Политика
29.04.2020

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

По мнению экспертов и аналитиков, глобальное распространение коронавирусной инфекции и принятие в связи с ним чрезвычайных карантинных мер нанесло серьезный удар по экономикам большинства государств, в значительной мере повлияло на политэкономическую ситуацию в мире, но главное обнажило ряд социальных проблем, которые, актуальны, как для развивающихся, так и для развитых стран.

Влияние пандемии коронавируса на экономики Кыргызстана и других стран ЕАЭС, а также на межгосударственные отношения и реализацию совместных экономических и социально-гуманитарных проектов стало ключевой темой международной онлайн конференции, организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир» и проектом «СОНАР 2050» (Россия).

По мнению сопредседателя Клуба региональных экспертов КР «Пикир» политолога Игоря Шестакова, евразийской экономике придется искать новые пути развития и интеграционные модели, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

- Первые месяцы пандемии показали, что несмотря на закрытие границ Кыргызстан продолжает получать товары первой необходимости, прежде всего, из стран ЕАЭС. Евразийская логистика продолжает работать пусть и в сокрушённом режиме. Сложные времена ждут трудовую миграцию, но в тоже время нынешний кризис повлияет на сокращение нелегальных потоков миграции в странах ЕАЭС, а легальная повлияет на более качественную подготовку специалистов, - задал тон дискуссии эксперт.

Тему миграции продолжил президент Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» (г. Екатеринбург) Сергей Павленко.

- Мне кажется сейчас как никогда нужно подумать о тех, кто оказался вдали от родины, без средств к существованию. Например, в Свердловской области таких людей, в основном это выходцы из стран ЦА, которые приехали на работу в Россию, очень много. И сейчас им особенно нужна поддержка, потому что они не являются российскими гражданами и не могут рассчитывать на материальную помощь,- подчеркнул Павленко.

Его коллега к.и.н., доцент Уральского государственного горного университета (г. Екатеринбург), член общественной палаты Свердловской области Алексей Старостин сообщил, что сейчас в России рассматривается вопрос о том, чтобы приравнять официально работающих мигрантов к малоимущим гражданам для выплаты им пособий со стороны государства.

- Данное предложение было направлено премьер-министру России. Но, к сожалению, мигрантов, которые работают официально и за которых работодатели выплачивают налоги, очень мало. Но тем не менее, решение этого вопроса окажет существенную помощь определенной части трудящихся из стран ЕАЭС, - подчеркнул общественный активист.

В свою очередь шеф-редактор проекта «СОНАР 2050» Семен Уралов обратил внимание на проблему отсутствия договоренностей по ключевому вопросу – движение рабочей силы в условиях пандемии между участниками союза, где одни страны являются импортерами рабочей силы, другие – ее экспортерами.

- В связи с тем, что в ЕАЭС не получилось общей союзной программы по борьбе с эпидемией, можно предположить, что и согласованности по вопросам открытия границ для передвижения рабочей силы ожидать не приходится. Кыргызстан, Армения и в меньшей степени Беларусь, более заинтересованы в скором открытии границ, потому что им необходимо «сбрасывать» излишки трудовой силы. Поэтому вопрос синхронизации открытия границ очень актуальный и требует объективного обсуждения, - подчеркнул Семен Уралов.

При этом, он отметил, что пандемия и борьба с распространением коронавируса – это вопрос медицинский, который выходит за плоскость экономических отношений, связывающих участников союза, а значит, каждая из стран обладает правом принимать решения по закрытию границ вне зависимости от интересов остальных участников объединения.

Одной из самых проблемных зон на сегодня назвал трудовую миграцию и посол Кыргызстана в России Аликбек Джекшенкулов.

- В России находятся по разным данным около миллиона кыргызстанцев, большая часть из них – в Москве и Московской области. Многие из них в связи с пандемией оказались в трудной жизненной ситуации. Мы организовали штаб для поддержки соотечественников, в чем нам очень помогают диаспоры и частные благотворительные структуры. Я благодарен за содействие в решении проблем наших мигрантов российским властям, которые пошли на встречу в плане послаблений по просроченным визам и срокам регистрации. Но ситуация по-прежнему остается критичной, - сообщил дипломат.

По его словам, остро стоит вопрос с вывозом граждан на родину, с их питанием и проживанием на территории России, а также с доступом к медицинским услугам – многие из трудовых мигрантов заражены коронавирусом, но не имеют возможности получить необходимую медицинскую помощь.

В этой связи, он назвал лицемерными действия отдельных политиков, которые пытаются «выловить рыбу в мутной воде и заработать себе политический капитал на проблемах мигрантов».

В контексте экономической ситуации в Кыргызстане, посол отметил, что сейчас необходимо помочь среднему и малому бизнесу, от состояния которого зависит не только экономика, но и социальная стабильность в республике.

- К сожалению, Кыргызстан не в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно, поэтому мы очень надеемся на поддержку союзников по ЕАЭС. Пандемия проверяет Евразийский экономический союз на прочность, и я надеюсь, что союз покажет свою устойчивость и объединяющую силу. Перспективы развития евразийского объединения во многом зависят от того, как оно справится с кризисом. У нас в стране появились некие силы, которые пытаются разбалансировать и дестабилизировать ситуацию. Но мы не должны допустить расшатывания союза, - подчеркнул Аликбек Джекшенкулов.

Его российский коллега, ЧПП РФ в КР Николай Удовиченко также подчеркнул, что пандемия – это не повод расходиться по национальным квартирам, а скорее возможность закалить интеграционное объединение.

- К сожалению, с начала мы не смогли увидеть, что союз может влиять на ситуацию, потребовалось время, чтобы механизмы интеграции стали работать. Поэтому в рамках ЕАЭС необходимо ускорить реализацию проектов, которые были запланированы на 5-7 лет. Кроме того, надо более активно и последовательно договариваться о расширении интеграции, чтобы в случае возникновения стрессовых ситуаций она могла вырабатывать коллективные ответы. Надо усилить работу по развитию новых технологий, чтобы давать отпор будущим вызовам, - поделился своим мнением российский дипломат.

Эксперт Центра геополитических исследований «Берлек – Единство» (г.Уфа) Артур Сулейманов и вовсе считает, что создание Евразийского экономического союза является одним из важнейших достижений его участников.

- Создание союза изначально позволило минимизировать экономические потери после распада СССР, не допустить разрушения производственно-технологических цепочек, а теперь эффективно реагировать на современные риски и вызовы. Речь идёт о глобальных финансово-экономических кризисах 2007-2009, экономических санкциях стран Запада в отношении государств и производителей стран ЕАЭС, и, наконец, пандемия коронавируса. Совестными усилиями получается решить множество проблем, - подчеркнул эксперт.

А вот президент Центра изучения перспектив интеграции стран-участниц ЕАЭС (г. Минск) Дмитрий Беляков подчеркнул, что у стран-участниц союза разные, как понимание ситуации с COVID-19, так и оценка мировой политико-экономической обстановки что, по его мнению, связано с тем, что в союзе один глобальный игрок – Россия, а все остальные – Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан являются региональными игроками.

- Экстремальная ситуация должна нам показать, насколько отлажена система функционирования органов управления ЕАЭС, насколько она эффективна, какие требуются доработки. Исходя из вызова нового коронавируса в союзе важно сосредоточиться на поднятии уровня науки, медицины и экономики, и главное всеобщего образования, чтобы наше общество стало стрессоустойчивым к различного рода испытаниям и к такому роду вызовов, в частности. К инфекции надо относиться как к техногенным катастрофам, заранее продумывая меры профилактики и спасения, - подчеркнул Дмитрий Беляков.

По его словам, коронавирусная пандемия – это не столько вирусный кризис, сколько психическая эпидемия, которая запущена на основе этого кризиса, учитывая, что смертность от COVID-19 составляет лишь два процента от общей смертности от пневмоний. При этом эксперт обратил внимание на то, что положение дел в мире в начале 2020 года, еще до пандемии, представляло собой тревожную картину.

- Началось замедление темпов роста глобальной экономики и всех ее основных «двигателей», нефте-проблемы «ОПЕК+», выход Великобритании из Евросоюза, импичмент Дональда Трампа, кризис на ближнем Востоке – убийство Сулеймани, протесты в Гонконге. Перечисленные факты – это звенья одной цепи. И это нужно понимать, потому что без адекватной оценки окружающей обстановки качественное прогнозирование и выработка адекватных мер невозможны, - уверен эксперт.

Завсектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова (г. Москва), экономист Елена Кузьминарассказала, что пандемию и мировой экономический кризис экономисты предсказывали еще с начала 2000-х годов.

- Западные эксперты прогнозировали, что получателями выгод этого кризиса станут первые экономики мира, в силу своей стабильности и наличия средств для поддержания системы, в то время как пострадавшими окажутся страны со средними и добывающими экономиками, и что придется помогать малым экономикам, - рассказала Елена Кузьмина.

Однако по большей части эти прогнозы не сбылись. Так, предполагалось, что в числе пострадавших от пандемии окажутся 200 миллионов человек, по факту же сейчас ситуация в мире намного позитивнее – на сегодняшний день насчитывается чуть больше трех миллионов заболевших. Не совпали прогнозы и в плане бенефициаров и пострадавших, т.к. в числе последних оказались первая и вторая экономики мира.

- Эксперты не прогнозировали, что самый высокий рост уровня безработицы будет наблюдаться в США – стране, которая является мировым экономическим лидером. Внушительный удар был нанесен и по Китаю, чья экономика является второй в мире. Несмотря на то, что КНР первой справилась с эпидемией, сохраняется угроза ее повторения в будущем. При этом, страны ЕАЭС также ощутят на себе последствия кризиса в Китае, с которым они тесно связаны, - подчеркнула экономист.

По ее прогнозам, в России просядут многие отрасли – сфера услуг, ресторанный и гостиничный сектор, туризм, авиасообщение, а также строительная и производственная отрасли. Все это скажется на росте уровня безработицы до 7-8 процентов, а соответственно и на снижении доходов населения примерно на 16 процентов.

- Это очень серьезные цифры, учитывая необходимость решать такие задачи, как усиленная поддержка медицины и борьба с коронавирусом, необходимость поддержать малый и средний бизнес, а также справляться с дополнительной нагрузкой на социальную сферу, - подчеркнула экономист.

Реальные масштабы кризиса, по словам эксперта по вопросам госуправления Шерадила Бактыгулова, иллюстрирует тот факт, что более 80 развивающихся стран запросили у МВФ финансовую помощь на общую сумму более 2,5 триллионов долларов.

- На пост-пандемическую ситуацию влияет совпавшее с эпидемией падение более, чем на 30 процентов, цен на большинство сырьевых товаров, что вернуло рынки на уровни цен 20-летней давности. При этом следует отметить, что мировые цены на некоторые сырьевые товары – в частности на продукты и зерно – с начала кризиса выросли на 10–15 процентов, но позже вернулись к прежним уровням. Вернулся ко дну 2008-2009 годов и мировой уровень процентных ставок, после того как все крупнейшие Центробанки привели свои ставки к минимальным значениям, - подчеркнул докладчик.

Он отметил, экономики стран центрально-азиатского региона и ЕАЭС могут пострадать сильнее, т.к. они больше связаны с Китаем и зависимы от финансово-кредитной политики США, в частности от ставок их федеральной резервной системы.

- Такой дисбаланс не позволяет странам региона и евразийского пространства вырабатывать самостоятельные сценарии противодействия сложившимся трудностям, - уверен эксперт.

В целом, по словам Шерадила Бактыгулова, страны Центральной Азии ожидает рост инфляции, появление большего количества бедных и крайне бедных, снижение доходов среднего класса, снижение покупательной способности национальных валют на фоне роста безработицы, а также запрос на социальное обеспечение. В экономической повестке на первое место выйдет вопрос обеспечения стабильности, прежде всего в удовлетворении основных потребностей населения.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320