С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.
Так, уже к концу июня на некоторых АЗС Бишкека бензин марки АИ-92 поднялся до 43,50 сомов за 1 литр, а в регионах - выше 45 сомов.
Примечательно, что рост топлива фиксируют и в Ассоциации нефтетрейдеров КР. Однако прогнозировать насколько упадут ли повысят цены к концу лета пока не торопятся.
- Это связано с повышением как розничной, так и оптовой стоимости ГСМ в России, -заявил «Регион.kg» исполнительный директор Ассоциации Улан Кулов. - Мы полностью зависим от импорта, поэтому и ценообразование у нас внешнее. Регулировать процесс мы не можем. В самом крайнем случае вмешивается агентство антимонопольного регулирования. Но пока такой необходимости нет, - пояснил он.
В целом, нефтетрейдеры считают, что данное повышение имеет и сезонный характер.
- При этом, сети АЗС КР в настоящее время закупают топливо у 20-ти разных российских заводах. Цены на них разные. Из-за этого и происходит колебание стоимости ГСМ, которое усугубляется и региональным фактором, - пояснил Улан Кулов.
Оптимизма внутреннему рынку топлива придало недавнее заявление казахстанской стороны. Так министр энергетики РК Канат Бозумбаев сообщил представителям СМИ, что Казахстан рассматривает возможность экспорта ГСМ в Центральную Азию в ближайшее время. И даже из-за сложившегося в республике профицита запасов топлива вводит временное ограничение на импорт бензина и дизтоплива из России.
"Планируем, что к концу лета должны добиться новых соглашений, какие-то ратифицировать. Если этого не сделать, к осени на наших НПЗ возникнет проблема с хранением переработанного топлива", - сказал Бозумбаев.
Это важно для Кыргызстана, который потребляет в настоящее время до 80 процентов импорта ГСМ, поставляемого с российских НПЗ, при этом оставшиеся 20 процентов производят отечественные нефтезаводы. Именно они и ослабляют возможность резких скачков стоимости топлива по стране.
Нефтетрейдер подчеркнул, что пока КР не заключило соглашение с РК, повышение цен на бензин продолжится.
- Казахстан географически ближе, а стоимость топлива для авто у его заводов ниже, чем в России. При чем объемы производства там увеличились после проведенной там модернизации нефтезаводов. Именно этот фактор определил наметившийся в РК профицит топлива. Ведь ранее 30 процентов ГСМ им также приходилось импортировать из России, - уточнил Кулов.
Напомним, эмбарго на экспорт ГСМ Казахстан ввел в августе 2015 года. Официальные власти РК объяснили это возникшим дефицитом топлива из-за модернизации НПЗ.
Однако одним контролем со стороны государства и антимонапольной службы вопрос цены на ГСМ не решить, уверен эксперт известный экономист Джумакадыр Акенеев.
- Нужно в первую очередь повышать зарплаты и пенсии для граждан. Чтобы рост цен не так сильно сказывалось на бюджете семьи. Что же касается рынка топлива, то хотим мы или нет, но пока полностью зависимы от поставок из РФ. Спасением может стать именно снятие запрета на поставки из Казахстана. Тогда у республики и нефтетрейдеров появится возможность выбора поставщика, - отметил Акенеев.
В настоящий момент, как считает эксперт, Казахстан сам делает попытки защитить свой рынок топлива от России.
Относительно прогнозов некоторых экспертов о том, что стоимость за литр топлива может подняться до 80 сомов, Джумакадыр Асанкулович ответил, что такая вероятность, к сожалению, существует.
- Но лишь при условии увеличения барреля нефти до отметки 120 долларов. Но до этого пока далеко. Сейчас она варьируется в пределах 70 долларов. И задача КР искать собственные возможности для дальнейшей стабилизации ситуации: загружать существующие НПЗ, не отдавать нефть Узбекистан и Таджикистан, а перерабатывать ее на внутренний рынок страны. Тем более, что 130 тысяч тонн в год мы добываем сами. Но действовать надо сейчас, чтобы не получилось в результате коллапса, когда крестьяне не смогут запустить свой комбайн для сбора урожая. Тогда из экономической сферы этот вопрос перейдет в социальную. А это крайне плохо отразится на государстве, - заключил Акенеев.
Ну а пока стоимость ГСМ на рынке страны складывается из нескольких факторов: 55 процентов составляют отпускные цены НПЗ РФ, 22 процента – местные налоги и сборы, 13 процентов - затраты на транспортировку, 8 процентов – маржа АЗС и 2 процента расходы за перевоз топлива по территории Кыргызстана.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320