Свадьбы, похороны и поминки по традиции становятся пышными событиями, требуют серьезную долю средств, заработанных нелегким трудом.
Власти центрально-азиатских стран борются с расточительными торжествами, которые диктуют их народам вековые обычаи и традиции. Пышные и разорительные свадьбы, поминки и т. д. становятся «обязательной» статьей расходов для гастрабайтеров, уехавших на заработки в РФ. Работая зачастую в тяжелых условиях, эти люди переводят миллиарды долларов семьям на родину.
Кубат Асанов трудится на стройках в России девять лет. За эти годы умерла его жена, сын женился и породил двоих детей, дочь уехала на заработки в Турцию.
Сам Кубат приезжает домой в Кыргызстан, в лучшем случае, раз в год дней на пять-семь. Он живет и работает в России вполне легально, освоился давно. Но что он будет делать дома? Все приличные рабочие места: слесарь в горводоканале, охранник в банке, повар в шашлычной давно заняты. Да и зарплаты маленькие. Но домой тянет.
Родоплеменные отношения все еще властвуют в Кыргызстане. Они трансформировались, приобрели современные черты. Но несоблюдение народных традиций может весьма негативно сказаться на репутации человека.
Попробуйте не пригласить на свадьбу сына кого-то из дальних родственников - покроете себя позором, о вас будут говорить, как о человеке, не уважающем традиции, скряге. Точно также тяжким бременем могут стать и приглашения на свадьбы, участие в похоронах. Надо нести подарки, денежную помощь семье в случае смерти родственника. И не всегда дебет с кредитом сходятся.
Деньги на еду, одежду и торжество
Кубат надеется дотянуть до пенсионного возраста в России. И тогда, согласно новым решениям ЕАЭС, он будет получать российскую пенсию, которой вполне хватит на нормальную жизнь пенсионера в его бедной республике. А местной базовой пенсии едва хватит на коммуналку, макароны, хлеб и чай. А пока присылаемых им денег хватило сыну начать строить новый дом.
В Кыргызстане каждая пятая семья имеет близкого родственника или члена семьи, который трудится в России. Мигрантов никто не осуждает за то, что оставили семьи и уехали на чужбину – они кормят своих детей, родителей. Некоторым родственникам мигрантов присланных денег хватает, чтобы открыть небольшой бизнес, чтобы их кормилец мог вернуться домой. Но большинство тратит деньги на еду и одежду? очень часто на всяческие народные традиции вроде поминок, свадеб, которые, согласно, традициям, должны быть пышными.
В Кыргызстане торжество, свадьба или поминки - это финансовое напряжение. Мероприятия подразумевают участие не одного десятка человек, если же на селе все это происходит, то счет может идти на сотни. Сейчас, когда в Бишкеке больше половины населения – это вчерашние сельчане – сельские традиции становятся городскими.
Жертвы репутации
Среднее мероприятие на 100 человек может обернуться такими цифрами.
Почти всегда происходит забой жертвенного животного – быка или пары-тройки барашков, это примерно от 20 до 70 тысяч (в рублях), от скромного к шикарному. Если мероприятие в городе, то нужно добавить сумму на аренду кафе - еще около 100-150 тысяч рублей. Добавим расходы на еду, напитки, в том числе алкогольные. Расходы на одного гостя могут составить в среднем до 1500 рублей. А если сотней гостей дело не ограничится?..
Очень часто выходцы из Центральной Азии вынуждены пахать на чужбине, чтобы женить сына, выдать дочь замуж, построить новый дом, пусть небольшой, но свой, отдельный. Хотя еще чаще мигранты работают, чтобы просто прокормить семьи.
Власти центрально-азиатских республик понимают, что некоторые народные традиции просто разоряют людей. Бывает, что сельчанин режет единственную корову, чтобы устроить поминки.
Если он скажет, что ему не на что провести мероприятие, а корова нужна для молока детишкам, то его могут старейшины и пристыдить.
Власти центрально-азиатских республик пытались бороться с таким расточительством. Например, в Таджикистане законодательством регулируется количество гостей на свадьбе, автомобилей в кортеже, а сама свадьба не может длиться долго - до темноты. Автору довелось побывать на свадьбе в селе недалеко от Душанбе. Торжества закончились в шесть часов вечера, гостей было человек 40.
«В Ташкенте родители четырех дочерей, чтобы сыграть свадьбы, должны повеситься»
А в Узбекистане президент Шавкат Мирзиёев четко выразился по поводу некоторых обычаев. «В Ташкенте родители четырех дочерей, чтобы сыграть свадьбы, должны повеситься! Почему? Потому что другого выхода нет! Все равно, бедный, влезет в долги, не будет обращать внимания на свое здоровье, не пойдет к врачам, а будет копить на свадьбу. Потому что свадьба. Сколько килограммов плова, сколько мебели! Все! Мы попробовали пропагандировать, не получилась пропаганда. Кому нужна эта свадьба?», - сказал президент. Теперь количество гостей и время проведения торжеств регламентировано.
Год назад президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что, благодаря такому ограничительному закону, население республики сэкономило за год порядка 1 миллиарда долларов (63 млрд рублей). В Киргизии тоже часто говорят о необходимости сделать народные традиции скромнее, но дальше слов дело не идет. В одной из областей, точнее, в одном городе – Исфане, ввели ограничения, но это было решение суда аксакалов (старейшин), что необязательно к исполнению. Премьер-министр как бы предложил ввести дополнительный налог на рестораны и кафе на проведение «заказных мероприятий», утверждая, что население республики тратит в год 1 миллиард долларов на свадьбы-поминки. Но пока его слова законодатели всерьез не восприняли. Ведь их тоже подвергнут обструкции, а уже через год новые парламентские выборы.
Миллиард долларов на свадьбы-поминки
«В любом случае, запретить проведение мероприятий, будь то свадьба или поминки, нельзя, ведь обычаи чтят испокон веков, - цитирует местное издание киргизского историка Бекбосуна Борубашева. - А предложение ввести налоги - безответственное. Другое дело - надо ограничивать пышные торжества, которые проводят олигархи либо богатые чиновники».
Экс-президент Алмазбек Атамбаев в свое правление ввел мораторий на проведение пышных празднеств, торжественных мероприятий на государственном уровне в честь великих людей, но уже раздаются голоса отменить этот указ. Тем более, что экс-президент теперь в тюрьме якобы за коррупцию и попытку государственного переворота.
В прошлом году мигранты перевели на родину более 2 миллиардов долларов, а это равно почти трети ВВП. Ради экономии живут по пять-десять человек в съемных квартирах, экономят, отправляют деньги домой.
Конечно, есть и те, кто живет в нормальных условиях, те, у кого есть высшее образование – врачи, инженеры, даже преподаватели ВУЗов. На родине у них особый почет. Хотя и работа грузчиком в России не считается чем-то унизительным. Работа есть работа.
Если же переходить на более высокий уровень, фактически мигранты не дают умереть с голоду не только свои семьям, но и государству. Отток безработных снижает градус недовольства. В республике, где первый и второй в ее истории президенты были свергнуты, а четвертый недавно арестован пятым президентом, большое количество недовольных безработицей людей является хорошим материалом для подпитки бунтов, государственных переворотов.
Это значит, что поток трудовых мигрантов будет набирать силу. Из всех республик Центральной Азии.
Эгамберды Кабулов
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320