«Узбекистан отказался от идеи России по тройственному газовому союз». Так агентство Reuters интерпретировало цитаты вице-премьера и министра энергетики Узбекистана Журабека Мирзамахмудова, который сказал, что для решения газовой проблемы Ташкент ведёт переговоры, «исходя из национальных интересов, чтобы сотрудничать на основе коммерческого контракта, купли-продажи, а не через передачу своих энергосетей». И «даже если будет заключено газовое соглашение с Россией, это не означает союз». Собственно, об отказе от участия в проекте не было сказано ни слова.
Слова Мирзамахмудова тут же привязали к заявлению замминистра иностранных дел Казахстана Романа Василенко о том, что еще рано говорить о газовом союзе и Казахстан не позволит использовать свою территорию для обхода санкций.
Москва отреагировала сдержанно. «Никто не говорит о газе в обмен на политические требования. Об этом вообще речи не идёт», – сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Однако эксперты сразу стали делать выводы, что Ташкент и Астана начали вилять хвостом многовекторности, выполняя указания Запада. Оснований для таких выводов хватает.
Никто не забыл осенние визиты в центральноазитские республики Жозепа Борреля, помощников госсекретаря США Элизабет Трюдо и Дональда Лу или о деятельности запрещённого в России Агентства по международному развитию США (USAID)*, направленной на «снижение зависимости государств Центральной Азии от российских рынков и экспортных маршрутов за счёт предоставления альтернатив».
Так вышло, что за день до высказываний узбекского министра президент Узбекистана подписал закон о ратификации военного соглашения с Турцией, которое предусматривает развитие сотрудничества в сфере военной подготовки и образования, кооперации оборонной промышленности, логистики, картографии и гидрографии, обмена опытом борьбы с минами и самодельными взрывными устройствами.
Очередным поводом для упрёков в адрес Ташкента стала информация о том, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев не приедет на саммит глав государства ЕАЭС в Бишкеке. Информацию распространили киргизские СМИ, а потом подтвердили в Министерстве иностранных дел КР. Как пояснили в ведомстве, визит главы Узбекистана состоится отдельно.
Причинами отказа стали называть внезапные политические охлаждения из-за заявлений Мирзамахмудова по газу и решение Мирзиёева следовать указаниям Вашингтона. Мол, таким образом Ташкент отреагировал на лишение его права управления железнодорожной линией «Хайратон – Мазари-Шариф» в Афганистане, которую построил Узбекистан и с 2011 года обслуживала компания «Узбекистон темир йуллари».
7 декабря 2022 года контракт на управление дорогой получила казахстанская компания Mansour Fatih: Управление железных дорог Афганистана (ARA) заявило, что контракты на эксплуатацию железнодорожных станций страны с соседними государствами были оформлены без учёта интересов Афганистана и сменило управленца. Хотя в Ташкенте уже заявляли о нормальных правилах конкуренции и не высказывали обид.
При этом Узбекистан не является членом ЕЭАС, лишь наблюдателем. И непонятно, откуда взялись предположения, что Мирзиёев вообще должен был принимать участие в заседании Высшего совета ЕАЭС. При этом Узбекистан на саммите был представлен премьер-министром РУ Абдуллой Ариповым, а президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, как сообщалось ранее, приезжает с государственным визитом в Кыргызстан 10 декабря.
https://www.fondsk.ru/news/2022/12/10/otkuda-proishodjat-shumy-vokrug-uzbekistana-57910.html
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320