Как казахстанцы становятся рабами в бизнесе по незаконной продаже органов
Когда у тебя больше нет ни сил, ни надежды, остаётся только одно — кричать о спасении. 26-летний житель Туркестанской области Нурбол написал письмо президенту с просьбой о помощи. Вместо обещанных денег за незаконно проданную почку он получил страх за свою жизнь, запугивания и уголовное дело. Orda.kz поговорила с мужчиной и узнала все подробности ужасающей истории по продаже почки и связи с организованной преступной группировкой.
2024 год. Нурбол, молодой отец и бывший строитель, написал открытое письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву с призывом помочь. Ему нечего терять: за спиной — годы унижений, побоев, угроз, потеря почки и репутации. А на руках — уголовное дело, где он подозреваемый.
Три года назад он продал свою почку, чтобы расплатиться с долгами. С этого момента его жизнь превратилась в кошмар: организаторы схемы выжали из него всё, что могли, превратили в пособника, а потом бросили. Жена Нурбола, сдавшись, тоже пошла на отчаянный шаг — стала донором, но обещанных денег семья так и не увидела.
Сегодня Нурбол остаётся подозреваемым, его жена получает угрозы, а организаторы схемы, похоже, снова на свободе.
«По закону продажа органов запрещена. Но по приказу Министерства здравоохранения РК можно стать донором, если есть тканевая совместимость. Главное, чтобы не было продажи. Доказать момент продажи очень трудно. Если человек говорит, что он добровольно и безвозмездно отдаёт свой орган, то уголовного дела не будет, потому что это разрешено. Приказ министерства — это форточка для обхода закона», разъясняет юрист Олжас Абылкаир.
Тяжесть кирпичей
С первыми серьёзными проблемами Нурбол столкнулся ещё в юности: его отец покончил с собой, когда парню было 16 лет. Учёбу пришлось бросить ради работы, потому что семья осталась без средств к существованию.
Однако настоящие испытания начались в 2020 году, когда Нурбол устроился работать на кирпичный завод в Сауранском районе Туркестанской области. Арендатор предприятия Абылай (имя изменено) предложил молодому человеку привести на работу знакомых, пообещав хорошую зарплату.
«Абылай назначил меня бригадиром, но это было только номинально. Я работал с ними наравне и жил вместе с ними»,
вспоминает Нурбол. Мужчина собрал 40 человек, включая родственников и друзей, но, когда работа была выполнена, Абылай исчез, оставив всех без зарплаты. Общий долг в 7 800 000 тенге рабочие стали требовать с бригадира.
«Ребята начали приходить к моему дому за деньгами. Меня стали преследовать: братья, родители рабочих — все требовали. Когда я встречал их на улице, они давили на меня. Моя жена была беременна, и я не мог позволить себе быть избитым на улице», - объясняет мужчина.
В отчаянии молодой человек искал способы решить проблему. В социальной сети он наткнулся на группу доноров в Казахстане и принял роковое решение: продать свою почку.
Журналисты Orda.kz решили проверить, есть ли такие группы в открытом доступе в социальных сетях. Сообщества оказалось легко найти. И всё это несмотря на законодательство, которое запрещает торговлю органам.
«В соответствии с п. 1, 2, 3 ч. 4 ст. 209 Кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения" запрещается принудительное изъятие органов (части органа) и (или) тканей (части ткани) у человека; принуждение человека к предоставлению своего органа (части органа) и (или) тканей (части ткани); купля-продажа органов (части органа) и (или) тканей (части ткани) человека», — цитирует статью УК РК независимый адвокат Толенди Смагулов.
В этих сообществах пользователи открыто размещают объявления с предложениями о продаже или покупке органов, чаще всего почек, и подробно обсуждают сделки. Есть немало групп, в которых казахстанцы продают свои органы россиянам, или наоборот. Причём в РФ действует аналогичный закон, и об этом открыто пишут в информации сообщества.
«Продаю почку, группа крови такая-то. Срочно нужны деньги, звоните по номеру...» — такие сообщения можно встретить в сообществах, созданных в мессенджерах или в соцсетях. Авторы объявлений часто указывают свои имена, номера телефонов и другие контактные данные, несмотря на риск уголовного преследования. Это говорит о том, что люди находятся в настолько отчаянном положении, что готовы нарушить закон.
Максимальное наказание по УК РК — 10 лет лишения свободы.
Подобные группы существуют под разными названиями, такими как «Донорство Казахстан» или «Доноры и реципиенты». Они активно модерируются, комментарии чистят, а организаторы всячески стремятся оставаться анонимными и избегать внимания правоохранительных органов.
Мы позвонили по одному из указанных номеров, нам ответил мужчина. На вопрос, продаёт ли он свою почку, ответил уверенно, совсем не скрываясь. Правда, про стоимость органа «на рынке» он не в курсе, поэтому назвал сумму, за которую он был бы готов на это пойти.
«Не знаю точно. Вообще-то я хотел 30 млн. 25–30 млн тенге»,отрезал продавец.
Так и Нурбол нашёл группу и оставил там свой номер телефона. Позже ему написали, чтобы уточнить группу крови. Через несколько часов ему позвонили. Это был Сералы Бижанов и его друг Абай. Они сказали: «Приезжай в Алматы».
Полгода в ловушке
В августе 2021 года Нурбол приехал в Алматы — его встретили двое мужчин. В машине ему объяснили условия, а чтобы он не смог записать разговор, включили громкую музыку. Они приехали в клинику, и Нурбола представили врачам как донора.
«Проверяли меня. Они сказали: "Мы заплатим тебе шесть миллионов тенге за почку. Но когда мы приведём тебя к человеку, которому нужна почка, не говори ни о цене, ни о других деталях. Мы сами решим все вопросы с деньгами. Ты ничего не обсуждаешь с покупателем". Реципиент (человек, которому нужен орган) представил меня как донора. Хирург Ислам М. спросил: "У него всё в порядке со здоровьем? У предыдущего донора были проблемы"», рассказывает мужчина.
Редакция Orda.kz обратилась за комментарием к тому самому реципиенту, но он отказался разговаривать. Мы звонили хирургу, который, по словам Нурбола, проводил нелегальную операцию по пересадке, однако с журналистами говорить никто не захотел.
Мы поговорили с другим трансплантологом, Ермеком (имя изменено), который рассказал нам, как должна проходить операция по пересадке почки. Он пояснил, что риски есть всегда, и об этом постоянно предупреждают пациентов. Но, как правило, на третий-четвёртый день оперированных отправляют домой.
«Обычно операция начинается: мы подаём донора в первую очередь. После этого подаём реципиента — самого больного человека. И параллельно работаем: в одном зале у нас берётся орган, напротив зал — реципиента мы открываем, готовим, сразу пересаживаем после обработки. Полностью перевязываем сосуды, которые нам не нужны, чтобы они не закровили. Потом уже подсаживаем почку»,объясняет детали хирург.
Перед операцией донора и реципиента проверяют на тканевую совместимость: группа крови должна совпадать. Помимо этого, они проходят полное медицинское обследование организма.
«Никаких нареканий со стороны здоровья не должно быть, потому что после пересадки донор тоже может стать реципиентом, если попадёт в ту же ситуацию. Поэтому нельзя рисковать донором»,комментирует трансплантолог.
Так и Нурболу выдали направление на анализы, чтобы проверить совместимость. Когда анализы показали совпадение, его поселили в хостеле на пересечении улиц Толе Би и Назарбаева, где он жил за счёт организаторов схемы — ему оплачивали жильё и питание. Каждая ночь в хостеле обходилась в пять-шесть тысяч тенге. Однако процесс пересадки органа затянулся.
«Сначала он (Сералы Бижанов) говорил, что через два месяца я получу свои шесть миллионов тенге и смогу вернуться домой. Но анализы, документы и обследования заняли не два месяца, а полгода», рассказывает Нурбол.
Из-за увеличения сроков он хотел отказаться от сделки. К тому же дома его ждала жена, которая должна была вот-вот родить. Но после просьб в адрес Нурбола посыпались угрозы.
«Зимой мои "работодатели" сократили деньги, которые выделялись на еду и одежду. Я начал сам обеспечивать себя. По ночам я работал "трезвым водителем". Это когда ты везёшь на машине людей, которые выпили. Сералы сказал, что мои расходы уже составили 11 млн 500 тысяч тенге: "Мы потратили их на анализы, проживание, еду и транспорт. Если ты хочешь уйти, то должен вернуть эту сумму". Он добавил: "Не думай, что сможешь убежать. Мы найдём тебя, куда бы ты ни поехал". Я был вынужден остаться», вспоминает мужчина.
В тот же момент подошли сроки выплат по его кредиту, и кредиторы начали угрожать судом. Однако Сералы Бижанов заверил, что все проблемы они решат через месяц, но это обещание так и осталось только на словах.
Операция
После череды запугиваний Нурбол всё-таки согласился на операцию по трансплантации почки. Она состоялась зимой 2021 года.
«Я сделал, потому что он (Сералы) угрожал: "Если ты откажешься, мы не привезём твою жену, не закроем твой кредит и денег ты не увидишь". После этого он привёз мою жену, заплатил часть моего кредита и решил несколько других проблем»,объясняет мужчина.
После утренней операции тело Нурбола восстановилось достаточно быстро: уже к обеду он смог встать. Сразу после этого организаторы преступной схемы привезли ему 500 тысяч тенге, сказали остальную сумму выплатят по частям. Мужчина вернулся в родной город Арысь. Первые два месяца ему отправляли по 50–100 тысяч тенге, но затем Сералы и Абай пропали.
«Когда я снова обратился в больницу к Исламу М. и пригрозил, что пойду в полицию, Сералы сам позвонил мне и назначил встречу. На ней он попросил ещё подождать и пообещал, что выплатит деньги»,говорит Нурбол.
К запугиваниям добавилось ещё и физическое насилие. Один из пособников Сералы привёз 450 тысяч тенге и, чтобы иметь компромат, зафиксировал на камеру унижение Нурбола.
Семья уехала к родителям жены в Жаркент, так как они больше не могли избегать встреч с рабочими. Жена устроилась работать няней, а Нурбол сидел с ребёнком. Пару месяцев их не трогали, пока снова не поступил звонок.
«Спустя время мне снова позвонил Сералы и позвал на встречу. Мы встретились возле вокзала в Алматы. Он предложил мне искать доноров. Сказал, что за каждого донора будет платить миллион тенге. Я отказался. Сказал: "Ты даже не выплатил деньги за мою почку. Как я могу работать с тобой дальше?"»,разъясняет мужчина.
По словам Нурбола, финансовые трудности давили на него со всех сторон, и после громкого семейного скандала жена тоже оказалась втянута в эту тёмную историю: он убедил её стать донором.
Следующая серия
Сералы Бижанов продолжил использовать отчаянное положение семьи. Женщине обещали значительную сумму денег и помощь в лечении их ребёнка. Как оказалось, у их маленького сына проблемы со здоровьем, это использовали, чтобы надавить на семью. Супруга, как и Нурбол, приехала в Алматы, где её встретили и поселили с другими девушками.
«Операция жены затянулась, потому что одного из посредников, Абая, посадили в тюрьму за убийство. Жена вернулась домой, но спустя месяц её снова вызвали в Алматы, дали аванс в три миллиона тенге и сказали, что остальные деньги заплатят после операции. Он сказал: "Я не обманываю, если бы хотел, то не дал бы тебе эти деньги". Он также пообещал помочь нашему сыну, у которого проблемы с пальцами, сказал, что отправит нас в Турцию на лечение. Мы поверили ему», утверждает Нурбол.
Операция прошла — почку вырезали, но остаток суммы не выплатили. И вместо завершения истории с органами нагрянуло новое унижение.
«Однажды Сералы прислал мне видео. Моя жена увидела его, и мне пришлось рассказать ей всю правду. Я объяснил, что не могу требовать деньги, потому что он угрожает опубликовать компрометирующие материалы. После этого Сералы снова позвонил мне и попросил отвезти двух других доноров в Алматы», признаётся Нурбол.
Мужчину затягивало в историю всё глубже: он попросту не видел выхода из этих обстоятельств.
«Я узнал, что такое рабство»
Нурболу пришлось сопровождать новых доноров в Алматы. У Сералы Бижанова, как оказалось, были связи с врачами из Турции и Индии, и он часто находил доноров там. Он вынудил мужчину стать частью схемы по продаже человеческих органов, но и тут злоключения не кончились.
По словам Нурбола, Сералы вывез трёх жителей Каскелена в Турцию, где намеревался продать их почки. Двоим из них сделали операцию, а третий сбежал. Организатор схемы потребовал возместить 24 млн тенге, которые он потратил на парня, или найти и привезти его. В безвыходной ситуации вместо сбежавшего мужчины почку согласилась отдать его жена.
«В Турции у Сералы есть сотрудница по имени Жансая. Они занимаются продажей человеческих органов не только в Казахстане, но и в Турции, Индии. Недавно они начали налаживать сотрудничество с Таиландом, но Сералы задержали»,рассказывает Нурбол.
Orda.kz связалась с турецкими хирургами, чтобы узнать, сколько стоит пересадка органов и какие существуют правила.
«Стоимость пересадки почки в Турции составляет около девяти миллионов тенге. Конечно, донором может выступить родственник первой степени родства, если его клетки совпадают с клетками реципиента. В случае несовместимости проводится процедура кросс-донорства. Это обмен, при котором для вашего родственника находят подходящего донора и производят взаимный обмен»,объяснила Айгуль, врач частной больницы «Флоренс Найтингейл» в Стамбуле.
Однако на чёрном рынке цена таких операций значительно выше.
В конечном счёте Сералы поручил Нурболу встретить Еркина, сбежавшего из Турции парня, в аэропорту, и удерживать до тех пор, пока не приедет сам. Но мужчина отказался вступать в конфликт.
«Он начал угрожать моей семье. Сказал: "Твоя жизнь и жизнь твоей семьи в моих руках. Делай, что я говорю". Угрожали: "Найди Еркина или отдай нам 24 млн тенге". Позже он заставил меня возить других доноров в Алматы. Однажды я заметил, что в моей машине установили GPS-трекер»,говорит мужчина.
Попытки вырваться из группировки оборачивались актами насилия. Его не раз избивали, даже обливали бензином и угрожали поджечь. Он чувствовал, будто находится в рабстве, потому что был вынужден выполнять любые поручения.
Orda.kz нарисовала схему группировки, жертвой, а затем и участником которой стал Нурбол. В ней участвовали не только хирурги, проводившие незаконные операции по пересадке почек, но ещё и нотариус, а также сотрудник ЦОНа. Они подделывали документы, якобы между донором и реципиентом есть родственная связь.
«Однажды я снова вёз доноров в Алматы, но заметил, что за нами следуют Lexus и минивэн. Я понял, что что-то не так, и остановился на заправке в селе Шелек. Я позвонил жене и сказал: "Если со мной что-то случится, позвони Сералы". В тот момент меня окружили сотрудники полиции и задержали»,вспоминает Нурбол.
Полицейские были в курсе, что мужчина стал донором, но они не знали о Сералы или других участниках схемы. Нурбол решился раскрыть информацию и рассказал про 37 человек, о которых он знал: хирургов, нотариусов и всех, кто были связаны с Сералы.
Прощальная записка
Сотрудники предложили ему сотрудничество, но вместо этого отправили в СИЗО, где он провёл больше полугода. В заключении мужчина 14 раз пытался покончить с собой .
«Я находился в ужасных условиях: без воды, без постели. Полицейские издевались надо мной и говорили: "Умри, если умрёшь, дело закроется быстрее". Я пытался закончить жизнь самоубийством. Потом написал прощальную записку», вспоминает Нурбол.
В месте заключения он встретился с Сералы, и они поссорились. Организатор схемы отрицал все обвинения, а потом и вовсе заявил, что не знаком с Нурболом. В конечном итоге его отпустили.
В марте 2024 года освободили и Нурбола. Первое время он пытался найти работу, но, по его словам, нынешнее состояние здоровья не позволяет ему заниматься физическим трудом.
«После изъятия органа инвалидность не даётся. Люди живут с одной почкой», говорит трансплантолог Ермек.
Сегодня Нурбол находится в статусе подозреваемого. Он надеется на справедливое разбирательство, но денег на адвоката у него нет.
Что касается Сералы Бижанова, то его статус выяснить не удалось. О том, что его зовут именно так, Нурбол узнал только когда завели дело. До этого он представлялся разными именами — Сакен, Ильяс.
«Я хочу, чтобы моя история стала известна. Я не прошу помощи или денег, мне нужна справедливость. Хочу, чтобы виновные понесли наказание», просит Нурбол.
Пока мужчина находился в заключении, он начал писать стихи. Одно из них он посвятил трудностям, которые ему пришлось пережить и ещё предстоит пройти, потому что эта история ещё не закончена.
«Это моя жизнь, слушай её, Безрадостная, без света и огня.С 16 лет я узнал сиротство,А с 25 — что такое рабство.Отец покинул нас, когда я был подростком,С тех пор на мои плечи легла тяжесть.Я стал работать, чтобы выжить,Не знал, что судьба готовит ещё испытаний»
(перевод с казахского)
Журналисты редакции готовы поговорить со второй стороной этой истории, если те захотят. Мы запросили официальный комментарий по поводу расследования этой жуткой истории у ДП Алматинской области. На момент публикации ответ ещё не поступил. Orda.kz продолжит следить за ситуацией.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320