Стратегическая отрасль Кыргызстана испытывает серьезные системные проблемы, которые не возможно решить с помощью повышения тарифов.
Центр «Стратегия Восток-Запад» при поддержке агентства «Вести.kg» и российского фонда «Евразийцы – Новая волна» провели круглый стол «Проблемы энергетического сектора Кыргызстана и привлечения инвестиций».
Одна из основных тем дискуссии касалась возможного повышения тарифов.
Большинство экспертов высказали мнение, что системный кризис существует в энергосекторе не из-за тарифной политики.
- Меня откровенно удивляет позиция чиновников Минэнерго, они не хотят брать на себя элементарной ответственности за ситуацию в энергетическом секторе. Выходит, что чиновники перекладывают всю ответственность на простых граждан. И в случае веерных отключений, мы услышим от представителей Минэнерго, что они нас предупреждали заранее готовить дрова... В таком случае, непонятно, а чем вообще должно заниматься правительство? Разве вырубание электроэнергии является государственным подходом в решении насущных экономических проблем? Надо учесть и огромный ущерб, который наносится предпринимателям в результате подобных неоправданных мер, - отметил независимый эксперт Расул Умбеталиев.
По его мнению, неэффективность работы главного энергетического ведомства страны связана в первую очередь с кадровыми назначениями, есть примеры, когда на ведущие руководящие должности энергокомпаний, по знакомству, могли назначаться специалисты, не имеющие никакого отношения к этой отрасли, типа зоотехников или агрономов
Эксперты также отмечали, что если профессионалы энергоотрасли занимали когда-либо руководящие посты, то затем с ужасом убегали, понимая, что именно в этой сфере творится.
Говоря языком Уголовного кодекса, коррупция в энергосекторе достигла таких масштабов, что вопрос уже стоит так - сумеем ли мы сохранить энергетику?
- Сегодня, несмотря на то, что Кыргызстан вырабатывает 14 млрд. кВтч, сам он потребляет 6-6,5 млрд. кВтч, - сказал известный экономист Жумакадыра Акенеева. - Тем не менее, мощности, которые вырабатывают ГЭС, не удовлетворяют потребности в зимние периоды, думаю, это неправильно, потому что при СССР мы столько же потребляли, при том, что были заводы, сельское хозяйство, фабрики, освещались улицы. В связи с этим встает вопрос, почему, при выработки такого же количества энергии, у нас случаются веерные отключения? Причина кроется во внутренних проблемах в данном секторе. До 1997 года он был сосредоточен в одной госкомпании и был рентабельным. Ежегодно приносил от 70 до 100 млн. долларов чистой прибыли. Потом кому-то захотелось хорошо «заработать» на энергетике, поэтому сектор разбили на три части, причем руководящие конторы находятся практически в одном здании, но у них разные директора, бухгалтерии, они не могут контролировать друг друга.
Профессор, член ОНС при Минэнерго Валентина Касымова заявила, что реформы по переходу к рыночной экономике коснулись и энергетики, которая ранее была монопольной отраслью.
– Но реформы были проведены поспешно без подготовки и методологии. Это привело к тому, что финансовое состояние энергокомпаний стало хуже, чем у их предшественника ОАО «Кыргызэнерго». Однако, никто не хотел признавать данный кризис. Раз горят лампочки и есть напряжение – то все нормально. При этом создание регулятивного органа – Госагентства по энергетике – было одним из условий Всемирного банка. Нам сказали – если не сформируете его и не примете закон, не получите кредита на реконструкцию Бишкека. Я сама работала начальником отдела в Минэнерго. Все проходило через мои руки. Увы, Госагентство себя не оправдало. Оно не справилось ни с одной задачей, которые были поставлены. Закон об энергетике кждый директор агентства «ломал» под себя. Отсюда вывод - все дело в кадрах, - констатировала эксепрт.
Как отметил эксперт российского Института стран СНГ Григорий Михайлов, потребление электроэнергии в Кыргызстане растет с каждым годом.
– А новых генерирующих мощностей - нет. Последний запущенный объект потребовал ремонта из-за некачественного цемента плюс там случайно перевернули агрегат. Мы попадаем в ситуацию, когда хотим кушать все больше, а выращиваем меньше. Выход - необходимо идти по двум направлениям, создавая новые генерирующие мощности и наводя порядок в существующих. Собственных средств на строительство в республике, практически, нет. Единственные, кто могут предложить деньги - это Китай и Россия. Китайцы уже заходят на бишкекскую ТЭЦ. Россияне, как мы видим, интересуются областью гидроэнергетики. Но РФ не воспринимает Кыргызстан как надежного партнера, а чиновников - как адекватных людей, Россия хотела бы быть уверена в том, что вкладываемые деньги окупятся или хотя бы в том, что их не разворуют. Ведь деньги вкладываются не просто так. Только 8-10 лет уйдет на строительство, а на окупаемость можно надеяться только через 15 лет. Чтобы вкладывать такие суммы, необходимо быть уверенными в том, что здесь ничего не произойдет, страна будет цела, ее не поглотит буря перемен, - полагает Григорий Михайлов.
Подводя итоги круглого стола модератор, член Кыргызской Ассоциации политических и экономических наук Игорь Шестаков отметил, что возможное повышение тарифов на электроэнергию, является расплатой населения страны за бездарное управление и коррупционные схемы в энергосекторе.
Андрей Барышев.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320