В последние недели в Кыргызстане усилилась обеспокоенность по поводу стабильности поставок горюче-смазочных материалов и роста цен на топливо. Правительство разработало меры для стабилизации внутреннего рынка, включая «план Б», а также предупреждение о возможном введении государственного регулирования цен, передает агентство Kazinform со ссылкой на Кабар.
Проблемы с поставками из России
Основным фактором напряженности стало снижение объемов поставок из России. На фоне атак БПЛА на территории РФ работа некоторых нефтеперерабатывающих заводов нарушена. Это уже влияет на объемы поставок. К примеру, вместо запланированных 30 тысяч тонн по контракту может быть отгружено только 15 тысяч. Согласно контракту, ежегодно Россия поставляет в Кыргызстан 650 тысяч тонн бензина и 550 тыс. тонн дизеля.
План Б: альтернативные поставщики
Если Россия не сможет полностью выполнить свои обязательства, правительство готовит альтернативный сценарий. В качестве резервных поставщиков рассматриваются Китай, Азербайджан, Иран и Туркменистан.
Также разрабатываются логистические маршруты для доставки нефтепродуктов из этих стран, чтобы не допустить дефицита.
Внутреннее производство
Собственное производство ГСМ в Кыргызстане крайне ограничено. Основные мощности сосредоточены на НПЗ в «Джунджe» и на предприятии «Кыргыз Петролеум Компани» в Джалал-Абаде. Однако они могут покрыть лишь около 5% внутреннего спроса.
Кроме того, продукция этих заводов по качеству низкая и идет в основном на экспорт.
Цены и регулирование
Рост цен на топливо объясняется повышением цен на самих заводах. ГСМ — биржевой товар, и его стоимость зависит от мирового рынка. Внутренние факторы, такие как налоги, акцизы, НДС в Кыргызстане не изменялись, топливо продолжает дорожать вслед за мировыми тенденциями.
Как рассказали в Антимонопольной службе, в Казахстане бензин стоит дешевле, потому что у них есть субсидирование ГСМ за счет бюджета и собственное производство. Но на экспорт продают по завышенным ценам. В связи с чем Кыргызстану невыгодно покупать у них. В Узбекистане и Таджикистане топливо стоит дороже, чем в Кыргызстане.
В случае если нефтетрейдеры необоснованно поднимут цены, правительство готово ввести государственное регулирование цен на марки АИ-92 и дизтопливо, так как эти товары входят в перечень социально значимых. На основе каждодневных встреч и переговоров пока с нефтетрейдерами достигнута договоренность о работе на минимальной марже.
Ограничения на оптовую продажу
Временно приостановлена оптовая реализация ГСМ. Продажа топлива осуществляется только через розничную сеть, чтобы обеспечить доступность для населения.
Напомним, на прошлой неделе кабинет министров Кыргызстана ввел временный запрет на вывоз нефти и нефтепродуктов из страны за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320