Укрепление ресурсного национализма, нацеленного на соблюдение национальных интересов, и отказ от сомнительных инвестиций позволит странам ЦА сохранить суверенитет в сфере добычи критически важных сырьевых минералов
В последнее время тема добычи критически важных сырьевых минералов заняла ведущее место не только в мировой экономической повестке, но и стала из ключевых факторов геополитических процессов, в которые активно вовлекаются, в том числе и республики Центральной Азии. Дело в том, что страны региона имеют значительные запасы редкоземельных металлов, необходимых для развития высокотехнологического и оборонного секторов, а также для реализации форсированного «зеленого» энергоперехода, который мировому сообществу активно навязывают западные страны.
Сегодня США и их союзники намерены закрепить за собой все цепочки поставок КВСМ, в связи с чем они поставили перед собой цель взять под свой контроль крупнейших мировых производителей критически важных сырьевых минералов и урана, к которым сегодня относится и страны Центральноазиатского региона.
Однако, неоколониальная модель эксплуатации, которую активно продвигают в регионе США и Великобритания, не отвечает национальным интересам стран ЦА. Выгодным для них форматом является сохранение свободы выбора инвестиционных и торгово-экономических партнеров, а также сохранение невозможности пользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой на глобальных рынках. Такое мнение было озвучено участники круглого стола: «Запасы критически важного сырья ЦА: как странам региона не попасть в геополитическую ловушку», организованного ЦЭИ «Ой Ордо».
Как отметил экс первый замминистра обороны КР, кандидат философских наук Мурат Бейшенов, в последнее время редкоземельные металлы стали востребованным дефицитным сырьем. Если раньше их использовали только для обогащения тех или иных металлов, сегодня они стали ценными и дорогостоящими в виду развития высокотехнологичных отраслей – от мобильной связи до космических программ.
- Когда в Кыргызстан приехала правнучка Ротшильда – это был сигнал. Она же не горами или нашим Иссык-Кулем приехала любоваться, значит, у ее семьи есть интерес к полезным ископаемым Кыргызстана, и прежде всего к редкоземельным металлам. В советское время был запрет на добычу недр на территории союзных республик иностранными компаниями, сейчас этого нет.
Да, я понимаю, что нашей республике нужны деньги – она развивается, строится. Но нужно понимать, что в несколько ближайших десятилетий редкоземельные металлы будут самым востребованным и дорогим товаром, учитывая, что их запасами обладают всего несколько стран мира, включая Кыргызстан. То есть у нас есть хорошая база для успешного развития экономики, это будущее нашего государства, но вот вопрос как их добывать и кому продавать – это уже политика. Поэтому нам нужно очень хорошо подумать, с кем мы можем сотрудничать в данном направлении, - подчеркнул спикер.
Он также выразил мнение, что необходимо создать авторитетную комиссию, состоящую из местных специалистов, которая могла бы провести аудит всех имеющихся запасов, сделать анализ и определить стратегию развития горнодобывающей отрасли в целом, и по редкоземельным металлам в частности. Имеющаяся на данный момент стратегия и концепция, по словам военного эксперта, не отвечает нынешним реалиям.
- В качестве рекомендации я предлагаю, во-первых, навести порядок в законодательстве. Я посмотрел опыт разных стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья, и везде все механизмы понятны. У нас же не ясно даже, кто занимается, например, геологией. У нас есть геологическая и гидрогеологическая служба, ГП «Кыргызгеология», и множество разных комиссий, которые зачастую дублируют функции друг друга, но в итоге не понятно, кто за что отвечает.
Во-вторых, создать авторитетную комиссию, которая до конца года должна подготовить анализ и дать руководству страны объективную информацию об имеющихся у нас запасах, которые в разных источниках разные, и подготовить прогнозы по стоимости наших запасов на мировом рынке. И уже на основании этого анализа руководство должно принимать решения.
Понятно, что горная добыча – это трудоемкое производство, требующее больших финансовых вложений и привлечения новейших технологий, и мы сейчас не в состоянии разрабатывать многие месторождения самостоятельно. Но мы можем продать какие-то активы, а доход с них вложить в добычу редкоземов. Должна быть профессиональная экспертная оценка, что мы можем продать сейчас, а что оставить, чтобы в дальнейшем использовать для развития нашей экономики, а не для обогащения иностранных корпораций. Этим и должна заняться комиссия.
Например, у нас имеются значительные запасы тория. Это уникальный тяжелый слаборадиоактивный металл, относящийся к актиноидам, который уже сейчас называют будущим ядерной энергетики, т.к. он более безопасен, как в использовании, так и в плане влияния на окружающую среду. Его стоимость через 5-10 лет будет выше, чем у золота. Это первая причина, почему сейчас не стоит отдавать его добычу иностранным компаниям. Вторая причина – усугубляющийся дефицит гидроресурсов, который подталкивает Кыргызстан, как и другие страны ЦА, искать альтернативные источники генерации электроэнергии. Соответственно, имея запасы тория, мы можем обеспечить свою энергетическую безопасность в будущем, элементарно используя собственные запасы для атомных реакторов.
Еще один важный вопрос – выбор партнеров. Повторюсь, для развития страны необходимы финансы, но в процессе поиска инвестиций нужно учитывать не только денежный вопрос, но и геополитическую ситуацию, и географическое положение страны. Нельзя забывать и об обязательствах, которые мы имеем в рамках международных объединений. Кыргызстан является членом ШОС и ЕАЭС. Кто-то приехал, предложил немного больше денег, и мы отдали им все – так нельзя. Западные корпорации не будут заниматься исключительно добычей, за этим обязательно последует давление с их стороны, которое в свою очередь будет оказывать влияние на нашу государственность и суверенитет, т.е. мы попадем в зависимость от иностранных государств, которые будут нам диктовать, как вести внутреннюю и внешнюю политику. Не исключено, что они потребуют от Кыргызстана выйти из ОДКБ, ЕАЭС и т.д. И далеко за примерами ходить не нужно – это Армения, где одним из условий захода западных инвесторов стала реинтеграция республики из всех этих объединений.
У нас множество партнеров в рамках Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, с которыми мы может совместно создавать предприятия в горнодобывающей отрасли. Почему мы должны отдавать предпочтение США или Великобритании? Почему не России? Она географически рядом, и мы состоим в одних объединениях. У российской стороны есть и современные технологии, и огромный опыт в добыче полезных ископаемых, в том числе редкоземельных металлов. Почему мы должны идти на поводу у западных стран, соблюдая их санкции в ущерб собственным интересам? Российская Федерация – наш стратегический партнер, с которым мы сотрудничаем по самым разным направлениям. К слову сейчас нам важно оперативно решать с Москвой и вопрос строительства атомных электростанций малой мощности (АЭС ММ), - подчеркнул спикер.
По его словам, многовекторность хороша, когда каждый вектор приносит выгоду государству. В нынешней ситуации, когда западные «партнеры» в ущерб национальным интересам Кыргызстана в сфере экономики и безопасности, пытаются решить свои геополитические задачи, многовекторность не идет на пользу республике.
- Поэтому мы должны определиться, кто нам партнер, а кто нас пытается просто использовать. Я не говорю, что нужно прекратить все отношения, но нужно твердо стоять на своих позициях. Сейчас к нам проявляют повышенный интерес и американцы, и британцы. Обещают золотые горы, но им не нужен Кыргызстан и кыргызстанцы, им нужны только наши ресурсы. И каким «благом» сотрудничество с западными странами в итоге может закончиться для нашей республики прекрасно демонстрируют примеры Африки, Индии и других стран ЮВА и Латинской Америки, которые попали в серьезную западню, доверив свои ресурсы улыбчивым британцам и американцам. Когда сейчас та или иная страна, та же Индия, например, пытается заявить о своей независимости и выбрать свой путь развития, ей этого не дают сделать, – сразу происходят то революции, то санкции. Учитывая плачевный опыт этих стран, мы не должны попасть в геополитическую ловушку, которую нам приготовили США и Великобритания. Мы не должны отдавать им наши богатства.
Я считаю, что итогом нашего круглого стола должна стать резолюция и обращение к руководству страны и донести до властей позицию общественности. А заключается она в том, что Кыргызстан не должен отдавать свои природные ресурсы на откуп транснациональным корпорациям и зарубежным государствам, которые за наш счет пытаются решить свои геополитические задачи и экономические проблемы, - подытожил М. Бейшенов.
Мысль о том, что политика в сфере привлечения инвестиций в горнодобывающую отрасль, которая сегодня является одним из стратегических вопросов для Кыргызстана, должна быть взвешенной и ориентированной на национальные интересы, а не на достижение чужих геополитических целей, поддержала депутат ЖК КР Гуля Кожокулова.
- Невозможно усидеть на всех стульях одновременно, поэтому мы всегда должны оглядываться на географическое положение и на собственную историю, которая во многом определяет где, когда, как, с кем и почему мы выстраиваем те или иные отношения. ЦА обладает достаточно обширными запасами полезных ископаемых, и они являются основой для развития экономики стран нашего региона. Однако, в Кыргызстане, на мой взгляд, к этим вопросам относятся недостаточно серьезно, у нас отсутствует стратегический подход. Нам нужна госпрограмма, в рамках которой мы и должны действовать. Я надеюсь, что наш президент обратит на это внимание. Тем более, что наша геологическая карта хорошо изучена еще с советских времен.
У нас официально зафиксировано более 15 тысяч участков, более тысячи из них – золотосодержащие. Не считая других ценностей, которыми мы располагаем. Мы обладаем огромным достоянием, которого бы при правильном, рациональном и государственном подходе хватило бы на долгие лета. И вопрос стратегического сотрудничества, у нас рядом два крупных мировых лидера, что уже определяет основные векторы нашей внешней политики.
Технологическая гонка на сегодняшний день только усиливается, и контроль над этим превращается в геополитическую стратегию. А наше государство находится на перекрестке интересов крупных мировых держав, мы считаем, что ареной борьбы становится доступ к ценным ископаемым. Чтобы не стать заложниками этих геополитических игр, мы должны совершенствовать внутренние механизмы. Не надо менять закон, но вот подзаконные акты мы вполне можем принимать в соответствии с ситуацией. Это не правильно, когда коммерческое соглашение вводится в ранг закона, мы не можем каждому крупному месторождению принимать законы. К сожалению, такая практика у нас была. Все инвесторы должны работать в рамках единого законодательства, и понимать, что они обязаны соблюдать интересы нашего государства, нашего народа, что нельзя просто прийти все добыть и уйти.
Нужно учесть опыт Кумтора, когда богатейшее месторождение Кыргызстана передали коммерческой структуре, которая просто разворовывала наше достояние. Это был очень варварский подход. Чтобы такого впредь не происходило, нужно четкое государственное регулирование в сфере горной добычи, а также рекультивации. С природой нельзя шутить, - подчеркнула пврламентарий.
Как отметил политолог Бакыт Бакетаев, история с Кумтором – это про то, как приехали капиталисты канадцы и вывезли из Кыргызстана 200 тонн золота, а республике досталось в лучшем случае две тонны: «Поэтому с добычей редкоземельных металлов не хочется попадать в эту же ловушку».
По словам председателя Ассоциации геологов и горнопромышленников КР Дуйшенбека Камчыбекова, если мы сегодня говорим о перспективах и ищем ответы, как не попасть в геополитическую ловушку, мы должны четко ставить условия инвесторам, в том числе забирать себе контрольный пакет акций.
- Сегодня прорабатывается вопрос о передаче Жетимского железорудного месторождения – одного из крупнейших в стране, по прогнозам, там более 3 млрд тонн. По нашим экономическим расчетам, его доходность в 10 раз превысит доходность Кумтора. Сейчас готовится соглашение, согласно которому наша страна получит всего 30%. Это недопустимо. И мы еще раз хотим обратить внимание нашего правительства на расчеты и рекомендации специалистов.
На мой взгляд, нам вообще необходимо создать нормальную профессиональную структуру, которая будет заниматься исключительно вопросами геологии и горнодобывающей промышленности. При этом в профильное ведомство, помимо геологов и горняков нужно привлекать горных экономистов, которые будут делать корректные расчеты и предоставлять информацию о рентабельности тех или иных месторождений. Сейчас это в компетенции министерства природных ресурсов, экологии и технадзора, которое еще и вопросы климата решает. Понятно, что при наличии такого количества функций геологии и добывающему сектору не уделяется должного внимания, хотя мы говорим, что горнодобывающая промышленность сегодня является приоритетом. Это так и есть. По результатам 2024 года, в бюджет поступило порядка 46 млрд сомов, с начала текущего года – 36 млрд сомов, - рассказал геолог.
В свою очередь руководитель ОФ «Green Energy» Анара Султангазиева сделала акцент на том, что стратегия развития рынка критических материалов противоречит пятилетней программе развития горной экосистемы Кыргызстана.
- Не секрет, когда добываются полезные ископаемые, наносится колоссальный ущерб нашей экологии. Ведущие технологии до нас еще не дошли, и когда дойдут не известно. У нас добыча ведется зачастую допотопными средствами. И с приходом инвесторов ситуация вряд ли изменится, потому что не многих из них волнует наша экология. В 2006 году одна экологическая организация показала карту мира, где было отражено, насколько та или иная страна извлекла свои недра. Оказалось, что африканские страны, где добывали добывались бриллианты и другие ресурсы, были практически полностью опустошены теми же американцами и британцами. В других странах что-то извлекалось, что-то оставалось. Согласно данной карте, практически нетронутыми недра остались только у Китая.
В Конституции прописано, что недра Кыргызстана принадлежат народу. Однако его мнение почему-то не учитывается. Наши месторождения раздают направо-налево без согласия народа. В том же Кызыл-Омполе местное население вроде согласилось на разработку, но это же не весь народ нашего государства. Я считаю, что согласие нужно спросить у всех граждан страны.
Беш-Аральский заповедник – объект всемирного наследия ЮНЕСКО, где сосредоточено множество краснокнижных растений и животных, сегодня становится местом добычи полезных ископаемых – под разработку планируется отвести сотни гектаров заповедных земель. Причем когда мой коллега эко-активист обратился к местным органам власти и добытчикам с просьбой выделить средства, чтобы перенести редкие растения и деревья в другую часть заповедника, его арестовали за вымогательство и полгода продержали в СИЗО. К сожалению, добыча критических минералов подается под соусом стратегического развития, но она не учитывает экологические риски и не предусматривает их предупреждение, - добавила А. Султангазиева.
На что системный аналитик, экономист Бактыбек Саибаев с иронией заметил, что по многим месторождениям Кыргызстан уже попал в геоэкологическую ловушку.
Он также обратил внимание, что развитие горной промышленности всегда требует не только колоссальных финансовых средств, но и большое количество электроэнергии. Поэтому прежде чем говорить об активном развитии горнодобывающей и перерабатывающей отрасли необходимо решить вопрос генерации электроэнергии, учитывая интенсивную деградацию ледников и истощение запасов гидроресурсов.
- Т.е. необходимо задуматься о развитии альтернативных источников энергии либо на основе возобновляемых источников, к чему нас усиленно склоняет запад, либо путем развития атомной энергетики, чем уже предусмотрительно озаботились наши соседи. Если мы не решим вопрос выработки энергии, то все разговоры о развитии горной добычи тех же редкоземов будут бессмысленны, потому что это очень энергоемкие виды производства, - отметил эксперт.
Говоря о редкоземельных минералах, он отметил, что сегодня эти ресурсы стали предметом геополитической борьбы, которая будет только обостряться и на Украине и в Центральной Азии, т.к. именно наличие внушительных запасов КВСМ и других природных ресурсов сделало регион столь привлекательным для коллективного запада.
- Мы везде заявляем о своей многовекторности, т.е. пытаемся усидеть сразу на нескольких стульях. Так не бывает, и я боюсь, что мы можем не выиграть, а проиграть, занимая такую внешнеполитическую позицию, - предостерег спикер.
Поддержала эту мысль директор ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназарова, отметив, что углубление сотрудничества по критическому сырью с Западом поставит устойчивость местных правящих элит в зависимость от исполнения американских требований по соблюдению интересов Вашингтона, Лондона и Брюсселя.
- Не секрет, что путем давления и коррупционных методов Запад обеспечивает распределение большей части доходов от добычи КВСМ в развивающихся странах в пользу своих компаний, при этом уклоняется от обеспечения адекватных экологических и социальных отчислений, что в свою очередь провоцирует рост социально-политической напряженности. При этом Запад, печально известный своим хищническим отношением к добыче критического сырья в третьих странах, зачастую отказываются от разработки ресурсов у себя по экологическим соображениям. Подобный подход неизбежно приводит к существенным экологическим проблемам, что опять же провоцирует недовольство местного населения.
Вместе с тем, надо отметить, что никаких новых технологий мы не получим. США и ЕС не заинтересованы в переработке критически важных сырьевых минералов непосредственно в странах, которые располагают ресурсами, приоритетом для них является создание чистых высокотехнологичных производств только на своей территории. Поэтому я считаю, что подходить к разработке своих недр нужно очень взвешенно. Либо за счет собственных средств, например, аккумулируя их в Национальном фонде развития, либо с привлечением надежных партнеров в рамках ШОС и ЕАЭС, только в этом случае мы сможем выгодно продавать свои ресурсы в виде сырья или готовой продукции, имея возможность выбирать рынки сбыта, - подчеркнула эксперт.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320