9 апреля президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев посетил российско-узбекский агрологистический центр BMB-NRC Agrologistics, открытый в конце 2023 г. Объем российских инвестиций в проект составил более $50 млн. Сегодня сотрудничество двух стран активно развивается, способствуя росту экономики республики.
По данным Агентства статистики при президенте Узбекистана, в 2023 г. объем ВВП вырос на 6% до $90,8 млрд. Для соседнего Казахстана Россия – также ключевой экономический партнер в сфере экономики. Одним из драйверов сотрудничества двух стран является транзит. В частности, через Казахстан поставляется российский газ в Узбекистан. О выгодах и перспективах развития экономического сотрудничества с Россией в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал кандидат философских наук, политолог, старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан Равшан Назаров.
– По каким направлениям развивается российско-узбекистанское экономическое сотрудничество?
– Узбекистан является стратегическим партнером и союзником России в Центральной Азии. Российско-узбекистанские отношения характеризуются интенсивным и доверительным политическим диалогом, носят традиционно дружественный характер, поступательно развиваются в различных областях. Сотрудничество двух стран опирается на солидную международно-правовую базу. Они активно сотрудничают не только в двустороннем, но и в многосторонних форматах – в рамках СНГ, ШОС, ЕАЭС, формата «Россия – Центральная Азия». А 15 сентября 2022 г. между Узбекистаном и Россией была подписана Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Общий объем торговли двух государств в 2023 г. превысил $10 млрд. На протяжении многих лет Россия делит с Китаем первое-второе место по объемам внешней торговли с Узбекистаном. Россия поставляет в Узбекистан металлы и изделия из них, машины, оборудование, транспортные средства; сельскохозяйственное сырье, продовольственные товары – сахар, мясо-молочную продукцию. Она также поставляет древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химической промышленности и минеральные продукты. Узбекистан поставляет в Россию текстиль и обувь, продовольственные товары – свежие и сушеные фрукты, овощи, орехи; сельскохозяйственное сырье – хлопок, а также продукцию химической промышленности.
Россия и Узбекистан подписали Комплексную программу экономического сотрудничества на 2022-2026 гг., которая охватывает торговлю, промышленную кооперацию, транспорт, энергетику, сельское хозяйство, связь, финансы, науку, образование, здравоохранение, культуру, туризм, межрегиональное сотрудничество.
– Какие примеры успешного сотрудничества двух стран можно привести?
– В апреле 2023 г. генеральный директор «АвтоВАЗ» Максим Соколов заявил, что компания рассматривает организацию сборки Lada Vesta нового поколения в Узбекистане. Речь идет о возобновлении сборки машин Lada на узбекском заводе ADM Jizzak, на котором планируется ежегодно производить 15 тыс. Lada Vesta NG. В перспективе компания намерена занять 10% рынка страны, выпуская 30 тыс. автомобилей нескольких моделей в год.
В мае 2023 г. на Ташкентском инвестиционном форуме министр экономического развития РФ Максим Решетников отметил: «Сейчас мы говорим о создании сети торгово-распределительных центров на территории Узбекистана, которые бы уже получали продукцию от местных сельхозпроизводителей, проводили сортировку упаковки с тем, чтобы в Россию ехала подготовленная продукция, потому что это снижает порчу продукции при транспортировке».
Примером партнерства Узбекистана с регионами России является Татарстан, который открыл свое представительство в Ташкенте еще в 1992 г. Он экспортирует в Узбекистан топливо, транспортные средства, изделия из древесины, пластмассы, резины, а импортирует текстиль, трикотаж, хлопок, пластмассы и другие товары. 4 октября 2023 г. в Казани прошел Третий Форум межрегионального сотрудничества России и Узбекистана.
В 2022 и 2023 гг. Узбекистан вошел в топ-10 импортеров пиломатериалов из России. В 2023 г. Узбекистан импортировал более 2 млн куб. м пиломатериалов, заняв второе место по их импорту. На российский рынок свою продукцию поставляют 250 текстильных компаний Узбекистана, в том числе 44 имеют свои торговые дома. В Узбекистане активно работают аккредитованные представительства свыше 2100 предприятий с российским участием: «Газпром», «Лукойл», «Вымпелком», «Северсталь», «Силовые машины», «РУСАЛ», «Ростсельмаш», «ВТБ», «Внешэкономбанк».
Общий объем накопленных российских инвестиций в экономику Узбекистана оценивается в $10 млрд. В настоящее время в республике реализуется более 150 совместных проектов на сумму свыше $14 млрд в сферах нефтехимии, горной металлургии, энергетики, здравоохранения и фармацевтики, производства строительных материалов и текстильной продукции, переработки плодоовощной продукции. В России действует свыше 600 предприятий с узбекистанским капиталом.
Активно реализуется двустороннее сотрудничество в сфере туризма. Так, российская авиакомпания «Победа» в апреле 2023 г. запустила первый рейс в Узбекистан по маршруту «Москва (Внуково) – Самарканд», который выполняется два раза в неделю – по четвергам и воскресеньям. Обратные рейсы также выполняются дважды в неделю – по понедельникам и пятницам. В сентябре 2023 г. Узбекистан и Россия договорились о значительном увеличении числа авиарейсов между городами двух стран. В частности, на маршруте «Ташкент-Москва-Ташкент» количество рейсов увеличено с 39 до 50 раз в неделю, «Ташкент-Санкт-Петербург-Ташкент» – с 7 до 14, «Бухара-Москва-Бухара» – с 10 до 14, «Ургенч-Москва-Ургенч» – с 7 до 14 и «Ташкент-Красноярск-Ташкент» – с 7 до 14.
– В чем заключается роль России в развитии энергетической инфраструктуры Узбекистана? Какие проекты, в том числе связанные с возобновляемыми источниками энергии и атомной энергетикой, были реализованы или планируются к реализации?
– Узбекистан и Россия – давние партнеры в энергетической отрасли. На конец 2023 г. – начало 2024 г. страны осуществляют реализацию совместных проектов на сумму более $20 млрд. Если говорить о ключевых российских партнерах в сфере узбекистанской энергетики, то речь, прежде всего, идет о компании «Лукойл». За последние 20 лет, с 2004 г., она инвестировала более $8 млрд в развитие нефтегазового сектора в Узбекистане.
Вклад в развитие энергокомплекса Узбекистана вносят «Зарубежнефть», «Андижаннефть», зарегистрировавшее предприятие Andijanpetro в 2019 г. Также в список важных партнеров можно внести компанию «Татнефть», открывшую автозаправочный комплекс в Ташкенте, и предприятие «Силовые машины», осуществляющее модернизацию энергоблоков Сырдарьинской ТЭС. Заинтересованность в налаживании сотрудничества с предприятиями и организациями АО «Узбекнефтегаз» выразили завод нефтепромыслового оборудования «УНИКОМ», «Трубная металлургическая компания», «Парма-Телеком», Уфимский Научно-Технический Центр, «РОТЕК» и многие другие.
Россия поддерживает и развитие гидроэнергетики Узбекистана. Так, активно осуществляется строительство Пскемской ГЭС. Она станет второй по объему вырабатываемой электроэнергии после Чарвакской ГЭС. Российская государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» выдала на ее строительство кредит в $75 млн. ГЭС планируют сдать в эксплуатацию в 2026 г.
Важным фактором дальнейшего развития энергетики Узбекистана является подготовка профильных специалистов. В связи с этим возрастает роль филиалов российских вузов в Узбекистане по подготовке специалистов в области энергетики – это филиалы МИФИ, МИСиС, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.
– Каковы основные ожидания и цели Узбекистана от строительства первой атомной электростанции с участием России, и как это сотрудничество может повлиять на энергетическую безопасность и экономическое развитие страны?
– Одним из главных и актуальных направлений двустороннего сотрудничества является строительство АЭС в Узбекистане – первой в регионе Центральной Азии. Соответствующее соглашение было подписано в сентябре 2018 г. Госкорпорация «Росатом» планирует построить комплекс из двух энергоблоков поколения «3+» с реакторными установками ВВЭР-1200. Приоритетным местом строительства станции выбрана площадка вблизи озера Тузкан (Джизакская область). В настоящий момент проект находится на стадии активного обсуждения. 21 ноября 2022 г. топливная компания Росатома «ТВЭЛ» и Институт ядерной физики Академии наук Узбекистана заключили соглашение о сотрудничестве в области ядерного бэкэнда.
На сегодняшний день Узбекистану необходимо диверсифицировть энергетический баланс: снизить зависимость от газа и нарастить объемы для внутреннего пользования, а также для экспорта в Китай, который наращивает потребление газа. Помочь в достижении этих целей Узбекистану может атомная электростанция, которая будет строиться Росатомом. Оценочная стоимость возведения объекта составляет порядка $11 млрд. Узбекистан ограниченно продает газ из-за большого потребления на внутреннем рынке. АЭС позволит «высвободить» газ, и его можно будет экспортировать в больших объемах и получать дополнительную прибыль.
Узбекистан обладает большим энергетическим потенциалом, а Россия помогает его эффективно использовать благодаря предоставляемым инвестициям и другим форматам сотрудничества. Так, Узбекистан планирует значительное увеличение экспорта электроэнергии в 2024 г. Выручка от этого составит, по оценкам, $111,8 млн. В 2023 г. она составляла $100,8 млн.
– Какие перспективы открывает для Узбекистана и других стран Центральной Азии запланированное «Газпромом» увеличение поставок газа по газопроводу «Средняя Азия – Центр» к 1 ноября 2025 г.? Как это может повлиять на энергетическую независимость и экономическое развитие региона?
– Еще в 2004 г. Узбекистан начал сотрудничать с компанией «Газпром». Только в рамках одного проекта по проведению геологоразведки в Устюртском регионе Узбекистана в 2006-2013 гг. компания инвестировала $383 млн.
В январе 2023 г. было объявлено о разработке технологических условий для организации поставок газа из России по трубопроводу «Средняя Азия – Центр» в рамках соглашения между Газпромом и Министерством энергетики Узбекистана. В июне 2023 г. на ПМЭФ было подписано соглашение о поставках российского газа в Узбекистан, а также дорожная карта по подготовке газотранспортной системы республики к транспортировке. Соглашение заключено на два года, объем поставок составит 9 млн. куб. м в сутки, годовой объем – почти 2,8 млрд куб. м.
Финансирование проектов в Узбекистане со стороны России стимулирует и открытие новых промышленных предприятий. Например, при содействии Газпрома, Росэксимбанка и ЭКСАР в Кашкадарье открылся завод Uzbekistan GTL. Планируется, что завод будет производить жидкое синтетическое топливо на сумму более $1 млрд. Иными словами, вместо того, чтобы закупать топливо, Узбекистан будет производить его сам.
Однако увеличение собственных мощностей и экспортного потенциала, а также способность удовлетворить потребности внутреннего рынка – это не единственные задачи, которые стоят перед Узбекистаном в энергетике. Узбекистан обладает газом, но при этом очень нуждается в водных ресурсах для своего растущего агросектора. При этом Таджикистану и Кыргызстану необходим газ, и пока они обладают достаточными водными ресурсами. Практика показывает, что лучше всего решать такого рода вопросы через надежных партнеров и посредников, например Россию.
Справка «Евразия.Эксперт»:
Как отмечал министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев, поставки газа из России в Центральную Азию очень выгодны для региона. Это поможет организовать стабильную работу энергосистем Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. А совместные проекты в рамках трехстророннего газового сотрудничества Казахстана с Россией и Узбекистаном помогут им не только справиться с дефицитом топлива, но и активизировать поставки на перспективные азиатские рынки. Первые поставки газа из России в Узбекистан начались в конце 2023 г. А в марте 2024 г. в Астане сообщали о росте спроса на транзит российского газа в Узбекистан. Об увеличении поставок российского газа также хочет договориться с «Газпромом» Кыргызстан.
– Какие перспективы и потенциальные выгоды может принести Узбекистану интеграция в Евразийский экономический союз, и какие шаги уже предприняты в этом направлении?
– Как отмечал президент Шавкат Мирзиёев, Узбекистан в качестве государства-наблюдателя при ЕАЭС продолжает активно участвовать в многосторонних мероприятиях и проектах, направленных на развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в рамках объединения. Страны ЕАЭС – это многолетние, если не сказать многовековые, и естественные партнеры Узбекистана во всех сферах сотрудничества.
От начала обсуждения вопроса о статусе наблюдателя до получения данного статуса прошло целых четыре года – с конца 2016 по конец 2020 г. Если исходить из этого, то процесс обсуждения вопроса о полноценном членстве в ЕАЭС должен занять примерно столько же времени, хотя пандемия 2020-2022 гг. и связанные с ней ограничения несколько замедлили процессы международного сотрудничества. Однако в настоящее время ключевыми концептуальными документами Узбекистана являются Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг. и Стратегия «Узбекистан – 2030».
В первом из этих документов четко обозначены такие задачи, как совершенствование национальной политики по вопросам технического регулирования и стандартизации для эффективного выхода на рынок ЕАЭС, глубокий анализ Договора о ЕАЭС и разработка соответствующих предложений, изучение торговой политики ЕАЭС, являющейся приоритетной над общенациональной, а также соглашений с третьими государствами.
Во втором документе поставлены цели, дальнейшего эффективного расширения традиционных многоплановых связей и стратегического партнерства со странами СНГ. Кроме того, Ташкент нацелен на углубление полномасштабных отношений стратегического партнерства и союзничества в Центральной Азии с учетом международного права и национальных интересов всех государств региона, поэтапное достижение свободного передвижения граждан на территории государств региона. Узбекистан также стремится к достижению оборота товаров, услуг и капитала без искусственных ограничений, и продолжению работы по формированию общего туристского пространства.
Таким образом, Узбекистан планирует и далее активизировать свое участие в проектах и программах ЕАЭС. Так, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил разработать программу агрокооперации. Она могла бы охватить инициативы по совместному выращиванию зерновых и масличных культур в странах ЕАЭС, а также по выращиванию в Узбекистане плодоовощной продукции, включая ранние сорта, для гарантированного насыщения ими всего евразийского рынка. Это подтвердил премьер-министр Абдулла Арипов, предложив расширить свободную торговлю агропродукцией.
Так что, хотелось бы надеяться, что процесс укрепления и развития сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС будет и далее набирать обороты. Тем более, Узбекистан является не просто наблюдателем, а очень активным наблюдателем. Он регулярно выдвигает собственные инициативы и активно участвует в общих инициативах ЕАЭС.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320