- Борьба с коррупцией никогда не носила в Кыргызстане системный характер. Все действия против этого явления носили в большей степени декларативный характер. Надеюсь, что новый глава государства все-таки сможет реально противодействовать коррупции. Тем более что об этом Атамбаев уже не раз громко заявлял. Но в то же время, Роза Отунбаева ввела тестирование чиновников на полиграфе. А каков результат? Кыргызстан как лидировал в списках стран с высоким уровнем коррупции, так и продолжает там оставаться. По итогам текущего года, согласно обнародованному отчету международной организации Transparency International, наша страна находится в одном ряду с Гвиней, Йеменом и Камбоджей и занимает 164 место из 182 государств. Это свидетельствует о том, что нужны не только полиграфы, но и концептуальное виденье решения проблем. Поэтому Атамбаев должен четко понимать, что с него тоже спросит народ: почему коррупция остается на таких позициях в структурах власти?
«Регион.kg»: Но ведь под лозунгами борьбы с коррупцией в Кыргызстане происходили мартовские и апрельские события. Но на уровень коррупции это не повлияло.
- Потому что все ограничивалось только громогласными лозунгами и популистскими призывами. Но коренных системных реформ и шагов со стороны власти сделано не было. Хотя в 2009 году была попытка придать этой борьбе системный характер, когда было создано Госагентство по борьбе с коррупцией. Кстати, именно в том году рейтинг Кыргызстана по линии влиятельной международной организации Transparency International был повышен до 162 места. Тогда, в том числе и мною, была предпринята попытка впервые в истории независимого Кыргызстана придать этой работе концептуальный характер, что было сразу замечено в международном сообществе. Но в условиях бакиевского режима вести системную борьбу оказалось невозможно.
Однако сегодня после апрельской революции, введения парламентской формы, создания коалиционного правительства и передачи парламентского комитета по бюджету и финансам оппозиции, рейтинг Кыргызстана не только не повысился, но и понизился на два пункта. Разве это не парадокс? Но обмануть или пустить пыль в глаза опытным экспертам из Transparency International, невозможно. Впрочем, и большинство кыргызстанцев тоже прекрасно осведомлено о том, насколько коррумпированы чиновники и депутаты.
«Регион.kg»: А какие есть наиболее эффективные способы борьбы с коррупцией: повышения зарплат чиновникам или их расстрел или отрубание рук за вымогательства взяток, как это происходит в странах юго–восточной Азии?
- Я не думаю, что карательные меры - путь к моментальному и полному искоренению коррупции. В нашей стране эта карательная структура достаточно быстро сама может стать коррупционной. По этой проблеме нужна серьезная аналитическая и системная работа. Что касается расстрелов, то в Древнем Риме был случай, когда ста ворам публично отрубали на площади руки, а в результате, пока люди наблюдали за этим зрелищем, их карманы обчищали другие воры. И у нас может произойти то же самое.
На мой взгляд, мы должны, прежде всего, обеспечить максимальную прозрачность и открытость в приеме чиновников на работу. Процесс назначения на высокие должности, включая и главу Госагентства по борьбе с коррупцией, должен проходить только на конкурсной основе и его надо транслировать в прямом эфире. Чтобы кыргызстанцы могли видеть и знать, почему этот гражданин достоин высокой должности. Вопросы эффективного назначения кадров в Кыргызстане решать еще сложнее, чем поднимать сельское хозяйство. Какие бы благие намерения не были у Атамбаева в плане борьбы с коррупцией или подъема экономики и укрепления правопорядка, их должны реализовывать профессионалы, а не те, кто попадает в коридоры власти благодаря родственным связям или взяткам.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320