Если будет найден консенсус между инвесторами, МСУ и местными сообществами, то появится возможность улучшить социально-экономическую ситуацию в регионах.
Согласно статистике из работающих сегодня в республике около 600 ведущих компаний в различных отраслях экономики лишь небольшое количество сегодня уделяют серьезное внимание проектам социально-экономической поддержки регионов. Но есть серьезные проблемы с неэффективным использованием местными органами самоуправления выделяемых компаниями средств.
За комментариями по ситуации в данной сфере «Регион.kg» обратился к управляющему директору Агентства корпоративного развития «КСО Центральная Азия» Асели Арастнбековой.
– Ситуация в сфере горнодобывающей отрасли между местными сообществами и бизнес структурами по-прежнему остается очень непростой. Есть регионы, где ее можно назвать просто катастрофической, настолько там высок уровень этой напряженности. Такое положение дел слишком долго обсуждается на разных уровнях, но какого-либо консенсуса по ключевым вопросам пока не видно. К примеру, в Казахстане на государственном уровне есть регулирующие документы по взаимодействию между МСУ, инвесторами и госструктурами по эффективному взаимодействию в реализации необходимых для регионов проектов. В Кыргызстане такого, к сожалению, как не было раньше, так нет и сейчас, – отметила Асель Арастанбекова.
«Регион.kg»: Флагман национальной экономики – компания «Кумтор» – ежегодно финансирует Фонд развития Иссык-Кульской области, который призван заниматься решением различных социальных и экономических проблем. Но между тем, и в этой компании периодически возникают проблемы, то с отдельными группами активистов, то в парламенте, где бесконечно создавались комиссии по разработке рудника.
– Деятельность компании «Кумтор» в выполнении своих социально-экономических обязательств является действительно ведущей, в плане того, как нужно работать в направлении КСО в нашей республики. По ряду компонентов ее можно назвать даже уникальной. Эта компания работает достаточно прозрачно для общественности, публикуя в открытых источниках подробные отчеты о своей деятельности, включающие и финансовые вопросы. Компания регулярно выделяет достаточно большие средства на реализацию проектов в Иссык-Кульской области по поддержке социально-экономических сектороврегиона. Однако нецелевое использование данных средств на местах, безусловно, негативно влияет и на имидж самого «Кумтора» как на региональном, так и на республиканском уровнях. Поэтому представители компании тоже должны проводить мониторинг реализации этих проектов и проверять, как были потрачены их средства на уровне госадминистраций и МСУ. Хотя бы требуя отчеты по данным вопросам.
«Регион.kg»: Как отмечают эксперты по КСО, часть проблем находится в сфере МСУ, которые либо не имеют четких программ по рациональному использованию средств инвесторов, либо просто расходуют эти деньги, исходя просто из собственных интересов.
– Действительно, вопрос, должны ли инвесторы вмешиваться в процессы распределения выделяемых средств МСУ, активно обсуждается на различных конференциях. На мой взгляд, если бы у МСУ был достаточный потенциал по рациональному вложению средств инвесторов, то компании бы не переживали за предоставляемую финансовую поддержку. Но поскольку на местном уровне есть и случаи коррупции, и слабого менеджмента, и другие недостатки, то компании обязаны вести если не сами, то через соответствующие гоструктуры учет использования средств. Ведь в результате мы видим возникновение по отношению к инвесторам чисто иждивенческого подхода и настроения на местах, которые за последние годы негативно влияют не только на «Кумтор», но и на всю горнодобывающую отрасль. Поверьте, что компаниям ведь тоже выгодно быть социально-ответственными перед местными сообществами, но на вопрос, как это делать в рамках государственного подхода, пока на программном уровне ответа нет. Поэтому и «дорожной карты» в данном направлении нет ни для компаний, ни для МСУ, ни для неправительственного сектора. Отсюда и существование высокого уровня риска для разработчиков месторождений в Кыргызстане.
P.S. По информации пресс-службы МВД КР, оперативными работниками 5 Главного управления МВД выявлены факты преступлений коррупционного характера со стороны должностных лиц дирекции по управлению Иссык-Кульским Фондом развития.
В ходе проверки установлены следующие факты: в августе 2013 года приказом и.о. директора Дирекции Б.А. была создана тендерная комиссия, по приобретению мельничного оборудования для муниципальной мельницы в селе Кара-Ой Иссык-Кульского района. Тендер по приобретению мельничного оборудования для муниципальной мельницы проводился по методу «торгов с неограниченным участием». По результатам процедур закупок тендерной комиссией было принято решение о заключении договора с ОсОО «Жоомарт Элес».
Однако, в ходе проверки и изучения тендерной документации сотрудники 5 ГУ МВД выявили грубые факты злоупотреблений и халатности. Установлено, что тендерной комиссией допущены грубые нарушения норм закона «О государственных закупках» при проведении процедур закупок.
Тендер из двух претендентов выигрывает ОсОО «Жоомарт Элес», а в декабре месяце 2013 года указанная фирма получив полную сумму денежных средств не поставляет оборудование под различными предлогами, и только в августе месяце 2013 года, спустя восемь месяцев, привозит в село Кара Ой две большие коробки оборудования. Однако, оборудование они не устанавливают и опять же скрываются под различными предлогами. Тогда же айыл окмоту Кара-Ой дополнительно из своего бюджета выделяют на установку и приобретение комплектующих деталей 127 тысячу сомов, тем самым увеличивая стоимость оборудования до более чем 1 млн 800 тысяч сомов. Директор ОсОО «Жоомарт Элес» А.К. по сегодняшний день не может предоставить на привезенное оборудование технические документы, договора приобретения, счет фактуру и другие сопутствующие документы.
Необходимо отметить, что до настоящего времени поставленное мельничное оборудование не принято в эксплуатацию, в силу не исполнения отдельных условий договора со стороны частной фирмы, а также отсутствия должного контроля со стороны закупающей организации, что свидетельствует о мошеннических деяниях поставщика и халатности должностных лиц закупающей организации.
В мае 2015 года была назначена оценка поставленного данным ОсОО оборудования, и по его результатам рыночная его стоимость с учетом транспортных и накладных расходов сумма составила всего 653 тысяча сомов. Таким образом причиненный ущерб составляет почти 1 млн 47 тысяча сомов.
Установлено, что тендерной комиссией Иссык-Кульского Фонда развития и его руководством в ходе проведения тендера умышленно не были учтены квалификационные требования претендентов, кроме того была завышена цена на оборудование, не были определены конкретные технические требования, перевод денежных средств производился без предоплаты в полном объеме, что является грубым нарушением. Все тендерные документы были составлены шаблонно по ранее проведенным тендерам.
По данному факту возбуждено уголовное дело, по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 304 ч.2 (Злоупотребление должностным положением) 316 (Халатность) и 166 (Мошенничество) УК Кыргызской Республики.
Андрей Барышев
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320