Общество
18.04.2023

Школьное образование в Кыргызстане: реформы и поддержка России

Школьное образование в Кыргызстане — актуальная тема, начиная с учебников и методики преподавания и завершая конкурсами директоров и нехваткой школ.

Для России и Кыргызстана взаимодействие в сфере образования имеет особое значение. В марте 2023 года Министерство образования Кыргызской Республики и Министерство просвещения Российской Федерации подписали соглашение о начале строительства и создания в разных городах Кыргызстана девяти школ, где будет вестись обучение на русском языке. Церемония подписания соглашения состоялась по итогам заседания кыргызско-российской межправительственной комиссии.

Учебные заведения планируется достроить к 2025-му. В них будут учиться дети с 1-го по 11-й класс.

«Посредством подписания соглашения мы создаем прочную нормативно-правовую основу для последующего уже в этом году старта данного проекта. Это поистине историческое событие в двусторонних отношениях, и мне доставляет огромное удовольствие быть его свидетелем и участником. Уверен, что эти школы станут не только вторым домом для маленьких граждан нашей республики, которые получат качественное образование, но и создадут дополнительные благоприятные условия для изучения и популяризации русского языка в стране», — подчеркнул председатель Кабмина КР Акылбек Жапаров.

Курировать формирование русских школ, как ожидается, будет Айгуль Жапарова — супруга действующего президента Кыргызской Республики. Выступая на форуме в Москве, она подчеркнула — уважение к русскому языку и культуре заложено в основах образования страны.

«У нас в стране 2333 школы с преподаванием русского языка. Из них 247 школ — с русским языком обучения. Все это свидетельствует о нашей заинтересованности знакомить наших детей с русским языком, литературой и культурой, развивать диалог на различных уровнях во имя светлого будущего», — сказала Айгуль Жапарова.

Нехватка школ и учителей

Право на образование — одно из основных прав человека, которое закреплено во многих международных договорах и в Конституции КР. О том, что в Кыргызстане есть проблема нехватки школ сообщил президент КР Садыр Жапаров в ноябре 2022 года.

«Всем известно, что в классах учатся по 40-50 детей. Это связано с демографическим ростом. Чтобы охватить всех детей школ, необходимо каждый год строить 24 учебных заведения. Когда я пришел, требовалось построить 247 школ. За два года осталось 80 школ. За два-три года мы решим проблему нехватки школ», — сообщил глава государства.

На данный момент школы Баткенской области сильно переполнены — фактическое число учеников превышает нормативы в 1,7 раза. В связи с этим уроки проводятся в три смены, за одной партой сидят по трое детей. Такая же ситуация и в столице. Во многих классах города Бишкек по 50 человек, школы переполнены в 2-3 раза, за партами сидит по три, а иногда по четыре ребенка.

В школах республики не хватает более 900 учителей. Об этом сообщило Министерство образования и науки. Например, на январь 2022 года не хватало 929 учителей. Больше всего учителей нужны в Чуйской области — 305 человек, меньше всего в Оше — 9 учителей. В Бишкеке не хватает 191 учителя, в Баткенской области — 142, Ошской — 112, Иссык-Кульской — 78, Джалал-Абадской — 60, Таласской — 20, Нарынской — 12.

Не хватает в основном учителей русского языка, физики, математики, начальных классов в школах с русским языком обучения и других предметов. В ведомстве рассчитывают на выпуск молодых специалистов в 2023 году. Всего в республике педагогов выпускают 14 учебных заведений.

И в этой проблеме Россия старается помочь Кыргызстану. В рамках инициированного Председателем Совета Федерации проекта «Российский учитель за рубежом» в Кыргызстане в настоящее время работают более 70 российских учителей. Предполагается, что еще 90 российских преподавателей будут осуществлять педагогическую деятельность дополнительно в 20 школах страны.

В Кыргызстане растет количество районов с низкими показателями ОРТ

В Кыргызской Республике с 2012 года Общереспубликанское тестирование (ОРТ) стало обязательным при поступлении во все вузы республики, независимо от формы собственности. За последние три года количество районов с низкими показателями ОРТ увеличилось в более чем полтора раза — с 9 до 15. Об этом сообщило Министерство образования и науки КР.

ОРТ проводятся по кыргызскому языку и литературе, русскому языку и литературе, английскому языку, истории, химии, биологии, физике и математике. Предметный тест оценивается отдельно от основного.

Анализ сектора оценки качества образования показывает, что в среднем выпускники 40 процентов школ получили в 2022-м по основному тесту ОРТ менее пороговых 110 баллов. Самый высокий показатель в Баткенской области — 52 процента школ, самый низкий в Бишкеке — 15 процентов. Анализ результатов предметного тестирования показывает, что наиболее низкие результаты зафиксированы по математике, физике, химии и биологии.

Решить данную проблему намерены так, что школы с самыми низкими показателями в ОРТ закрепят за вузами Кыргызстана. Вузы будут оказывать методическую поддержку. Также Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников планирует организовать курсы по практико-ориентированным модулям для учителей математики, физики, химии, биологии в школах, получивших низкие результаты в ОРТ.

Реформы образования

Власти Кыргызстана летом 2022 года приступили к реформированию системы школьного образования. План Министерства образования КР предполагал несколько нововведений. Одно из них заключалось в том, что директорам школ придется бороться за свою должность на конкурсе, а не просто становиться чьим-либо преемником или терпеливо продвигаться по служебной лестнице. Другим нововведением было ограничение срока пребывания на посту директора до пяти лет, что должно было обеспечить регулярную сменяемость кадров в школах. Политика была направлена на формирование высокопрофессионального кадрового состава на уровне руководства всех учебных заведений.

Однако первые результаты реформ обескуражили: почти треть школ (656 из 2333) начали текущий учебный год без директора. Кроме того, во многих случаях экзамены на должность директора школы проходили специалисты из дошкольных и высших учебных заведений, где требования к преподаванию значительно отличаются от требований в начальной и средней школе. Начинание, которое задумывалось как реальная и своевременная реформа, на сегодняшний день потерпело крах из-за ее исполнителей, что свидетельствует об отсутствии тщательного анализа и планирования.

То, что образование в Кыргызстане нуждается в срочных и грамотных реформах, понимает и правительство. В начале апреля текущего года председатель Кабмина КР Акылбек Жапаров обозначил пять главных направлений по реформированию системы образования:

  1. Адаптация учебных программ к современным требованиям рынка труда
  2. Повышение качества преподавания
  3. Развитие инфраструктуры и доступность образования
  4. Внедрение гибкого подхода к образованию5
  5. Формирование творческого и критического мышления

Акылбек Жапаров выразил уверенность, что совместными усилиями с педагогами, министрами и экспертами в данной области удастся реализовать вышеуказанные пять главных шагов и добиться заметного прогресса в подготовке образованного поколения и сильных профессионалов в нашей стране.

Принятию необходимых реформ в образовании Кыргызской Республики способствует активная поддержка со стороны высшего руководства страны. Дружественная Россия в свою очередь снова готова оказать помощь.

snob.kg

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320