При нынешней системе миграционной политики в Российской Федерации борьба с нелегалами не принесет желаемого результата, а наоборот повредит международным отношениям», – считает известный эксперт по вопросам миграционной сферы Асилбек Эгембердиев.
Он любезно согласился поделиться с нашими читателями своими прогнозами по развитию и тенденциям этой важнейшей части российской и кыргызстанской экономики.
– Добрый день, Асилбек Калмаматович! В миграционном секторе РФ идёт многоплановая и масштабная реформа. Как вы оцениваете изменение миграционных процессов?
– В России образована и действует своя система управления миграционными процессами, значительно отличающаяся от систем других стран. Для трудовых ресурсов из дружественных стран установлен ряд послаблений, например, безвизовое пребывание в стране, к тому же отсутствует языковой барьер при найме и осуществлении трудовой деятельности. Граждане Кыргызстана особо отличаются – они быстро обучаются новым специальностям, умениям и навыкам. Тем не менее, со временем проявился немалый круг вопросов и проблем, требующий системного внимания принимающей стороны, продолжающей реформировать миграционную сферу.
Как и для других стран, для России первостепенной задачей в миграционной политике должно стать обеспечение безопасности общества, что естественно для любого государства. В этом направлении принят ряд изменений в законодательных актах. Тем не менее, нововведения эти пока вызывают много вопросов, а вот четкие ответы простые работники не получают, чем усложняется их положение в принимающей стране.
В основу реформирования положено ужесточение миграционного законодательства. Среди таких шагов – обязательное тестирование на знание русского языка для мигрантов и их детей, обязательная дактилоскопия, медицинское обследование, в том числе действуют ряд ограничений, в доступе к торговле продуктами, лекарственными средствами и работе на предприятиях общепита. Установлены гибкие сроки для пребывания мигрантов и их семей в стране. Заработал реестр нелегальных мигрантов, это публичная электронная база данных на сайте МВД России. В нее вносится информация об иностранцах, которые находятся в России незаконно.
Россия так же, как и все страны мира, борется с нелегалами – путем введения жестких мер. Впервые введена база данных “реестр нелегальных мигрантов”. Мигранты не должны попадать в реестр для нелегалов – нарушителей миграционных законов, поскольку попасть в этот список легко, а вот выйти трудно! Отмечу, что все эти нововведения действуют, к сожалению, остаётся актуальным главный вопрос – о непрозрачной легализации трудовых мигрантов и системном пополнении рядов нелегалов.
– Вы часто общаетесь с трудовыми мигрантами из Кыргызстана, прибывающими в РФ и Москву. На что они жалуются в первую очередь?
– Граждане ЕАЭС должны иметь дополнительные преференции в новых законах, касающихся трудовой миграции. Да, мигранты из стран Евразийского экономического сообщества приравнены к российским гражданам, но сейчас, по моему мнению, их права нарушаются очень часто. Например, при въезде в Россию в аэропортах часто имеют место случаи, когда кыргызских трудовых мигрантов задерживают и отправляют обратно, даже не объясняя причины. Руководство стран- партнеров требует, для прибывающих из стран ЕАЭС граждан должен быть отдельный коридор. Но нельзя не учитывать при изменении законодательств принимающей и отправляющей сторон меняющуюся в целом ситуацию – в политике, экономике, социальной сфере. Прибывающие в Россию должны учитывать эти факторы еще дома, планируя переезд. Надо подчеркнуть, что страны, поставляющие трудовые ресурсы своим странам-партнерам, пренебрежительно относятся к своим гражданам. К сожалению, до сих пор не ведется перед отъездом граждан их подготовка к пребыванию в новой стране.
Далее, вновь прибывшие мигранты рассказывают, что установленные российским законодательством адаптационные и интеграционные программы остаются для них непонятными. На мой взгляд, все эти нововведения нужно доводить до адресатов простым, понятным им языком. Думаю, что в этом деле могли бы помогать консультациями опытные сотрудники Посольства КР в РФ и актив самих диаспор в регионах. Кыргызском посольстве работа идет, не так интенсивно, отсутствие системного информационного контента для граждан, приводит неопределенность, открыто остается много вопросов, свои очередь дипломаты отправляют граждан, представительство труда социального обеспечения и миграции которые ведут деятельности неэффективно, об этом сложилось определенное общественное мнение граждан.
– На что, на ваш взгляд, сейчас следует делать акцент принимающим решения в сфере российской миграционной политики?
– Россия – очень большая страна. В ее экономике должна присутствовать большая доля иностранных рабочих. Статистика свидетельствует, что в настоящее время строительные и сельскохозяйственные рынки, объекты многих промышленных производств, транспорта и других отраслей испытывают острый дефицит рабочих рук. По разным данным, стране не хватает нескольких миллионов рабочих и вряд ли это число уменьшится в ближайшие годы. Поэтому следует улучшать статус иностранных рабочих в России. Зачастую отношение к приезжим работникам остается на очень низком уровне, мы видим много негативных комментариев. В принимающей стране новые работники часто не имеют доступа к информационным ресурсам, касающимся правил их пребывания в стране, и получают информацию через знакомых по линии «сарафанного радио».
– Как же следует решать вопросы в сфере трудовой миграции, все время нарастающие?
– Наибольший поток трудовых ресурсов прибывает в Россию из дружественных стран – Кыргызстана, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, имеющих общее историческое прошлое и являющихся стратегическими партнёрами для России. Для трудовых мигрантов из этих стран действует безвизовый режим пребывания в России.
Объективно говоря, долгие годы в России существовала чрезмерно либеральная политика по отношению к трудовым ресурсам. К сожалению, это привело к заметным негативным событиям и их последствиям, о чем часто сообщают российские и международные СМИ. Я имею в виду частые случаи нарушения мигрантами законов принимающей страны, мелкие и тяжкие преступления, имевшие место факты терроризма с участием, в том числе, и граждан Кыргызстана.
-Что же хотят увидеть и ожидают на территории России трудовые мигранты?
В первую очередь, четких и понятных правил легализации иностранных граждан. Должен быть обеспечен контроль государства и над работодателями, нанимающими иностранную рабочую силу. Люди ожидают четкого, системного информирования о защите их прав в трудовом законодательстве РФ. Как им получить юридическую помощь, реализовать социальную и культурную интеграцию? Это по-прежнему непонятно для постсоветских мигрантов, хотя все подобные аспекты пребывания должны решаться в России быстро и четко, как во всех цивилизованных странах. К сожалению, нынешняя миграционная политика пока еще далека от совершенствование, работа предстоит много…
– Асилбек Калмаматович, почему же мигранты, иностранные граждане, по данным российской статистики, стали чаще совершать различные правонарушения, зачастую тяжкие?
– Еще раз повторю, что на первом месте в каждой стране стоит обеспечение безопасности. Рост числа правонарушений – в большей части результат устаревшего на сегодня российского миграционного законодательства, несовершенного и уже абсолютно, на мой взгляд, не отвечающего интересам наших народов.
Что же в итоге? Существующая миграционная система в отношении иностранных граждан, низкий процент работодателей, принимающих мигрантов, плюс перечисленные выше нерешенные вопросы, к сожалению, это очень неприятная картина в международных отношениях. Такая политика не имеет перспективы и не отвечает интересам стран, и в первую очередь, России.
Но все меняется, впервые за 30 лет реформируется миграционная сфера России. Хочется надеяться на большие и позитивные перемены. Оправдает ли эта реформа надежды народа, покажет время.
– Кто же должен заниматься вопросами трудовой миграции в России?
– Это важнейший вопрос. До сих пор в России нет профильного органа для системного управления миграционную сферу передавали в ведение МВД, в иные создаваемые структуры пока торопятся. Но управление миграцией со стороны силовых структур не дало ожидаемого результаты.
В 2016 году в РФ, в рамках кампании по оптимизации системы управления, ликвидировали профильное ведомство – Федеральную миграционную службу (ФМС), которая сделала очень многое, создав основы миграционные системы. Там действовал, и результативно, общественный совет, эффективно работали систематизированные структуры. С того времени прошло девять лет. Отсутствие профильного ведомства и координации мигрантского сообщества дало свои отрицательные плоды в виде сегодняшних нарастающих проблем. И это привело к росту негативного отношения к трудовым мигрантам со стороны части российского населения, многие диаспоры стали ликвидироваться. Такая ситуация не может не тревожить, поскольку между странами создаётся не позитивное общественное мнение в отношении трудовой миграции.
– Какова же Ваша экспертная позиция по тенденциям в миграционной политике России?
– Миграционную сферу нужно рассматривать больше как экономическую составляющую. Но сейчас эта важная часть экономики отдана на откуп безответственному, в значительной степени, бизнесу, который не спешит сегодня брать социальную ответственность за используемых им иностранных рабочих.
Нередки случаи незаконного использования работодателями наемных работников, их эксплуатации в целях наибольшей прибыли. Среди причин – именно отсутствие профильной организации, которая бы защищала привлеченных иностранцев, обеспечивая их трудовые права, и наказывала законными методами нечестных работодателей за их обман.
– Асилбек Калмаматович, как вы оцениваете Указ президента В. Путина, вступающий в силу с 10 сентября 2025 года, о режиме высылки мигрантов?
– Указом главы государства от 30 декабря 2024 года за №1126 «О временных мерах по регулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан с применением режима высылки»
Этот закон вступит в силу в России с 10 сентября т.г., МВД будет депортировать нелегально находящихся на территории РФ мигрантов без суда. В результате Россия потеряет много добросовестных рабочих. Тогда, видимо, начнется борьба за работников между работодателями. Но в то же время принятый закон обяжет работодателей брать на себя ответственность за привлекаемых работников, чего ранее не было. И это должно стать переломным моментом в миграционной реформе.
По последним данным, в России насчитывалось свыше 600 тысяч нелегальных мигрантов, их выявлением и выдворением из страны занимаются в последние годы силовики. Операция «нелегал» стала их «главной фишкой». Тем не менее, число нелегалов пополняется, такова существующая система в миграционной политике. Продолжает действовать статья 18.8.КоАП нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию. Нарушение иностранным гражданином правила въезда в РФ, выразившихся в несоответствии заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ влечет наложение административного штрафа от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ. То есть, в законе говорится, что нелегалом считается иностранный гражданин, проживающий не по адресу регистрации. Эта формулировка абсолютно не соответствует действительности. Сложившаяся на сегодня система миграционной политики РФ не сможет эффективно бороться с нелегальными мигрантами.
Часто применяемая в отношении трудовых мигрантов статья – 18.10 КоАП: незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, она влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Она применяется тогда, когда мигрант работает в одном регионе имея патент, выданный в другом. По обоим статьям при задержании в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области мигранты подлежат выдворению, в других регионах могут отделаться штрафом.
Россия, если она заинтересована в притоке трудовых мигрантов, должна проявить политическую волю, ввести систему трудовых виз в миграционной сфере со странами-поставщиками трудовых ресурсов. Бесспорно, что этот шаг пойдет на пользу как трудовым мигрантам, желающим работать в России, так и остальным заинтересованным сторонам.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320