Комитет по конституционному законодательству, госустройству, судебно-правовым вопросам и регламенту ЖК большинством голосов одобрил законопроекта «О назначении референдума».
Поле бурных дебатов парламентарии на заседании профильного комитета ЖК поддержали законопроект «О назначении референдума», а также самих поправок в Конституцию.
Как отметил на заседании комитета лидер фракции «Республика − Ата Журт» Омурбек Бабанов, согласно закону, право выдвижения инициативы проведения референдума дается президенту, не менее 300 тыс. избирателей и не менее 2/3 депутатов.
- Сейчас обсуждаемый проект подписали 84 депутата. Стало быть, у нас есть все основания его рассматривать. Кроме того, половина депутатов фракции «Ата Мекен» также подписали данный проект закона, − заявил лидер фракции.
По словам главы фракции СДПК Исы Омуркулова, необходимость внесения изменений в Основной закон заключаются в реагировании на современные вызовы.
- Соответствующие экспертизы проведены. Заключение правительства есть. Законопроект внесен в соответствии с регламентом, – подытожил И. Омуркулов.
По мнению его коллеги, депутата ЖК Чолпон Джакуповой, на любые изменения в Конституцию наложен четкий запрет до 2020 года.
– Поэтому ни этот парламент, ни другой не может сделать это по закону до 1 сентября 2020 года. И об этом говорилось задолго до Саляновой. В прошлом году, когда также пробовали инициировать поправки в Конституцию, об этом неоднократно говорилось, и с этими доводами согласились, поэтому и отказались от внесения изменений. Президент тогда решил их отозвать. В этом году эта идея опять всплыла. Видимо, за год они придумали какие-то новые основания, но новых быть не может, так как законы все те же, и Конституция все та же. Если запрет был, то он и остался. Другое дело, что если парламент все-таки инициирует внесение изменений, то это будет попросту антиконституционно. И даже при наличии у него таких полномочий, он в итоге вынужден был уйти, так как депутаты присягали на старой Конституции. А по закону, если законодательная структура меняется, то прежние власти должны уходить в отставку. Это неписанное правило, – поделилась в беседе с журналистами Ч. Джакупова.
По оценке сопредседателя Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолога Игорь Шестаков, в предлагаемых изменениях справедливо учитывается усиления полномочий института премьер-министра.
- За последние 6 лет мы поменяли 5 премьер-министров. Основная причина происходящего не в том, что они плохо работали, а в том, что парламентские фракции пытаются установить свой контроль в распределении министерских портфелей. Эту ситуацию необходимо менять и регулировать на законодательном уровне. Каким образом, пусть решает парламент. Премьер-министр же должен иметь возможность определять стратегию работы кабмина и его кадровую политику, - подчеркнул Игорь Шестаков.
Кроме этого эксперт подчеркнул, что в проект реформы Конституции нужно включить проведение выборов не только по партийным спискам, но и по мажоритарным округам.
- Во многих странах мира действует именно эта система. Она позволяет контролировать работу депутата. Сейчас представители политических партий могут только раздавать обещания, но попав в парламент, они не хотят за них отвечать. Поэтому в парламента мы имеем, преимущественно, «золотые кошельки», а не «золотые головы», - заметил политолог.
Игорь Шестаков остановился и на необходимости сокращения численности парламента.
-Минимум на 30%. Поскольку госбюджет не может содержать такое количество депутатов, - резюмировал эксперт.
Каныкей Жумадылова
Аида Мамбнтова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320