Таможенные органы являются одними из самых «скрытных» госведомств Кыргызстана, и как следствие, напрашивается вывод – есть что скрывать. А как же иначе, если на протяжении всех лет независимости никак не удается получить достоверную статистику внешнеторгового оборота Кыргызстана?
Факты вещь упрямая
При сопоставлении данных отечественной статистики и стран – партнеров по экспорту/импорту выявлены расхождения в стоимостных и натуральных величинах. По мнению международного эксперта ПРООН Губада Ибадоглу, расхождения по стоимостным объемам во внешней торговле с другими странами - свидетельство наличия высоких коррупционных рисков.
Недавно презентованное общественности исследование «Зеркальная таможенная статистика КР за 2008-2012гг» вновь подтвердило недопустимые расхождения цифр импорта из других стран в нашу страну с их статистикой экспорта. По словам эксперта и директора ОО «Партнерской группы Прецедент» Нурбека Токтакунова, расхождения к импорту КР по странам в процентном отношении выглядят следующим образом: Беларусь- 25%, Казахстан 24,2%, Турция- 64,7%, Южная Корея- 98,8%, КНР- 564%! Как расценивать столь разнящиеся данные?
«Расхождение стоимостных показателей выявляет такие основные проблемы, как занижение таможенных платежей, недостоверное декларирование импорта в республику, монополизация рынка и/или занижение стоимости импорта КР. В свою очередь, такое сознательное занижение таможенной стоимости на потребительские товары нарушает принцип справедливой конкуренции,- говорит Нурбек Тактакунов,- Ценовой анализ только по 10-ти потребительским товарам показал, что расхождения между расчетной ценой таможенного оформления и конечной потребительской ценой варьируются от 204% до 554%! Отобранные товары (кофе, чай, мука, яйца куриные, рис, шампунь, стиральный порошок, зубная паста и уголь) имеют высокий удельный вес - до 45-ти процентов в потребительских расходах домохозяйств. Монополизация же рынка по данной группе товаров позволяет избранным компаниям за счет искусственного завышения цен получать сверхприбыль! Одновременно на фоне обогащения кучки предприимчивых дельцов это повышает уровень инфляции и делает бедных граждан нашей страны еще беднее».
Рай из Поднебесной
Расхождение по импорту из Китая и вовсе вопиющее: за период с 2008 по 2012гг он превысил 23 млрд долларов. Хотя первого зампредседателя ГТС при ПКР Мукая Кадыркулова настраивает на оптимистический лад тот факт, что все же постепенно статданные из Поднебесной меняются в сторону снижения цифр расхождения данных таможенных служб КНР и КР. Так, если в 2008г это расхождение было $8420млн или 1156% (!), то по итогам 2012г оно уже составило $ 3242млн или 268%. То есть снижение почти в 5 раз!
Но это не сделало сложившуюся ситуацию вокруг торговли КР и КНР менее преступной и с точки зрения коррумпируемости участников данного процесса, и с точки зрения упущенного дохода госбюджета! Причем, нулевые ставки таможенных пошлин в КР имели почти 47 процентов ввозимых товаров , тогда как в ТС - только 14 процентов. Это значит, что в КР не могут справиться с обложением таможенными пошлинами даже по оставшейся половине товарных позиций.
Обычной практикой стал ввоз незарегистрированных товаров. «Суммарный объем потенциальных потерь бюджета от расхождений по торговле Кыргызстана с КНР за эти годы составил 15 млрд 500 млн сомов- сообщил «Регион.kg» финансовый эксперт Чингиз Бексултанов,- Значительное снижение уровня цен на товары данной группы возможно только в случае демонополизации рынка».
А ведь сегодня именно торговля с нашим Великим соседом обеспечивает функционирование 2 -х крупнейших не только в КР, но и в ЦА рынков «Дордой» и «Кара-Суу» за счет реэкспортной деятельности! Сегодня эти рынки создали серьезную инфраструктуру, где задействовано большое число людей.
Эти цифры расхождений давно и обоснованно тревожат членов ТС, куда наша страна давно стремится, ибо статистика КР признается ими в таком случае ненадежной. Страны-члены ТС задаются справедливым вопросом: « А как нам тогда вести достоверный расчет коэффициента распределения импортных пошлин?»
Откуда «коррупционные ноги растут»?
Представитель Ассоциации рынков Артур Ташибеков объясняет такое расхождение разной методологией таможенного учета у нас и у китайцев. Дескать, мы «считаем товар», заходящий в Кыргызстан, по килограммам, а наши соседи- по инвойсам. Проще говоря, пошлина взимается с килограмма товара вне зависимости от того, что завозится – хоть аппаратура, хоть одежда или продукты. Эта система была придумана еще во времена Аскара Акаева его зятем Адилем Тойгонбаевым, по их словам, «для того, чтобы местное население могло покупать китайские товары по низким ценам».
Сегодня, по данным Нацстаткома, Поднебесная для нас - второй торговый партнер после РФ - импорт с Россией с 2008 по 2012г составил 32,6%, а с КНР- 21,8%. (Далее следует Казахстан -12,5%).
Но, по мнению экономиста Жумакадыра Акенеева, Китай как торговый партнер у нас все равно на первом месте, просто официальная статистика явно занижена. КНР говорит, что товарооборот с Кыргызстаном превышает $6 миллиардов. По нашей же статистике, даже $1 миллиарда нет.
Только 5-6 процентов от общего числа товаров, ввозимых на территорию КР из Поднебесной, остается в Кыргызстане. Все остальное уходит на рынки сопредельных стран. Все это привело к колоссальному росту объемов реэкспорта и разрушило нашу промышленность.
«Найдешь - не радуйся. Потеряешь- не плачь!»
Эта народная мудрость хорошо иллюстрирует сложившуюся в нашей стране ситуацию. Кыргызстанцы, по мнению министра экономики Темира Сариева, за годы независимости разучились работать на производстве, разрушены практически все заводы и фабрики, потеряны многие возможности и в образовании. И даже потеряна возможность каждого из нас жить и работать в безопасном, некоррумпируемом обществе!
От 150-ти до 200 тысяч человек заняты на всех базарах, 500 тысяч человеческих ресурсов Кыргызстан в виде дешевой рабочей силы экспортирует в другие страны. В стране же продолжают процветать реэкспорт и контрабанда. Отсюда как бумеранг - падение нравов и устоев цивилизованного общества. «Созданы все условия для того, чтобы коррупция процветала»,- считает политолог Бакыт Бекетаев.
Любой экономист знает - плохо для страны, когда импорт значительно превышает над экспортом. Тогда страна больше теряет, чем зарабатывает. «Надо уходить от политики «выживания», - говорит независимый эксперт Аида Алымбаева, -У страны не появится экспортный потенциал, пока мы не будет сами производить и созидать. Разбалансированность всей структуры экономики не даст нам возможность стать экспортно-ориентированным государством».
Зри в корень!
«Таможня ассоциируется в нашей стране с самым коррумпированным госорганом,- заявила старший прокурор Генпрокуратуры КР Галина Шин.- Здесь имеются ежедневные «серые» схемы. Правоохранительным органам удается в меру своих сил бороться с этим злом - так, в этом году возбуждено 3 уголовных дела только Транспортной прокуратурой! Но на фоне тотальной коррупции удается вскрывать лишь вершину айсберга!»
Не зря отец «сингапурского чуда» бескомпромиссный и последовательный борец с коррупцией Ли Куан Ю отмечал, что «человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду».
Коррупция — сложное социально-экономическое явление. Корни его кроются как в несовершенстве человеческих существ, так и в серьезных пробелах государственного устройства, в механизмах власти и управления. В этих условиях антикоррупционной направленностью должна быть проникнута вся система законодательства и технология законотворчества.
Экономика страны сегодня балансирует на грани возможного, тогда как постоянно имеет место недостоверное декларирование. По словам эксперта Бакыта Сатыбекова, результаты эти нас давно должны насторожить. Говоря о масштабности бюджетных потерь из-за коррумпируемости кыргызской таможни, он проводит такое сравнение: «В случае ликвидации коррупционных схем при таможенном оформлении товаров и последующих за этим потерь бюджета страны Государство сможет увеличить в 1,5 раза зарплаты бюджетникам, а среднюю пенсию сделать выше прожиточного минимума!»
Эксперты указали путь дальнейших реформ как основного механизма борьбы с коррупцией. Вот они.
Привести размер совокупного таможенного платежа для физических лиц по упрощенному порядку в соответствие с П.47 ст 9 Таможенного Кодекса КР. Они должны быть эквивалентны сумме таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых по общему порядку.
Заключить с Китаем двусторонее соглашение по обмену информацией о товарообороте для систематического выявления причин и условий расхождений по классификации товаров, физических и стоимостных объемов.
Принять меры антимонопольного регулирования в отношении импортируемых товаров, по которым имеются значительные расхождения между потребительской и таможенной стоимостью.
Создать при Министерстве экономики отдельный исследовательский институт для осуществления подготовки прогнозных данных развития страны и координации работы по сбору и анализу данных госведомств по зеркальной таможенной статистике на рутинной основе.
А главное - создать прецедент неотвратимости наказания за любое коррупционное проявление! И информировать население о каждом коррупционере. Только тогда борьба с коррупцией в Кыргызстане из области виртуальной все же начнет переходить в сферу реальную, приобретет зримые очертания.
Ирина Байрамукова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320