Ой Ордо
19.10.2023

Роль ЦА в урегулировании ситуации в Афганистане и некоторых других игроков – в ее дестабилизации

Центральноазиатские государства крайне заинтересованы в скорейшем урегулировании общественно-политической и социально-экономической обстановки в Афганистане и его дальнейшем развитии, поскольку только при таких условиях он перестанет быть ключевым сосредоточием угроз для стран региона.

Однако, некоторым глобальным силам выгодна напряженность на рубежах Центральной Азии, как региона граничащего с Россией и Китаем,  поэтому они не просто препятствуют стабилизации, но и всячески стимулируют накаливание ситуации в Исламском эмирате Афганистан. К такому выводу пришли участники круглого стола: «Роль ЦА в процессах урегулирования ситуации в Афганистане», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

- Афганская проблематика в течение 2023 года звучала практически на всех крупных международных саммитах, связанных с вопросами региональной безопасности, включая и недавнюю консультативную встречу глав государств ЦА в Душанбе. Все страны нашего региона, а также Россия и Китай, заинтересованы в сохранении стабильности в ЦА, - напомнил директор ЦЭИ «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков.

По его словам, данная тема – не просто некая дань актуальности, она жизненно важна для всех государств региона, т.к. затрагивает различные сферы – начиная с вопросов обеспечения региональной безопасности,   сохранения светского характера государств ЦА и заканчивая социально-экономическими и транспортно-логистическими перспективами региона.

- Сегодня наиболее актуальными проблемами безопасности в ЦА можно назвать нерешенные территориальные споры, изменение климата и в перспективе спровоцированная им борьба за основные жизненные ресурсы, угроза распространения терроризма с афганской территории. При этом основная угроза стабильности нашего региона заключается в попытках США использовать имеющиеся проблемы для вмешательства во внутренние дела центральноазиатских государств с прицелом создать на нашей территории плацдарм для борьбы с Россией и Китаем. Именно в этом видится причина того, Афганистан продолжает оставаться убежищем для значительного числа представителей международных террористических организаций, таких как, ИГИЛ и Аль-Каида. Согласно отчету ООН, сейчас там сконцентрировалось более 10 тысяч боевиков, которые в любой момент могут перейти границы Центральной Азии. На этом фоне попытки Вашингтона использовать фактор афганской угрозы в качестве предлога для размещения своей военной инфраструктуры в регионе несут потенциальную угрозу интересам всех стран ЦА, - отметил эксперт.

При этом он подчеркнул, что отсутствие адекватного государственного контроля со стороны Талибана и неспособность его силовых структур обеспечить эффективную защиту границ Афганистана способствует беспрепятственному перемещению и контактам вооруженных отрядов с любыми потенциальными заказчиками за пределами страны. Этим вполне могут воспользоваться определенные силы, например, для обострения обстановки в ЦА.

- Так, Таджикистан сегодня рискует стать ареной следующего масштабного выступления вооруженных радикалов из Афганистана, которые могут иметь финансовую подпитку и действовать в интересах Запада. В этой связи серьезные опасения вызывает заявление, которое в июне нынешнего года сделал представитель Исламского эмирата Забиулла Муджахид. Он сообщил, что Кабулом принято решение о массовом переселении афганских беженцев из пакистанского Вазиристана в северные провинции Афганистана. Тревожным сигналом прозвучало и заявление бывшего вице-президента Афганистана Амруллы Салеха, согласно которому американская сторона на безвозмездной основе предоставила правительству талибов два вертолета российского производства, - обратил внимание спикер.

Вместе с тем он подчеркнул, что на данный момент нет никакой альтернативы ОДКБ в вопросах обеспечения региональной безопасности ЦА.

- В октябре исполнилось 20 лет с момента размещения в Кыргызстане входящей в состав ОДКБ российской авиабазы Кант, которую можно назвать примером успешного взаимодействие Бишкека и Москвы в обеспечении региональной безопасности, - добавил И. Шестаков.

Поддержал эту мысль в своем выступлении и эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев, отметив, что Кыргызстан пока не имеет возможности самостоятельно обеспечивать свою безопасность, при этом близость к Афганистану говорит о том, что для республики это крайне актуальный вопрос, поэтому стране необходима помощь.

- Сейчас набирает обороты конфликт между Израилем и Палестиной в секторе Газа. В связи с чем на днях талибы заявили о том, что они просят открыть им путь для того, чтобы вмешаться в этот конфликт. То есть, готовность талибов, готовность тех сил, которые сейчас находятся в Афганистане, в любой момент начать какие-то военные действия, говорит о том, что Кыргызстану надо иметь на своей территории либо вооруженную военную базу ОДКБ, либо оснастить свои вооруженные силы и быть готовыми защитить свою территорию, - пояснил спикер.

Кроме того он напомнил, что сейчас в Афганистане полным ходом идет реализация проекта по строительству водного канала Куштепа, и когда он будет запущен в эксплуатацию, 60% воды из реки Амударьи будет уходить на афганскую территорию. Т.е. страны, которые находятся внизу – Узбекистан и Туркменистан –  останутся фактически без водных ресурсов, которыми они сейчас пользуются.

- Сейчас мы все говорим, что вода это дороже золота, а это значит, что на фоне распределения водных ресурсов может начаться военный конфликт, который будет разворачиваться совсем рядом с нами.  Поэтому нам очень важно обеспечить свою безопасность, в том числе, за счет тех объединений, в которых предусмотрена защита наших национальных интересов, прежде всего, это ОДКБ, - добавил эксперт.

Политолог Эдил Осмнонбетов в свою очередь также прокомментировал строительство в Афганистане водоканала Куштеп, подчеркнув, что на сегодня это единственный «амбициозный» проект, который осуществляется афганскими властями. На данный момент из 285 км проложено 108 км русла.

- Это большой канал, 100 метров шириной, и 7-8 метров глубиной. Но вопрос заключается в том, что никто не может ответить, откуда средства на его строительство. Это не дешевый проект, даже несмотря на то, что строят его самым примитивным образом – просто по равнине выкапывают, не предусматривая никаких гидротехнических сооружений или хотя бы бетонирования русла. Они хотят 500 тысяч га земель в трех северных провинциях сделать орошаемыми, чтобы была выгода для фермеров. При этом водный вопрос в контексте Афганистана выходит на первое место и для ЦА, прежде всего, для Узбекистана и Туркменистана, а также для Ирана, учитывая, что прецедент уже был создан, когда между афганцами и иранцами произошел конфликт из-за водораздела реки Хирменд, - напомнил спикер.

При этом он обратил внимание, что Талибан не имеет межгосударственных договоров или соглашений ни с одной из  стран Центральной Азии, соответственно, «они, как бы, не обременены никакими обязательствами». Однако без международной помощи и без крупных инвестиционных проектов Афганистан не сможет решить свои социально-экономические проблемы.

- Надо сказать откровенно, они воюют, может быть, хорошо, но для того, чтобы заниматься экономикой, этого недостаточно. Нужны экономисты, финансисты, инженеры, техники и т.д. Поэтому, я думаю, странам Центральной Азии признавать Талибан, может быть, и не надо, но контактировать, взаимодействовать с Афганистаном, необходимо. Им гуманитарная помощь нужна, учитывая, что сейчас 60% афганского населения голодает. Это страшная вещь, и ее надо как-то решать. Афганский фактор – сегодня это серьезная угроза, и если он выйдет из-под контроля, это создаст большие проблемы для всей Центральной Азии, - поделился мнением эксперт.

Говоря о нынешней ситуации в Афганистане, он подчеркнул, что относительная безопасность, которая сегодня имеет место в стране, это заслуга не талибов, а глобальных игроков, которым сейчас не до Афганистана – они заняты израильско-палестинским конфликтом и Украиной.

- Поэтому сейчас альтернативы талибам нет, но если внешние силы захотят, то через некоторое время – год-два-три – когда они «освободятся», они найдут способ помочь оппозиции, как это было в XX веке, и финансами, и инструкторами, и тогда уже может быть совершенно другая ситуация, - добавил Э. Осмонбетов.

Схожую точку зрения высказал и директор Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ Аман Салиев, отметив, что тема Афганистана, уже три десятка лет остается актуальной, как для региона, так и в целом для мировой геополитики.

- И это свидетельствует о том, что Афганистан, независимо от того, будут там талибы или их там не будет, какой там режим будет, светский или религиозный, всегда будет оставаться территорией, которая будет представлять геополитический интерес для соперничающих между собой государств. Центральная Азия, как регион, включающий Афганистан, является территорией, граничащей с Китаем и с Россией. Соответственно, заинтересанты дестабилизации этого региона будут рассматривать его как некое поле битвы. Это очевидно, это неизбежно, такова реальность. Как говорил Наполеон, география — это приговор. Со своей стороны мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить на наших территориях каких-то авантюр против России или Китая. И, соответственно, главной задачей и приоритетным элементом системы безопасности наших государств является мир в Афганистане, - отметил спикер.

В этой связи он подчеркнул значимость московской переговорной площадки с талибами, назвав ее самым успешным проектом за последние десятилетия, который, должен продолжать работать и принести ожидаемые плоды.

- Мир в Афганистане достижим не только военным путем. Это не выход, потому что такой подход достаточно успешно обкатывался в странах Ближнего Востока, но привел к катастрофическим последствиям. Ничего хорошего из этого не вышло. Войны продолжаются и несут прямую угрозу, как странам регионов, так и экономическим интересам других государств. Талибан на данный момент – это единственная сила, которая в состоянии контролировать ситуацию в стране. И показателем этого является сам приход к власти талибов, причем, без единого выстрела, - пояснил эксперт.

Вместе с тем он выразил уверенность, что развитие ситуации в Афганистане во многом будет зависеть от обстановки в таких приграничных государствах, как Таджикистан.

- Последний конфликт на кыргызско-таджикской границе показал, что в боях против наших пограничников участвовали таджикские формирования из Афганистана, которые бежали от талибов, и теперь находятся на территории Таджикистана. Поэтому, если анализировать Афганистан через призму угрозы, то я вижу эту угрозу не от талибов непосредственно, а от тех людей, которые бежали от Талибана в соседние республики и сейчас в составе каких-то ЧВК и каких-то непонятных формирований уже себя проявили в конфликте у нас на границе. Я напомню, что конфликты произошли во время саммита в Душанбе, первый конфликт, а второй конфликт произошел во время саммита в Самарканде. Это, кстати, достаточно показательно. Но я считаю, что если, как постоянно призывает Таджикистан, начать воевать против Афганистана, это не принесет ничего хорошего. Я считаю, что страну надо оставить в покое, надо ей помочь, надо с ней работать и бросить все силы на то, чтобы страна, наконец, обрела мир и покой и начала нормально развиваться, - добавил А. Салиев.

В свою очередь эксперт по вопросам безопасности Динмухамед Алмамбетов пояснил, что сегодня Афганистан поделен на три условные зоны. Одна из них – Кандаргар, который считается традиционной зоной талибов, управляет ею Мулла Якуб. Вторая традиционная зона – Кабул находится под управлением Хаккани. А вот третья зона находится под американским управлением в лице Абдула Гани Барадара, который был освобожден из пакистанской тюрьмы по запросу США в 2018 году.

- Вот эта группировка непосредственно является опасной для нашего направления. Под эгидой Абдула Гани Бородара сформированы 4 учебных центра, которые проводят подготовку боевиков для действий в центральноазиатском направлении. Их задачей будет дестабилизация нашего региона, а также оказание помощи джихадской и шахидской группировкам, расположенным в Горно-Бадахшанском автономном округе, которых готовят на профессиональном уровне специалисты США. Одновременное этих сил наступление ожидается в 2024 году, т.к. в следующем году в Таджикистане запланированы выборы президента. Сейчас пока Афганистан и Таджикистан являются для нас буферной зоной, которую мы можем вмиг потерять. Центральная Азия вообще рассматривается как территория для подхода к южной границе Российской Федерации, соответственно, планируется, что и дестабилизация должна начаться в Таджикистане, пройти через Кыргызстан и выйти в Казахстан. Вот такой у них план, - поделился информацией эксперт.

Он напомнил, что сейчас американцами создано шесть основных фронтов: Европейский, Кавказский, Дальневосточный, Китайский, Ближневосточный   Центрально-Азиатский фронты. На данный момент в активной горячей фазе находятся три из них, а  по Центральной Азии идет внутренняя подготовительная работа – ведется информационная,  биологическая и политическая обработка населения.

- Поэтому сейчас наша основная задача – это практическое обеспечение безопасности за счет повышения обороноспособности, а для этого необходима слаженная межгосударственная работа, прежде всего, по линии тех структур, которые обеспечивают нацбезопасность, - добавил Д. Алмамбетов.

Наталья Лобанова

Продолжение следует…

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320