Вопрос строительства железной дороги, которая соединит Кыргызстан с Китаем и Узбекистаном, принципиален не только для кыргызстанских властей, он также может существенно сказаться на раскладе геополитических сил в Центрально-Азиатском регионе. Такую точку зрения высказал в интервью «Региону.kg» эксперт по международным вопросам Марс Сариев
- Прошедший недавно в Бишкеке региональный экспертный форум «Интеграционные процессы в Центральной Азии: проблемы и перспективы» показал, что тема строительства железной дороги Кыргызстана с Китаем является основной в аналитической повестке дня Центральной Азии.
Вопрос железной дороги крайне принципиален практически для всех стран региона. Учитывая то, что она может связать между собой Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан, она, несомненно, несет в себе интеграционный посыл. Но в то же время, если наша республика и Казахстан в большей степени тяготеют к Евразийским проектам, то Узбекистан и Туркменистан занимают здесь более обособленную позицию. С их стороны не видно поддержки идеи Владимира Путина о создании Евразийского союза. Однако строительство железнодорожной магистрали без российского участия фактически делает Китай доминирующим в регионе. И, таким образом, Центральная Азия начинает отходить от российского влияния особенно в плане транспортной инфраструктуры. Выход стран региона на Китай позволит выстраивать новые межгосударственные маршруты. Также Китай в отличие от других держав может оказать Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану наиболее внушительную финансовую помощь, на особых и выгодных для себя условиях.
Таким образом, мы можем получить китайскую магистраль, чьей основной задачей станет реализация внешнеполитических и экономических интересов КНР. Такая межгосударственная схема сотрудничества в определенной степени выгодна Западу.
«Регион. kg»: А как проект строительства магистрали может повлиять на внутренние политические процессы в Кыргызстане?
- Если магистраль пройдет только по югу страны, а такой вариант тоже рассматривается, то по следованию этой дороги будет развиваться мощная коммерческая инфраструктура, которая в финансовом плане укрепит позиции южных кланов страны. Недавние события в казахстанском Жанаозене наглядно продемонстрировали межклановую борьбу, которая подпитывается нефтяными ресурсами. В этом плане резкое увеличение доходов южных кланов от магистрали может привести к диспропорциям по раскладу политической элиты в стране. Это станет реальным источником сепаратизма.
Поэтому железная дорога должна обязательно объединять юг и север страны и быть сквозной для нашей страны. Железнодорожные пути должны быть проложены через Ошскую, Нарынскую и Иссык-Кульскую области. Несомненно, для поддержания геополитического баланса, который крайне важен для Кыргызстана, необходимо участие в этом проекте российской стороны. Кроме этого, к проекту надо подключить и Казахстан, ведь только в этом случае он может быть действительно выгоден для Кыргызстана.
«Регион.kg»: Как вы относитесь к мнению, что железнодорожный проект представляет угрозу для суверенитета Кыргызстана?
- Я полагаю, что эти прогнозы вполне обоснованы. Странам Центральной Азии сложно сегодня противостоять планам Китая сделать регион своим придатком и стратегическим тылом. Китайскую сторону интересует получение доступа к сырьевым ресурсам республик для того, чтобы успешно бороться с влиянием США в Азиатском и Тихоокеанском регионе. Не случайно китайские власти заинтересованы в строительстве газопровода, который свяжет Туркменистан, Казахстан или Афганистан и Кыргызстан, который затем выйдет на Кашгар. Для китайской стороны этот проект абсолютно нерентабелен и страшно убыточен, но он очень важен с геополитической точки зрения, также как и для получения доступа к Каспийским нефтяным ресурсам.
Поэтому процессы внедрения в регион со стороны Пекина будут только усиливаться. Так что нас ждет жесткая схватка за Центральную Азию, прежде всего, между Китаем и США. Для Пекина и Вашингтона сейчас крайне важно привлечь на свою сторону региональные политические элиты, им будут наверняка предлагаться достаточно выгодные проекты, от которых бы они не могли отказаться.
«Регион.kg»: Как в этом случае будет выстраиваться позиция Шанхайской организации сотрудничества, где по оценке многих экспертов существуют серьезные разногласия между странами-участниками?
- ШОС - это китайский проект, контрольный пакет этой организации находится в Пекине. В этом плане мне понятна позиция Москвы, которая требует от ШОС укрепления военно-политического взаимодействия стран-участниц, от которого Пекин все время стремится увернуться. Китай интересует ШОС, как инструмент увеличения своего экономического присутствия в странах-участницах. Поэтому этот проект пока является чисто формально-бюрократическим, из-за пассивной позиции Китая.
Политическая роль Центрально-Азиатских государств в этом межгосударственном проекте абсолютно несущественна. В этом плане для Кыргызстана более приемлемым вариантом является участие в Евразийском союзе, как впрочем, и для Казахстана.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320