Реформа министерства образования и науки Казахстана по введению пятидневки для школьников требует более тщательного анализа и обсуждения с обществом.
Об этом говорится в распространенном заявлении уполномоченного по правам человека РК Аскара Шакирова, который обратился с письмом на имя министра образования Ерлана Сагадиева.
«Широкий резонанс вызвало сообщение об увеличении учебного года и сокращении летних каникул в школах. Высказаны полярные мнения в среде педагогов, родителей и других сегментов общества, более того - стало известно о сборе подписей, в том числе в социальных сетях, против данного шага. Разгоревшиеся дебаты при отсутствии диалога с уполномоченным ведомством деструктивно влияют на популярность вводимой меры», - говорится в письме омбудсмена.
По словам правозащитника, безусловно, как и в отношении любых других установок главы государства, данное поручение требует системного подхода, предварительного анализа, высокого уровня подготовки и организации, а государственные органы должны уделять особое внимание точному, выверенному и последовательному их воплощению.
«Очевидно, что современная школьная программа перегружена предметами и некоторые из них, возможно, следует упразднить либо объединить, однако, сущность реформы по переходу к пятидневной учебной неделе не должна сводиться к механическому перераспределению учебных и каникулярных дней, а, напротив, должна быть следствием пересмотра и оптимизации программы», - считает А.Шакиров.
Он отметил, что переход к новому формату обучения должен быть не объектом эмоций, а предметом профессионального, научного изучения, в основе которого должны присутствовать мнения заинтересованных специалистов, учитывающие возрастные, культурные, климатические и многие другие факторы.
«В данном вопросе необходимо проанализировать лучшие практики зарубежных стран, успешно реализовавших реформы в сфере образования. Не отрицая, например, возможность влияния длительности каникул на уровень детской преступности. Представляется, что данный вопрос можно было бы решать не путем механического сокращения времени детей на отдых, а развитием доступности детских лагерей, секций, кружков и других форм самодеятельности вместе с усилением работы правоохранительных органов, - говорится в письме.
«К сожалению, министерством до настоящего времени перед обществом не озвучена исчерпывающая информация о результатах такого анализа, что дает широкой общественности основание делать вывод о том, что такая работа не проводится», - заметил правозащитник.
Кроме того, по его мнению, видится уместным проведение широких и инклюзивных консультаций по данному вопросу, с возможностью выслушать мнение институтов гражданского общества, а также самих детей.
«В связи с вышеизложенным, обращаюсь к Вам с просьбой задействовать все возможные средства для проработки рассматриваемого вопроса, в том числе в рамках созданных при государственных органах общественных советов - на центральном уровне, и родительских комитетов - на уровне школ, обеспечения открытости и вовлечения общественности, а также анализа данной проблематики. В противном случае, несвоевременные и недостаточно проработанные шаги могут стать препятствием для достижения намеченных целей», - заключил омбудсмен.
Напомним, что глава государства Нурсултан Назарбаев поручил министерству образования и науки рассмотреть возможность перехода обучения в школах на пятидневную неделю обучения.
В свою очередь глава Минобразования Е.Сагадиев позже заявил, что пятидневку начнут вводить уже в следующем учебном году, и это повлечет сокращение летних каникул.
Серик Рымбаев
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320