В последние годы столица Кыргызстана ежегодно во время отопительного сезона возглавляет мировые рейтинги по уровню загрязнения воздуха. Так, с декабря 2022 по март 2023 года уровень загрязнения превышал допустимую норму в 2-5 раз.
Текущую экологическую ситуацию в Кыргызстане, проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения обсудили участники круглого стола: «Смог в Бишкеке: будет ли город готов к зиме?». Мероприятие было организовано информационно-аналитическим центром по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (ИАЦ МГУ).
Акцент в дискуссии был поставлен на возможности применения российского опыта для решения экологических проблем в КР.
«Мероприятие придаст импульс дальнейшему развитию сотрудничества между Россией и Кыргызстаном в сфере борьбы с последствиями изменения климата и загрязнения окружающей среды на межгосударственном и экспертном уровнях. Такое взаимодействие позволит уже сейчас совместными усилиями проработать необходимые меры для подготовки города к зимнему периоду 2023/2024 гг. и повышения качества жизни жителей столицы и других городов Кыргызстана», - было отмечено организаторами встречи.
Как рассказал заведующий отделом управления качества воздуха Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Медетбек Анарбек уулу, наиболее опасное загрязнение воздуха происходит в зимнее время, что вызвано в основном сжиганием угля для отопления в частном секторе. Усугубляет ситуацию столичная ТЭЦ, где вместо природного газа также используется уголь. Вредит состоянию воздуха и сжигание мусора, в том числе на полигоне, а также увеличение в столице количества автотранспортных средств, 85% из которых – это автомобили старше 15 лет.
- Со стороны региональных управлений проводятся мероприятия по выявлению автотранспортных средств с повышенным выбросом вредных веществ в составе выхлопных газов, также на постоянной основе проводятся разъяснительные работы с хозяйствующими субъектами и населением о недопустимости сжигания пластиковых и других синтетических отходов. На наш взгляд, первоочередные меры должны быть направлены на снижение выбросов частными домами, для чего необходимо повышать энергоэффективность зданий и внедрять альтернативные экологически чистые методы отопления, например, природный газ, - отметил спикер.
Негативно на качество воздуха, по его словам, влияет и строительный сектор.
- Хаотичное строительство в Бишкеке влечет нарушения норм озеленения, норм плотности застройки, что становится причиной нарушения розы ветров, т.е. низкая высота слоя перемешивания приводит к слабому перемешиванию воздушных масс, что и обуславливает повышение уровня загрязнения воздуха особенно в зимнее время, - пояснил чиновник.
Как отметил в своем выступлении председатель комитета по экологии и природопользованию Законодательного собрания Челябинской области Михаил Махов, состав экологических проблем Урала отчасти совпадает с проблематикой столицы Кыргызстана. В этой связи депутат предположил, что опыт решения экологических проблем в регионе может оказаться полезным и для Бишкека.
- Челябинская область – это промышленный регион с большим производственным потенциалом добывающих и перерабатывающих предприятий. Промышленные зоны рассредоточены практически по всему городу. При этом за последние годы произошли достаточно серьезные изменения метеорологических условий, влияющие на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на территории Челябинска и области. Мы понимаем, насколько важны меры по решению вопросов загрязнения окружающей среды, которые уже невозможно откладывать, - отметил спикер.
По его словам, за последние годы в части снижения выбросов в атмосферу в регионе сделано достаточно многое.
- Во-первых, рекультивирована челябинская городская свалка. Это некогда была самая большая в Европе свалка, находящаяся в черте города, которая еще и горела. Свалка давала в совокупности 15-17% от общих выбросов вредных веществ. Также ликвидированы эндогенные пожары на Коркинском угольном разрезе, находящемся в непосредственной близости от Челябинска, - рассказал М. Махов.
Кроме того, реализация в 2021 году мероприятий, предусмотренных федеральным проектом «Чистый воздух», по приобретению экологического подвижного состава позволила челябинцам достичь высокого уровня (90%) использования газомоторного топлива в автомобильном общественном транспорте.
- В целях реализации дополнительных мер по стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива в регионе продолжается реализация программы Министерства энергетики по субсидированию строительства объектов для заправки транспортных средств природным газом. Кроме того, реализуется программа переоборудования существующей автомобильной и спецтехники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, на использование природного газа в качестве топлива, - проинформировал спикер.
Он также обратил внимание на приоритетность использования природного газа для отопления. На сегодня Челябинская область обеспечена в этом плане на 75-77%, а к 2036 году планируется газифицировать 90% области.
- Одним из способов улучшения качества воздуха в Бишкеке также может стать постепенная газификация жилых кварталов, - поделился мнением М. Махов.
В свою очередь, декан естественно-технического факультета КРСУ Герман Лоцев отметил, что Кыргызско-Российский Славянский Университет проводит мониторит состояние воздуха уже 5 лет.
- При поддержке России мы создали две лаборатории по мониторингу окружающей среды. Одна лаборатория стационарная, вторая передвижная. Надеюсь, данные, которые мы получаем в этих лабораториях, поспособствуют решению экологических вопросов, - сказал он.
Подробнее о лабораториях КРСУ рассказал замдекана естественно-технического факультета и завкафедрой автомобильного транспорта Славянского университета Дмитрий Глазунов.
- Кто-то говорит, что автомобили сильно загрязняют воздух, кто-то говорит про ТЭЦ и частный сектор. Для того чтобы выяснить, какие источники наносят больший ущерб состоянию воздуха, необходимо проводить исследования, чем и занимается КРСУ. Могу сказать, что разные точки города загрязняют разные источники, поэтому рассматривать ситуацию нужно в комплексе, - пояснил спикер.
Он подчеркнул, что университет также располагает диагностическим оборудованием, позволяющим осуществлять контроль каждого индивидуально автомобиля. В течение последних двух недель ведутся замеры различных автотранспортных средств, на основании которых создаётся база данных с учетом года выпуска, страны производителя, используемого топлива.
- Кроме того у нас есть оборудование, которое может контролировать загрязнение окружающего воздуха полностью. Все эти данные собираются, и при помощи российской компьютерной программы «Эколог» анализируются, т.е. выявляются факторы и источники загрязнения воздуха. Сейчас решение экологических проблем выносится на законодательный уровень. Министерством природы и экологии проводятся рейды. Мэрия Бишкека проводит закупку автобусов, и тоже осуществляет контроль. Это все дает положительный результат, но ко всем этим мерам необходим научный подход, в противном случае они будут бесполезными, - добавил Д. Глазунов.
Депутат Жогорку Кенеша КР Марлен Маматалиев, выразил надежду, что к 2025 году состояние воздуха в Бишкеке будет приведено в норму.
- Когда в 2019 году я поднимал данный вопрос, это привело к конфликту между депутатами, поскольку слова о том, что смог убивает наше население, вызвали непонимание со стороны моих коллег. Но уже в прошлом году были проведены научные испытания и исследования, которые подтвердили, насколько смог вреден для людей. И сейчас данная тема стала очень актуальной, мы намерены добиться полного решения данной проблемы. Сейчас разрабатывается закон для борьбы со смогом. Кроме того, было принято постановление Жогорку Кенеша с указанием ряда мероприятий, сроков их исполнения и ответственных лиц. Мы будем изыскивать финансовые и другие средства, необходимые для решения проблем, связанных с загрязнением воздуха. В бюджет 2024 года эта статья уже заложена, - сообщил парламентарий.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320