Общество
15.03.2024

Подойдет ли Кыргызстану 12-летняя модель обучения?

Республика начинает поэтапный переход на новую систему школьного образования.

Соответствующее распоряжение было принято на заседании кабинета министров КР, с аргументацией о необходимости повышения функциональной грамотности и компетенций обучающихся через внедрение принятых в мировом сообществе образовательных тенденций.

Данным решением начинается поэтапный переход системы школьного общего образования на 12-летнюю модель обучения и обновление образовательного содержания в соответствии с современными образовательными тенденциями, обеспечивающими развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны.

По решению кабмина при переходе на 12-летнее обучение обязательным школьным образованием будут охвачены 100 % 5-6-летних детей. Учителя, реализующие программу предшкольной подготовки, при 12-летнем обучении продолжат преподавательскую деятельность в 1 классах при прохождении специальных курсов повышения квалификации. Уже в школах организованы свыше 4 тыс. 48 кабинетов по предшкольной подготовке, которые оснащены соответствующим возрастным особенностям детей учебной мебелью и учебными пособиями.

Однако при обсуждении данной темы в Жогорку Кенеше давались разные оценки очередной образовательной реформы, впрочем как и в экспертном сообществе.

«Этот вопрос включен как условие гранта и кредита от Азиатского банка развития. Непонятно, почему доноры ставят такое условие. Может, они думают, что если в КР будет 12-летнее образование, то качество образования повысится? Но ни Минобраз, ни АБР не представили расчетов и анализа - справится ли школьная инфраструктура с наплывом учеников (а это дополнительно около 150 тысяч детей). Во многих классах в Бишкеке уже по 50 человек, школы переполнены в 2-3 раза, за партами сидит по три, а иногда по четыре ребенка. Также не представлен анализ, каким будет эффект от 12 лет обучения. Улучшится ли качество образования, будет ли оно соответствовать потребностям экономики и гарантировать трудоустройство и достойный доход? Сегодня около 20-30 процентов 14-15-летних подростков бросает учебу и выходит на рынок труда. Столько же уходит после 9-го класса в профессиональные лицеи и колледжи. Учащиеся и их родители теряют смысл в продолжении обучения, потому что качество образования низкое и никак не влияет на будущие доходы молодежи. Многим нужны реальные навыки, которые помогут им зарабатывать», - отмечал ранее экс-депутат ЖК , председатель национальной инициативы «Билимдүү Кыргызстан» Абдывахап Нурбаев.

Также по оценке экспертов, самой большой проблемой продление обучения может стать дефицит педагогов для начальной школы, а именно с этого звена предполагается начать реформу. По факту, даже ведущие школы Бишкека страдают от нехватки учителей, что говорить о массовых школах, где нет возможности доплачивать учителям. Для перехода на 12 летнее обучение потребуется перестроить всю систему переподготовки и повышения квалификации учителей.

Аида Мамбетова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320