Кроме Российской Федерации другие страны не предоставляют Кыргызстану преференций на импорт нефтепродуктов.
В начале декабря Ассоциация нефтетрейдеров КР распространила информацию, что правительство КР запаздывает по срокам с подписанием индикативного баланса по поставкам беспошлинного российского ГСМ на 2020 год.
«В начале сентября текущего года Ассоциацией направлены предложения к балансу на 2019 год со следующими прогнозными показателями: бензин – 485 тысячи тонн, дизтопливо – 580 тысяч тонн, авиатопливо – 130 тысяч тонн. Согласно имеющейся информации, в ходе переговоров российская сторона не согласилась на увеличение объемов беспошлинных поставок и предложила подписать баланс на 2019 год на уровне текущего года: бензин – 460 тысяч тонн, дизтопливо – 485 тысяч тонн, авиатопливо – 100 тысяч тонн, нефть – 50 тысяч тонн», - говорилось в сообщении Ассоциации.
Уточняется, что ранее Ассоциацией согласовано предложение с внесением последующих корректировок в баланс в течение 2019 года с учетом фактических темпов импорта и потребления нефтепродуктов.
Нефтетрейдеры предупредили – подобная халатность властей страны может грозить серьезным скачком цен на бензин и дизтопливо.
Данные беспошлинные поставки – большая помощь России Кыргызстану, отметил в беседе с «Регион.kg» исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов.
- Нашей республике эти поставки они очень важны. При этом, все сроки были упущены – соглашение нужно было подписать еще 1 октября. Риск был в том, что, если данное соглашение не было бы подписано, нефтетрейдеры незамедлительно отреагировали бы на это повышением цен на бензин и дизтопливо с учетом уже ввозной пошлины. А это отразилось бы, в первую очередь, на потребителях, - пояснил Канат Эшатов.
Он также подчеркнул, что отрасль нефтепродуктообеспечения столкнулась с серьезными проблемами в 2017 году.
- До этого времени беспошлинные поставки нефтепродуктов из России осуществлялись в свободном режиме без каких-либо ограничений и в среднем составляли более 1,1 миллиона тонн ежегодно с 2012 по 2016 годы. Поэтому мы надеемся, что ответственные органы и правительство КР предпримут меры для скорейшего подписания Индикативного баланса на 2019 год и создадут условия для стабильного и надежного обеспечения республики нефтепродуктами на беспошлинной основе, - добавили в Ассоциации нефтетрейдеров.
Но эта проблема уже решена, поскольку профильному ведомству удалось подписать с российской стороной индикативные балансы на поставки ГСМ на 2019 год.
«Балансами предусматривается закрепление объема поставки российской нефти и нефтепродуктов для внутреннего потребления в Кыргызстаном без взимания вывозных таможенных пошлин в 2019 году», - подчеркивают СМИ.
Эксперты отмечают, что в отличие от России остальные государства продают топливо по мировым ценам. Их предложения не являются экономически выгодными и конкурентоспособными по сравнению с российскими.
- Если бы они не подписали индикативный баланс, то с первого января 2019 года бензин и дизтопливо пошло бы в республику с уплатой таможенной пошлины. Существующие на рынке компании автоматически включили бы эти издержки в цену и произошел бы опасный резкий скачок цен на ГСМ. Сейчас же все остается без лишних нагрузок для государства и потребителей. Объемы пока останутся на уровне прошлого года – порядка миллион тонн. Из них бензиновая группа составит 460 тысяч тонн, дизельная группа - 480 тысяч тонн и 100 тысяч тонн – топливо для реактивных двигателей, - подчеркнул «Регион.kg» Канат Эшатов.
Между тем, Минтранс КР выступил с предложением увеличить акцизный налог на импортируемые ГСМ. Чиновники ведомства уверены, увеличение ставки налогов и введение сборов позволит пополнить бюджет на 4,2 миллиарда сомов. Доля внешнего заимствования дорожной отрасли сократится с 74 до 33,7 процента.
Данное предложение Минтранса в Ассоциации нефтретрейдеров КР назвали «неадекватным». Как считает Канат Эшатов, если поднять акциз до 100 долларов, как это предлагают чиновники, то это вызовет негативный общественный резонанс.
- Автоматически литр топлива подорожает в среднем на 5 сомов, что серьезно ударит по карману потребителей. Тем более, что в общей схеме формирования цен акциз итак составляет около 22 процентов. Сейчас этот налог варьируется для поставщиков в пределах 5 тысяч сомов за тонну. Поэтому, подобное предложение Минтранса весьма необдуманно. Надеемся, что правительство прислушается к нашему мнению и отзовет его, - заключил глава ассоциации нефтетрейдеров.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320