Сирия планирует вступить в ЕАЭС или в качестве первого этапа сближения с этим блоком сформировать с ним зону свободной торговли. Об этом на днях заявил министр экономики Сирии Самер аль-Халиль.
Здесь очевидны выгоды не только для Сирии, но также для России и в целом ЕАЭС. Ибо «соучастие» Дамаска в ЕАЭС уже в рамках ЗСТ позволит, прежде всего, существенно увеличивать экспорт из региона Союза именно высокотехнологичной продукции, а не сырьевой – в отличие от давно сложившейся структуры торговли РФ и большинства других стран ЕАЭС с Западом.
Вдобавок это еще и рост союзных капиталовложений в различные отрасли сирийской экономики, поскольку режим свободной торговли предполагает максимальное благоприятствование для компаний и предприятий – инвесторов страны, имеющей зону свободной торговли с государством, куда направляются инвестиции.
В свою очередь, сирийско-ливанский режим свободной торговли косвенно вовлекает в упомянутые возможности и Ливан. Являющийся, как известно, крупным финансовым центром и транзитным «полюсом» всего Ближнего Востока, в т.ч. в сфере реэкспорта инвестиций. Кстати, ливанская сторона проявляет растущий интерес к сотрудничеству с ЕАЭС, судя по состоявшимся в Бейруте межправительственным переговорам Армении и Ливана в середине марта с.г.
Что касается взаимной торговли, то пока около 80% ее общей стоимости (2015-2018 гг.) – это российский экспорт. Свыше 50% здесь – зерно и зернопродукты, 17-20% – медикаменты, другие товары химпрома; 10-12% – различное оборудование, транспортные средства, комплектующие. В сирийском экспорте в РФ преобладают (почти 90% по стоимости) разнообразные продукты переработки плодоовощей, причем ассортимент таких поставок в РФ расширяется с каждым годом. Ввозятся из Сирии и текстильная (шерстяная и хлопчатобумажная), рыбная продукция, кондитерские изделия, изделия художественных промыслов.
Как отмечает Самер аль-Халиль, включение его страны в ЕАЭС значительно нарастит взаимную торговлю. Но «для вступления в Евразийское объединение необходимо сперва заключить таможенные соглашения, урегулировать законодательство в этой сфере, получить согласие всех стран-участниц. В этом плане открытие зоны свободной торговли легче, но опять же при наличии всеобщего согласия».
В то же время подключение Дамаска к Евразийскому союзу не означает, что РФ/ЕАЭС будут «хроническими донорами» Сирии, судя по высказываниям министра. Он подчеркнул в этой связи, что точные сроки выхода Сирии на довоенный уровень экономики «пока назвать сложно, но, по некоторым подсчетам, восстановительный период может составить до 10 лет».
По оценке гендиректора АНО «Институт ЕАЭС» Владимира Лепехина, «Сирия важна нам не только как передовой бастион противостояния террористам, но и как страна-партнер». Прежде всего потому, что «именно России придется восстанавливать в Сирии разрушенные предприятия, порты, электростанции, другие экономические объекты». Поэтому в этой стране «не только должны стоять российские системы ПВО, но и работать, например, российские АЭС. Нам с учетом геополитической ситуации важен каждый партнер и каждый локальный рынок».
Фактический старт маршрута по сближению Сирии с ЕАЭС состоялся еще в 2015-м, когда сирийский премьер Ваиль аль-Хальки заявил во время визита в РФ, что между Москвой и Сирией «уже подписан ряд договоров на строительство газоперерабатывающих заводов, ирригационных сооружений и электроподстанций». И еще «в 2013 году подписано соглашение на разработку нефтяных ресурсов на сирийском побережье российскими партнерами. Инвестиционная сумма первого этапа этого соглашения – 88 млн. долл.».
Кроме того, в октябре 2017 г. глава Генеральной дирекции сирийских железных дорог Наджиб аль-Фарес заявил, что в ходе заседания сирийско-российской межправкомиссии «сирийская сторона предложила ряд проектов по развитию транспортной инфраструктуры». К настоящему времени эти проекты почти полностью согласованы с российской стороной.
Г-н аль-Фарес пояснил, что среди «наиболее приоритетных проектов – восстановление железнодорожной линии длиной 290 км, соединяющей сирийское побережье (порт Тартус. –Ред.) с крупными месторождениями фосфатов на северо-востоке страны. В будущем этот участок соединится (линией примерно в 350 км – Ред.) с соседней транспортной системой Северного и Центрального Ирака». Этот комплексный проект предварительно одобрен межправкомиссией.
Наджиб аль-Фарес особо выделил проект «по расширению порта Тартус (туда еще в 1950-х подведены железная дорога и нефтепровод из Северного Ирака. – Ред.), так как «это стратегический порт для Сирии и Ирака. Работаем также над проектами нового порта вблизи порта Латакия, что вблизи сирийско-турецкой границы, или расширения существующего в Латакии».
По имеющейся информации, концессии будут основной формой сотрудничества в данной сфере – по аналогии с концессионным участием РФ в эксплуатации и развитии железнодорожной сети Армении (с 2008 г.).
Заметим, что сирийская транспортная система, наряду с ее очевидной ролью для экономики страны, – еще и важнейший транзитный коридор для многих стран Ближнего и Среднего Востока (Ирак, Иордания, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар). Железнодорожные и/или нефтепроводные пути соединяют эти страны с сирийскими и ливанскими портами, а также обеспечивают выход тех же стран в Турцию и далее в Европу. Что, по крайней мере, географически весьма важно и для экономических связей России с данными странами.
Как видим, значение российско-сирийского сотрудничества по восстановлению и развитию транспортной инфраструктуры Сирии выходит далеко за двусторонние рамки.
Что же касается энергетического сектора, наши две страны 31 января с.г. подписали дорожную карту по сотрудничеству в энергетике на 2018-2019 гг. с возможностью пролонгации. Документ предусматривает восстановление российской стороной разрушенных, модернизацию действующих и строительство новых энергообъектов в Сирии на основе концессионного контракта. А в феврале с.г. первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер сообщил СМИ, что «уже обсуждаются варианты участия "Технопромэкспорта" – структуры "Ростеха" – в реконструкции четырех ТЭС в Сирии в рамках дорожной карты по восстановлению сирийских энергетических объектов».
Особо отметим и развивающееся взаимодействие Сирии с Крымом, о чем уже сообщал «Ритм Евразии». Так, крымская делегация во главе с Сергеем Аксеновым и сирийское руководство в середине октября с.г. в Дамаске договорились о налаживании регулярного морского и авиасообщения между Сирией и Крымом и о дальнейшем развитии товарообмена. Предусматривающего в основном взаимно согласованные цены, бартер и другие формы неинвалютных взаиморасчётов.
Как считает Владимир Джаралла (г. Симферополь), эксперт по вопросам крымской транспортной системы, в свете расширяющихся контактов с Сирией «для Крыма открываются прекрасные возможности, прежде всего потому, что он и его порты – под западными санкциями. А также благодаря размеру рынка Сирии и общерегиональной значимости ее портов. Что, в свою очередь, позволяет развивать крымские порты». Плюс к тому, Сирия крайне заинтересована в поставках стройматериалов и оборудования из России, а лучшая отправная точка для этого – Крым, с учетом договоренностей по межпортовому сообщению Крыма с Сирией.
По ряду данных, в развитии промышленного экспорта и инвестициях в Сирию заинтересованы также многие бизнес-структуры Белоруссии, Казахстана, Армении. Так, посол Белоруссии в САР Александр Пономарев заявил 8 сентября с.г. в Дамаске, что «ведется работа по заключению контрактов на поставки в Сирию разнообразной техники «МАЗа» и «БелАЗа», включая, например, карьерные самосвалы. Хорошие перспективы на сирийском рынке также у наших трансформаторов, продукции химпрома, молочной продукции».
Так что экономическое сближение Сирии с ЕАЭС, выгодное обеим сторонам, не ограничивается Россией.
https://www.ritmeurasia.org/news--2018-11-13--sirijskij-koridor-eaes-na-blizhnij-vostok-39534
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320