VII Кыргызско-Российский экономический форум, прошедший на Иссык-Куле, по мнению экспертов, превратился в нечто большее, чем просто саммит двух государств. Во всяком случае, присутствие глав правительств стран Центральной Азии говорило о том, что повестка и решения выходили совершенно на другой уровень. И тут важно (и нужно!) говорить о другой объединяющей «скрепе» — ЕАЭС, которая бурно и динамично развивается, несмотря на все сложности. О прошедшем форуме и Евразийском экономическом союзе мы поговорили с директором экспертно-аналитического центра «Ой Ордо» Игорем Шестаковым.
ЕАЭС еще есть над чем работать, чтобы стать полноценным союзом
— Совершенно случайно, после форума, я услышал фразу: «Шестаков в Чолпон-Ате ни с кем не дискутировал, ничего «плохого» не говорил, стало быть, устраивают показатели достижений ЕАЭС за 10 лет». Насколько я понимаю, это значит (раз такое говорят), что ЕАЭС превратился в полноценный идеологический союз, а не просто продолжает существовать как организация, которая следит, «сколько КАМАЗов с помидорами приехало из одной страны в другую по льготным тарифам»?
— Насколько я понимаю, на Иссык-Куле собрали Евразийский форум года, хотя в 2025-м Кыргызстан и не председательствует в ЕАЭС. В рамках интеграционных дискуссий, которые подытожила встреча премьеров стран Евразийского союза, по оценкам организаторов, приняло участие примерно 1000 человек. Вполне логично, что евразийский диалог состоялся в рамках VII Кыргызско-Российского экономического форума, поскольку Москва играет роль локомотива в этой повестке. В нашу республику прибыли представители не только стран-участниц, но и государств наблюдателей, достаточно внушительная по составу была делегация из Афганистана.
Что касается цифр, отражающих экономическое сотрудничество, полагаю, что они демонстрируют далекий от реальности огромный потенциал евразийской интеграции. Так, в январе — июне 2025 года товарооборот составил всего $2 млрд 247,6 млн и по сравнению с аналогичным периодом 2024 года он сократился на 6,2%. На этот показатель обратила внимание и кыргызская сторона. Причины спада, наверное, объяснят точнее экономисты. Но глава правительства Казахстана в своем выступлении обратил внимание на проблемы с задержкой грузов на КПП стран ЕЭАС. Об этом говорил российский премьер Михаил Мишустин. Так что еще есть над чем работать и к чему стремиться.
Если говорить о Кыргызстане, который уже на протяжении 10 лет является активным участником Евразийского союза, то, как отметил первый зампред правительства КР Данияр Амангельдиев, объем иностранных инвестиций из государств ЕАЭС увеличился в 2,8 раза, а экспорт в страны объединения — в 4 раза, достигнув $1,7 млрд.
Товарооборот с партнерами по союзу превысил $5,5 млрд, а доля совместных проектов в промышленности, агросекторе и логистике заметно возросла. Одним из главных инструментов динамики роста стал Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР), который за это время профинансировал более 3,6 тысячи проектов на сумму свыше $900 млн. Эти инвестиции позволили создать более 33 тысяч рабочих мест. Причем РКФР вкладывает средства в создание экспортно ориентированных предприятий республики, и их продукция идет на рынки ЕАЭС. Понятно, что промышленная продукция стран-участниц, если не брать сырьевые ресурсы, почти не интересна рынкам ЕС и США, которые затоварены. В этом плане страны ЕАЭС реально созданы друг для друга. В плане идеологии можно отметить, что за работой форума следило большое число СМИ из стран союза. Это, конечно, пока не единое информпространство ЕАЭС, создание которого явно затянулось, но повышенное внимание к форумам союза говорит о его значимости.
— Отсутствие Армении что означает? Это смена курса, усталость Пашиняна, отпуск Пашиняна... Как трактовать такой демарш? Не потянутся ли другие страны вслед за Арменией демонстрировать бог знает что...
— Делегация из Армении была на уровне вице-премьера Мгера Григоряна, который достаточно позитивно говорил о деятельности Евразийского союза. Да, Ереван в последний год активно стучится в двери ЕС, принимая соответствующие нормативно-правовые акты. Вопрос заключается в том, откроет ли эти двери Брюссель перед Николом Пашиняном. Особого стремления распахнуть перед Ереваном европейские объятия и принять в семью ЕС пока явно не просматривается, полагаю, что роль просителя по приему в ЕС у армянского премьера будет еще долго. К тому же с 2022 года Армения нарастила поставки в страны ЕАЭС готовой продукции, особенно резко возросли объемы поставок по группе электронного оборудования и транспортных средств — показатели увеличились в 35 раз и выражаются уже в миллиардах долларов. Для ЕС эта республика интересна поставками сырьевой продукции, и то в минимальное количество стран, по экспорту других товарных позиций, как я уже отмечал выше, у европейских стран хватает собственной продукции. Опять же, согласно сухому языку цифр, продукции пищевой промышленности из Армении в ЕАЭС было экспортировано на сумму $647 млн, а в ЕС — всего на $17 млн. Поэтому Ереван так явно выражает заинтересованность участвовать в евразийских экономических процессах, таким образом опровергая конспирологические версии по возможному выходу из ЕАЭС.
Таджикистан в ЕАЭС — вопрос времени
— Мы забыли о другой стране, которая после всех событий на Кавказе решила вступить в ЕАЭС, — Таджикистане. Что по этому поводу говорили на форуме, может быть, была делегация из Таджикистана, которая как губка впитывала информацию?
— Мы как раз недавно в рамках круглого стола ЦЭИ «Ой Ордо» обсуждали вопросы сотрудничества в рамках подписанных соглашений между Кыргызстаном и Таджикистаном по урегулированию приграничных вопросов в контексте взаимодействия с ЕАЭС. Ведь, с одной стороны, договоренности по границе касаются сферы безопасности, с другой — в Ферганской долине Кыргызская Республика является границей Евразийского экономического союза.
Через нашу территорию идут поставки товаров из того же Таджикистана в страны ЕАЭС. Поэтому подписание соглашения выводит на новый уровень не только кыргызско-таджикские торгово-экономические отношения, но и торговлю в рамках всего союза. Перспективы в плане транзита грузов открывает и строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, которая может отвечать и интересам евразийской интеграции в том числе, учитывая соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. На этом фоне власти Таджикистана проявляют явную заинтересованность в присоединении и к проекту железной дороги, и к транспортно-логистическим цепочкам ЕАЭС. Альтернатив у ЕАЭС для Таджикистана явно не много, также в турецкую модель Организации тюркских государств для Центральной Азии Таджикистан пока явно не попадает. А в странах Евразийского союза, прежде всего в России, работает более миллиона граждан этой республики, чьи денежные переводы играют стратегическую роль для социально-экономического сектора страны. В кулуарах форума можно было услышать прогнозы, что, скорее всего, Душанбе примет решение о присоединении к евразийской интеграции.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320