В сфере внешнеэкономических отношений за 30 лет Китай стал одним из главных торгово-экономических партнеров Кыргызстана, отметил экс-директор Института центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, экономист Кубат Умурзаков во время круглого стола: «К итогам саммита С5+1 в Сиане: новые перспективы Сообщества единой судьбы Китая и ЦА», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Благодаря высокому уровню двусторонних отношений успешно реализованы совместные проекты в сфере энергетики и транспорта. В частности, строительство и запуск линии электропередач «Датка-Кемин», реабилитация автомобильных дорог «Ош-Баткен-Исфана», «Бишкек-Балыкчи» и «Бишкек-Нарын-Торугарт», модернизация ТЭЦ «Бишкек», автомобильная дорога «КНР-КР-РУз», а также альтернативная автомобильная дорога «Север-Юг». Реализация вышеуказанных проектов способствовала укреплению энергетического и транспортно-логистического потенциала Кыргызстана, тем самым обеспечивая развитие национальной экономики.
Для Кыргызстана характерным в годы независимости является активное развитие внешней торговли с КНР. При этом официальный китайский импорт растет значительными темпами и в сотни раз превышает кыргызский экспорт. Причин у этого две. Во-первых, сформировавшееся за последние 15-17 лет значительное число компаний и предпринимателей, которые имея большой опыт и сложившиеся коммерческие связи в КНР и соседних странах, в первую очередь в России и Казахстане, успешно занимаются проведением ре-экспортных операций. Во-вторых, существенный всплеск бизнес-операций, начавшийся с 2022 года в связи с релокацией отдельных российских и других иностранных фирм после начала конфликта на Украине. В связи с этим в 2022 году произошел резкий рост импорта, особенно из Китая, где импорт в Кыргызстан вырос с 1,5 млрд в 2021 г. до 4,1 млрд. долларов в 2022 г., или в 2,7 раза.
Столь значительный отрицательный баланс во взаимной торговле неблагоприятно отражается и на развитии ряда отраслей киргизской экономики, закрепляя за ней ресурсный характер.
Инициатива Пояс и Путь
В 2013 Китай выступил с инициативой “Один пояс, один путь” (ОПОП), которая является китайским проектом стимулирования мирного сотрудничества и совместного развития всего мира.
Суть инициативы заключается в формировании новой модели международного сотрудничества и развития с использованием региональных, двусторонних и многосторонних механизмов и связей с участием Китая.
Эта инициатива содержит два основных компонента: Экономический пояс Шелкового пути («Пояс») и новый Морской Шелковый путь («Путь»), каждый из которых предполагает значительные инвестиции в инфраструктуру. Интересы Кыргызстана связаны с Экономическом поясом Шелкового пути.
Основные приоритеты и цели инициативы
Официальная позиция Пекина состоит в том, что на фоне современных мировых и региональных трансформаций, а также вызовов и проблем, с которыми сталкиваются КНР и другие государства, инициатива «Пояс-путь» выдвинута в целях, прежде всего, сохранения глобальной системы свободной торговли и открытости экономических связей, а также содействия укреплению разнопланового сотрудничества со странами-партнерами.
Приоритеты определены в специальном Плане действий по «Поясу-пути» и их иерархия выстроена следующим образом:
1) координация экономической политики и планов регионального развития, совместное осуществление крупных проектов;
2) формирование объединяющей Азию, Европу и Африку инфраструктурной сети из транспортных коридоров, железных дорог, морских портов, авиационной инфраструктуры, систем транспортировки энергоресурсов и т.д.;
3) беспрепятственное осуществление торговли, в частности, путем устранения барьеров, создания зон свободной торговли, либерализации торговых правил, совершенствования таможенных и пограничных процедур и т.д.;
4) финансовая интеграция на базе Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, а также путем увеличения охвата и масштабов валютных свопов;
5) гуманитарное сотрудничество, включающая увеличение: числа обучающихся в китайских вузах граждан из стран-участниц «Пояса-пути»; притока в КНР туристов из этих стран; контактов в сфере здравоохранения, а также по линии НПО.
Можно отметить следующие основные цели осуществления этой инициативы:
- расширение доступа к источникам сырья;
- диверсификация транспортных маршрутов по доставке китайской экспортной продукции на мировые рынки;
- развитие транспортно-логистической инфраструктуры в странах транзита;
- обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного перемещения китайских товаров и услуг, включая либерализацию таможенного и валютного режимов;
- обеспечение интенсивного развития западных регионов Китая и их превращение в транспортно-логистический, внешнеэкономический, а в перспективе – и финансовый хаб «Большой Центральной Азии».
Помимо вложения средств на развитие транспортных коридоров Китая со странами Центральной Азией и Европы, значительные средства выделяются странам региона на развитие энергетических мощностей, социальной инфраструктуры, частным бизнесом КНР осуществляются инвестиционные проекты, в том числе в горнодобывающих отраслях. Реализация отдельных китайских проектов в странах Центральной Азии началась еще за несколько лет до провозглашения ОПОП руководством КНР в 2013 году.
За последние годы в Кыргызстане при поддержке КНР осуществлено несколько крупных проектов, связанных с развитием инфраструктуры. В их числе: строительство стратегической линии электропередачи (ЛЭП) Датка –Кемин и подстанции Датка, а также связанный с этим проект по модернизации ЛЭП на юге Кыргызстана, которые обеспечили энергетическую независимость республики от единой энергетической системы Центральной Азии, унаследованной от Советского союза; модернизация бишкекской ТЭЦ; реабилитация автодорог Бишкек–Нарын–Торугарт и Ош–Сарыташ–Иркештам – это главные дороги, связывающие Кыргызстан с Китаем; и строительство автодороги Север–Юг. Также, осуществляется реабилитация и развитие уличной сети в г. Бишкек.
Всего, за период 2004-2022 г. Китай предоставил Кыргызстану кредитов на сумму более $1,7 млрд на различные проекты, или 39% от обшей суммы внешнего долга. Объем накопленных китайских инвестиций в Кыргызстан за 2005‑2022 гг. составил $9,4 млрд. долл.
Саммит в г. Сиань
В г. Сиань 18 мая т.г. по итогам переговоров президент КР Садыр Жапаров и председатель КНР Си Цзиньпин подписали Совместную декларацию Кыргызстана и Китая об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху.
Также, в рамках государственного визита в Китай подписан ряд двусторонних документов в области развития энергетики, промышленности, торговли, инвестиций, культуры, здравоохранения, профессионального образования, научно-технического сотрудничества; а также соглашения и меморандумы, в том числе по реализации проекта строительства завода по производству удобрений; проекту строительства мусороперерабатывающего завода; созданию сборочного завода по производству тяжелых грузовиков и автомобилей специального назначения, и строительству солнечной электростанции на 1000 мегаватт в Иссык-Кульской области.
На следующий день, по итогам прошедшего Саммита глав государств «Центральная Азия – Китай» принята Сианьская декларация.
Соглашения и договоренности, достигнутые в ходе саммита, означают серьезный сдвиг в развитии сотрудничества между странами Центральной Азии и Китаем. Как подчеркнул Си Цзиньпин в своей речи, сегодняшний саммит позволил нам создать новую платформу и открыть новые горизонты для сотрудничества КНР и ЦА.
Кратко резюмируя, можно выделить следующие решения саммита.
Первое, усиливать работу по становлению формата путем создания механизмов встречи и диалога в сферах индустриализации и инвестиций, сельского хозяйства, транспорта, образования и других, а также межпартийного сотрудничества для развития многопланового взаимовыгодного сотрудничества шестерки.
Второе, расширять торгово-экономические связи, принимая меры по упрощению процедур торговли, актуализации соглашений о сотрудничестве в области инвестиций, распространять практику "зеленый коридор" для таможенного оформления сельскохозяйственной и пищевой продукции на всех пограничных переходах, создать торговый центр биржевых товаров.
Третье, повышать пропускную способность трансграничной перевозки, развитие транспортных коридоров, развивать региональную логистическую сеть. Целесообразно наращивать потенциал железнодорожных контейнерных терминалов по маршруту Китай-Европа, поощрять создание зарубежных складов в государствах Центральной Азии, формировать цифровую платформу универсальных услуг.
Четвертое, расширять энергетическое сотрудничество. Китай предлагает создать партнерские отношения "Китай-Центральная Азия" по энергетическому развитию, ускорить строительство четвертой линии газопровода Китай-Центральная Азия, продолжить увеличение объема торговли углеводородами, развить взаимодействие по всей производственной цепочке, укрепить кооперацию в области альтернативных источников энергии и мирного атома.
Пятое, продвигать зеленые инновации, активизировать сотрудничество с государствами ЦА в области мелиорации засоленных и солончаковых почв, водосберегающей ирригации, создать совместную лабораторию сухого земледелия, поддерживать создание высокотехнологичных предприятий и индустриальных парков ИКТ. Китайская сторона приветствует присоединение государств Центральной Азии к целевым программам сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь» в области технологий устойчивого развития, инноваций и предпринимательства, космических информационных технологий.
Шестое, наращивать потенциал развития. Китай планирует выработать целевую научно-техническую программу Китая и государств ЦА по сотрудничеству в области сокращения бедности, реализовать Программу по повышению технической квалификации «Китай – Центральная Азия», увеличивать количество Мастерских Лу Баня в государствах ЦА и поощрять китайские предприятия в создании новых рабочих мест для местного населения. Китай будет выделять денежные средства странам ЦА в виде финансового сопровождения и безвозмездной помощи.
Седьмое, активизировать межцивилизационный диалог. Китай приглашает государства ЦА подключиться к реализации проекта «Культурный Шелковый путь». Это значит, что будет создаваться еще больше центров традиционной медицины в ЦА, ускоряться взаимное учреждение культурных центров, поддерживаться присоединение вузов государств ЦА к Университетскому альянсу Шелкового пути. КНР будет способствовать проведению конкурса столицы культуры и туризма «Китай – ЦА», обеспечивать успешное проведение мероприятий в рамках Года культуры и искусства народов Китая и стран Центральной Азии, запускать туристические ж/д маршруты в направлении ЦА.
Восьмое, поддержать мир в регионе. Китай готов помогать государствам ЦА в укреплении правоохранительного и оборонного потенциала, поддерживать усилия центральноазиатских партнеров, нацеленные на самостоятельное обеспечение региональной безопасности и борьбу с терроризмом, намерен развивать сотрудничество в сфере кибербезопасности. Следует и впредь выявлять роль формата стран-соседей Афганистана в интересах мирного восстановления этой страны.
В целом, если участники сотрудничества будут заинтересованы, и такой механизм будет эффективно действовать, можно ожидать существенного улучшения в рамках среднесрочного периода.
Строительство железной дороги «Китай—Кыргызстан—Узбекистан»
В своем выступлении президент КР Садыр Жапаров, говоря о строительстве железной дороги «Китай—Кыргызстан—Узбекистан» сказал, что этот проект является важным региональным проектом. Новый железнодорожный маршрут станет южным ответвлением континентального моста Евразии и откроет доступ на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока. Данный маршрут сможет обеспечить доставку грузов из Китая в Кыргызстан, а также в страны Центральной Азии и Ближнего Востока, в том числе Турцию и далее в Евросоюз. Проект обеспечит повышение конкурентоспособности на международном рынке транзитных перевозок за счет сокращения расстояния и времени доставки грузов. Реализация настоящего проекта будет иметь общий положительный социально-экономический эффект для стран региона.
Выгоды от проекта
Сокращение пути из Китая на Ближний Восток и Южную Европу составит порядка 900 км, а сроки доставки товаров уменьшатся на 7-8 суток, при этом обеспечивается доступ к портам Персидского залива.
Плюсы для Китая: более быстрая доставка своих товаров в Европу, на Ближний Восток и к портам Персидского залива, при одновременном снижении транспортных издержек.
Большое значение имеет диверсификация коридоров. Конфликтная ситуация вокруг Тайваня показывает, что руководство КНР, начиная реализацию инициативы ОПОП в Центральной Азии, абсолютно правильно оценило существующие значительные риски безопасности морских маршрутов.
Плюсы и минусы других стран
Для Узбекистана:
а) производители получают доступ к региональным рынкам Китая и других стран Юго-Восточной Азии;
б) так же, как и Кыргызстан, он становится транзитной страной, имеющей безопасные и востребованные коридоры для транзита пассажиров, товаров и грузов.
До начала конфликта на Украине, стороны, несущие наибольшие риски, – Россия и Казахстан, поскольку предлагаемый проект составлял значительную конкуренцию Транссибирскому транспортному коридору и Центральному коридору «Россия – Казахстан – Китай», были против его реализации. Однако, нынешняя геополитическая ситуация при решении всех сложностей дает нам возможность все-таки продвинуться на пути реализации проекта.
Выгоды для Кыргызстана
Наряду с выгодами, указанными выше для Узбекистана (доступ к региональным рынкам Китая и то, что Кыргызстан становится транзитной страной) очень большое значение имеет возможность создания в КР железнодорожной сети, соединяющей север и юг.
По расчетам экспертов Всемирного Банка, выгоды от инвестиций в строительство железной дороги заключаются: в снижении затрат на транспорт; лучшем доступе к рынкам; повышении мобильности рабочей силы; плюсах от экономии при создании кластеров, а также в росте урбанизации.
Прирост реальных доходов по Кыргызстану при возможном строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан в результате снижения транспортных расходов составит 1,6%, а средний рост реальных доходов по разным вариантам составит от 4,9 до 4,4%/
На данный момент, завершается разработка ТЭО и после его адаптации и одобрения ожидается, что в скором времени начнется строительство.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320