, которая требует много воды.
- Поэтому нам необходимо переориентироваться на новые виды генерации электроэнергии. При этом нужно четко понимать, что ВИЭ не покроют ее увеличивающийся дефицит и атомная энергетика является наиболее стабильным видом выработки электроэнергии.
Учитывая дефицит электроэнергии, министерство энергетики Кыргызской Республики заинтересовано в наращивании мощностей, в связи с чем в последние годы ведутся работы по заключению соглашений по строительству атомной электростанции малой мощности. Но спешить в этом вопросе не следует, его следует рассматривать в соответствии с требованиями и международными стандартами безопасности, касающиеся как подготовки, так и непосредственно самого строительства АЭС, а это требует определенного времени. Также необходимо подготовить кадры, нарастить научный потенциал и т.д.
Важно понимать, что есть стандарты МАГАТЭ по оценке рисков, созданию инфраструктуры и обеспечению безопасности ядерной программы, которые предусматривают несколько этапов подготовки к строительству АЭС. Мы сейчас находимся на первом этапе, т.е. работаем над улучшением нормативно-правовой базы. В этом году Жогорку Кенеш рассмотрел и принял проект Закона КР «О радиационной безопасности», который передан на подписание главе государства. Кроме того, парламентом приняты проекты закона о ратификации двух конвенций: «О помощи в случае радиационной аварии» и «Об оповещении в случае радиационной аварии». Также проводятся работы по улучшению нормативной базы в сфере обеспечения радиационной безопасности. При этом необходимо создать нормативно- правовую базу в области ядерной энергетики, разработать комплекс документов, устанавливающих требования, начиная со строительства, эксплуатации и до вывода из эксплуатации атомных электростанций.
Малые атомные станции не выбрасывают парниковые газы и не загрязняют воздух и поэтому считаются «зеленой энергетикой». Крупные атомные электростанции отличаются от АЭС малой мощности, которые требуют меньше затрат при строительстве, они более устойчивы при землетрясениях и могут применяться в труднодоступных районах республики. Это плюс, учитывая, что у нас сейчас во главу угла поставлено развитие регионов.
С другой стороны есть и определенные риски, прежде всего, следует учитывать экологические риски, так как Кыргызская Республика находится в сейсмоопасной зоне, в связи с этим, при строительстве АЭС необходимо руководствоваться, установленными стандартами МАГАТЭ в сфере ядерной безопасности и минимизировать потенциальные экологические и технические риски. Согласно руководству по безопасности для ядерно-энергетической программы мы сейчас должны свои стандарты привести в соответствие требованиям МАГАТЭ, согласно которым, подготовительный этап может длиться до 10 лет, - пояснил Т. Далбаев.
Как отметил профессор, доктор политических наук, ЧПП КР Алибек Джекшенкулов, в контексте перспектив атомной энергетики Кыргызстана, у страны два пути решения. Надо взять на себя ответственность, правительство должно либо самостоятельно принять решение о строительстве АЭС, либо провести референдум.
- Учитывая международный опыт, данный вопрос необходимо рассматривать комплексно, есть три составляющие этого вопроса: политический (геополитика), экономический (развитие энергетических мощностей, социальный) и экологический. Считаю, наша страна в перспективе будет уязвима и столкнется с препятствиями этой области.
Мы обычно рассматриваем проблемы энергетики, прежде всего, с точки зрения развития гидроэнергетики и водопользования. И только после этого мы исследуем экологические аспекты.
Все больше тревожных сигналов поступает по поводу прогрессирующего таяния ледников, к сожалению, засушливый климат наступает. По мнению некоторых международных экспертов, прогнозируется засуха уже в ближайшие 10 лет.
Кыргызстан и Таджикистан находятся в верховьях рек, пока мы сильно сегодня не ощущаем. А что будет, если ледники растают, а наши реки начнут мелеть? Тревожно даже это представить. В этом смысле мы отлично понимаем руководителей Казахстана и Узбекистана, которые приняли такое дальновидное решение, потому что они видят развитие атомной энергетики в перспективе развития своих стран.
Я люблю ходить в горы с детства, и невооруженным глазом видно, что ледники становятся с каждым годом все меньше и меньше. Об этом с обеспокоенностью поднимают тревогу наши экологи.
В этом смысле очень важно, чтобы наши лидеры, лидеры Центральноазиатских стран совместно рассматривали развитие АЭС, гидроэнергетики (в частности строительство Камбар-Ата-1) возобновляемые источники энергии, экологии в комплексе на основе уважения, взаимных интересов, взаимной выгоды и добрососедства. Нас радует, что на сегодня лидеры стран Центральной Азии готовы к диалогу, готовы интегрироваться и оказывать друг другу взаимную поддержку, но на мой взгляд перспективы объединения центральноазиатских стран состоит не только в политической воле, но и будут определяться, прежде всего, как будут решаться такие архиважные вопросы как развитие энергетики, сохранение экологии и рациональное водопользование.
Поэтому центральноазиатским лидерам объединившись надо ставить перед Россией вопрос о необходимости поворота русла Сибирских рек в сторону нашего региона (который рассматривался во времена СССР). Этот вопрос будет также влиять на будущее развития Евразийского Экономического Союза, если мы говорим об укреплении ЕАЭС, о перспективах вхождения в него ряда стран Центральной Азии, то этот вопрос необходимо решать уже в ближайшем будущем, потому что все страны региона ЦА скоро будут ощущать острый дефицит гидроресурсов и экологические проблемы, - отметил дипломат.
По его словам, сейчас многих пугает само слово «атом», тем более с учетом украинского (Чернобыльская АЭС) и японского (АЭС Фукусима-1) трагического опыта. Поэтому необходимо провести разъяснительные акции населению.
- Мы уже сегодня ощущаем дефицит электроэнергии, с каждым годом потребительские мощности увеличиваются, население растет, экономика активно развивается, если мы в будущем хотим жить в развитом государстве с богатым населением и сильной экономикой, нам необходимо иметь мощную энергетику, гидростанции, возобновляемые источники энергии и атомные электрические станции. Но безусловно при их строительстве должны использоваться передовые технологии и безупречно обеспечена безопасность населения. И в этом смысле, как бывший представитель Кыргызстана в МАГАТЭ, могу с уверенностью сказать, что Российские атомные электростанции одни из самых лучших в мире. Я сторонник того, что надо строить АЭС, но мы должны подходить к этому вопросу очень щепетильно и ответственно, - добавил А. Джекшенкулов.
В свою очередь Чрезвычайный и Полномочный Посол Узбекистана в КР Саидикрам Ниязходжаев подчеркнул, что сейчас важно, прежде всего, решить, какую экономику хочет строить каждая из стран: аграрную, сырьевую или высокопроизводительную.
- Если мы хотим иметь развитую промышленность, которая выпускала бы продукцию с высокой добавленной стоимостью, нам требуется электроэнергия. Второй вопрос, как мы будем покрывать потребности в электроэнергии. Здесь есть несколько вариантов: зеленая энергетика или тепловые станции, ТЭЦ, которые используют уголь и газ, или АЭС. Учитывая свой потенциал, каждая страна сама определяет, как ей развиваться.
В Узбекистане на сегодняшний день нормативно-правовая база готова, и мы одновременно с нашими партнерами вели работу по подготовке кадров. В Ташкенте открыт филиал московского института. Раньше это был МЭИ (Московский энергетический институт). Мы готовим кадры и в Ташкенте, и в России. Есть определенные компетенции по данному вопросу. Если будет интересно нашим кыргызским партнерам, то мы готовы поделиться, потому что это очень большая работа.
Когда мы говорим зеленая энергетика, мы не должны понимать только ветровые или солнечные электростанции. Гидроресурсы тоже относятся к зеленой энергетике. Но когда строятся ветровые или солнечные электростанции, мы должны также рассмотреть вопрос строительства к ним аккумулирующих емкостей.
Мы должны знать, что строительство водохранилищ, у которых большое зеркало воды, приводит и к экологическим изменениям. Многие говорят, что высыхание Арала произошло из-за выращивания хлопчатника. Но мы не должны забывать, что вода не доходила до Арала, пока осваивали новые земли и вели строительство гидротехнических сооружений.
По Камбар-Ате 1 работа ведется, там были экологические вопросы, их заново пересмотрели, и сейчас идет подготовка по реализации проекта. До конца года откроется финансирование, - рассказал С. Ниязходжаев.
Как отметил системный аналитик Бактыбек Саипбаев, Кыргызстан сейчас находится в ситуации, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Когда в Монголии, Казахстане, Узбекистане решаются вопросы строительства АЭС, в КР нет никакой конкретики.
- Вроде и меморандум подписан, но мы не говорим ни да, ни нет. Когда у меня были первые контакты с представителями компании Росатом, наши соседи только думали, стоит или не стоит строить атомные электростанции, с тех пор ситуация кардинально изменилась – у соседей решения приняты. Надо отдать должное мудрости и прозорливости президента Узбекистана, он сказал: «Надо делать». Токаев тоже сказал: «Мы это обязательно будем делать». Правда, не совсем понятно, зачем надо было проводить референдум, если проведены все экологические экспертизы, и никаких принципиальных противопоказаний со стороны экологов нет. После было объявлено, что будет создан консорциум, в котором будут участвовать разные страны – это шаг мне тоже не понятен. Если строит Франция, то все работы должны проводить только французские специалисты, если Росатом – то только их специалисты. Такова специфика атомной промышленности. Вопрос совместимости – это достаточно важный фактор, т.к. это вопрос, прежде всего, безопасности.
Нашим братьям казахам и узбекам окончательно стало ясно, что без атомной генерации электроэнергии им не обойтись. Мы видим нарастающее с каждым годом маловодье, что связано с изменением мирового климата. И не важно, виноват ли в этом человек, или это тренды мировой климатологии, связанные с цикличностью более жарких периодов и периодов похолодания. На мой взгляд, пресловутый разговор о выбросах углеводородов и том, что климат изменяет человечество, это не более чем лукавство Запада, цель которого продавать их зеленые технологии. Нам же сейчас надо решить два важных вопроса – что делать с нехваткой воды, и как обеспечить генерацию достаточного количества электроэнергии. Сейчас во всех республиках ЦА случаются сбои, и люди часами сидят без электроэнергии, - напомнил спикер.
По его словам, сейчас важно завершить каскад Нарынских гидроэлектростанций, в некоторых местах необходимо поставить малые ГЭС, и правительство КР в этом плане что-то делает, но необходимо искать и дополнительные источники генерации.
- Зеленые технологии могут закрыть максимум 15-20% потребности всей мировой энергетики. Многие страны Европы были вынуждены расконсервировать те же месторождения угля, чтобы дополнительно генерировать электроэнергию. В наших республиках – богатых солнцем, где 300 солнечных дней в году, сам Бог велел ставить солнечные панели, тем более с каждым годом они становятся лучше и дешевле. В Казахстане дуют ветра, и им можно ставить ветряки. Но полностью потребности они не закроют. Поэтому кроме атомных электростанций у нас и выбора нет.
Некоторые эксперты предлагают построить на месторождении Кара-Кече угольную электростанцию, но овчинка выделки не стоит, особенно с точки зрения экологии. Деятельность станции, вырабатывающей электричество за счет сжигания угля, приведет к дополнительным выбросам и копоти, что только усугубит ситуацию с таянием ледников.
В целом дефицит воды будет нарастать, поэтому я еще раз хочу напомнить о советском плане по переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию, но тогда это был мега проект, там планировалось сделать каналы, чтобы в регионе могли заходить воды даже с океана.
Сейчас ситуация изменилась, но мы могли бы пересмотреть этот проект и адаптировать его под нынешние реалии. Из-за изменения климата Россию ежегодно затапливает, в Сибири случаются огромные паводки, так вот во время разлива рек излишки воды маленькими трубопроводами можно было бы гнать в сторону того же Арала. Это был бы проект, способствующий более тесной интеграции, - подчеркнул Б. Саипбпев.
Говоря о референдуме в Казахстане, директор ЦЭИ «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков, что это был не просто вопрос энергетики: «Ряд политиков и неправительственных организаций подходили к теме строительства АЭС не столько с точки зрения экологии, сколько политики и геополитики».
Спикер отметил, что для ЦЭИ «Ой Ордо» тема дефицита водных ресурсов за последний год стала флагманской. Это связано с тем, что в странах Центральной Азии все чаще обсуждают проблему нехватки водных ресурсов и глобального дефицита электроэнергии. Панацей в этой ситуации представители властей и многие специалисты видят строительство атомных электростанций, которые создадут необходимые условия для энергетической безопасности. В то же время звучат мнения, что строительство АЭС уже не актуально.
- На наших круглых столах озвучивалась точка зрения, что опасно строить такие станции в сейсмически активных районах. Однако примеры Казахстана и Узбекистана, где достигнуты соглашения по реализации важных энергопроектов с российской компанией «Росатом», говорят о том, что атомная энергетика имеет устойчивые перспективы развития. Президент Казахстана возлагает большие надежды на использование атомной энергетики в плане обеспечения региональной энергетической безопасности. Кыргызстан пока находится в стадии решения этого вопроса, заключив только меморандум с компанией «Росатом». Есть ли альтернативы АЭС? К примеру, ЕС очень активно лоббирует и продвигает зеленую повестку, призывая к использованию энергосберегающих технологий, таких как солнечные батареи, грунтовые воды, в частности мы проводили обсуждение по кредиту Всемирного банка на реализацию проекта по установке теплонасосов. Но эти технологии являются достаточно дорогостоящими, и пока их применение явно не будут носить массовый характер.
Энергетическая безопасность – это не только про водноэнергетические ресурсы и экологию, но еще и про внешнеполитическую обстановку, влияющую на внутреннюю общественно-политическую ситуацию. Казахстан, прежде чем, принять решение по строительству АЭС провел референдум. При этом кипели споры, а кто должен строить данный объект. Эта тема может быть актуальна и для Кыргызстана, по оценкам специалистов победа Росатома была не случайна.
Например, США нельзя рассматривать в качестве ключевого партнера в возведении АЭС учитывая, что за последние 35 лет американцы с большим трудом запустили всего одну АЭС, при достаточно высоких расходах. Французские реакторы EPR приводят к регулярным аварийным ситуациям на АЭС ввиду серьезных инженерных ошибок при их проектировании, которые так и не удалось исправить.
Несмотря на громкие заявления многих компаний из Европы и Кореи о готовности построить АЭС в Казахстане, ни одна из них не представила даже демонстрационный вариант. Правительства этих стран сконцентрировали усилия по лоббированию национальных проектов, чтобы привлечь иностранный капитал и произвести «обкатку» своих непроверенных технологий на территории третьих стран. Отсюда вполне логична победа российской компании в представительном тендере в Казахстане, - подчеркнул И. Шестаков.
Что касается Кыргызстана, важным фактором в пользу Росатома, по мнению эксперта, может стать его готовность решать проблемы с хвостохранилищами, которые представляют реальную экологическую опасность для республики.
Наталья Лобанова
Продолжение следует …
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320