В Кыргызстане за последние 15 лет по продовольственной безопасности не было разработано ни одного программного документа.
Согласно официальной статистике, из 9 видов основных видов продуктов питания, которые характеризуют продовольственную безопасность, республика обеспечивает себя полностью только тремя видами. Это картофель, молоко и овощи. Но если картофель тоже считать за овощ, то фактически двумя. По другим видам обеспеченности главными продуктами ситуация следующая: по хлебопродуктам и муке – только 47 процентов, растительному маслу – 31 процент, сахару – 12 процентов и мясу – 37 процентов. Насчет производства и потребления мясных продуктов в сравнении со странами региона республика значительно отстает от Казахстана. Высокий уровень зависимости от импорта прежде всего отрицательно влияет на доступность по ценам с одной стороны, и качество продуктов питания с другой.
Если продолжать мясную тему, то примерно 40 процентов мяса республике приходится импортировать из Индии и Китая. Еще более сложная ситуация с сахаром, импорт которого зашкаливает за 80 процентов. Не в состоянии обеспечить республика себя и фруктами.
В принятой в прошлом году программе перехода к устойчивому развитию КР правительство планирует коренным образом изменить ситуацию. В этой связи идет разработка национального документа по продбезопасности, который будет рассчитан до 2017 года.
Выработка и обсуждение концептуальных направлений новой программы проводится в рамках проекта ФАО ООН «Укрепление национальной информационной системы по продовольственной безопасности в Кыргызской Республике».
– В национальной стратегии устойчивого развития страны поставлена задача обеспечить продовольственную безопасность через развитие агропромышленного сектора при эффективности инструментов государственного регулирования, – отметил в своем докладе замминистра сельского хозяйства и мелиорации Жаныбек Керималиев, выступая на недавнем заседании рабочей группы.
По его словам, министерство планирует в текущем году разработать программный документ, учитывая все прежние проблемы.
- Извлекая уроки, всем нам сейчас становится ясно, что вопросами продовольственной безопасности нельзя заниматься точечно, «время от времени»! Их решение требует построения четко отлаженной и гибкой системы госрегулирования по продбезопасности, включая производство, обеспечение доступности, качество и безопасность продуктов питания, – подчеркнул замминистра.
Что касается истории вопроса с продбезопасностью страны, то впервые четкая позиция Кыргызстана была сформулирована еще в конце 90-х годов.
– Тогда мы признали, что вопросы продовольственной безопасности играют огромную роль в обеспечении социально-политической стабильности и тесно связаны с общим процессом экономического развития страны, их нельзя изолировать! Но с тех пор, за последние 15 лет, по продовольственной безопасности не было разработано ни одного программного документа. Хотя за данный период нам пришлось пережить неоднократные шоки, связанные с ростом цен на продовольствие, в большей степени на муку и зерно. Рынок зерна, муки и хлебопродуктов, как вы знаете, у нас является самым чувствительным к ценовым колебаниям, исходя из высокой зависимости этой группы продуктов от импорта, – констатировал Жаныбек Керималиев.
Замминистра обратил внимание, что мировые тенденции свидетельствуют о том, что тенденции на мировом рынке продовольствия характеризуются своей неустойчивостью. К примеру, цены на муку основных экспортеров в Кыргызстан – Казахстана и России – неуклонно ползут вверх. Кроме этого, в 2,5-3 раза стали стоить дороже рис, сахар, цельное сухое молоко, масличные культуры и растительное масло.
– Очевидно, что в условиях нестабильности мирового рынка продовольствия и ограниченного внутреннего потенциала, актуальной и безотлагательной становится задача разработки качественного управленческого документа с эффективными мерами политики по обеспечению продовольственной безопасности и питания в нашей стране, – сказал Жаныбек Керималиев, выразив признательность проекту ФАО ООН за поддержку министерства в работе над стратегически важным для Кыргызстана проектом документа.
Между тем, несмотря на все сложности с обеспечением продовольствия, Кыргызстан, по оценкам экспертов, имеет достаточный потенциал и ресурсы для достижения продовольственной стабильности, которые государство должно, наконец, начать рационально использовать.
Андрей Барышев.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320