Общество
23.05.2011

От закрытия границ выигрывает криминал

Закрытая граница кыргызско – узбекская после 7 апреля 2010 года является одним из серьезных очагов роста криминальных группировок, коррупции, экономической и социальной нестабильности.

Ужесточенный режим пропуска на границе действует уже более года. Приграничная торговля, осуществлявшаяся до 7 апреля главным образом на крупном рынке Карасуу, сократилась по результатам исследований на 70%. Люди вынужденно, осознавая риски быть обстрелянным, нелегально пересекают границу.

 

Согласно официальной статистике, в официальном импорте отсутствуют фрукты и овощи из Узбекистана. Но фактически их нелегально провозят крупными партиями на «Камазах» (примерно 500 машин в месяц) через села Халмиё и Алга (Баткенская область). В этих селах есть места, через которые грузы проезжают без каких-либо преград, в том числе и пограничников. Есть дома - перевалочные базы, в которые приезжают грузовики из Узбекистана и на месте оформляют товар как местный. Документы являются подлинными, так как предстоит их предъявление на казахской и российской границах, ведь значительная часть фруктов и овощей направляется после Бишкека для продажи в России и Казахстане.

Такой импорт объясняется тем, что в Узбекистане период созревания овощей и фруктов наступает раньше на 1,5 месяца. Центр приграничной торговли постепенно смещается с Карасуу в Баткенскую область. Аналогично, отсутствие китайских товаров в официальном экспорте подтверждает наличие контрабандного реэкспорта.

На сегодняшний день, торговля на рынке Карасуу набирает обороты. По исследованию Всемирного Банка 70% реализуемых товаров на рынке Карасуу направляются в Узбекистан. В приграничной зоне, 80% населения живут за счет торговли. Приграничная торговля является одним из важных факторов, влияющих на занятость, доходы населения и межэтнические отношения.

С одной стороны растет торговля, с другой стороны растет влияние криминала. По всему периметру границы расположены места нелегального пересечения границ, через которые торговцы проходят, осуществляя нелегальные платежи органам государственной власти. Имеется множество приватизированных участков, которые контролируются определенными лицами. Идет процесс сращивания криминалитета с государственным управлением, в частности, с правоохранительными органами, пограничниками и органами местного самоуправления. В результате, создалось общество криминальных группировок, и количество бандитов растет с каждым днем.

Чем больше власти закрывают глаза на текущую ситуацию, тем сильнее ухудшается ситуация на юге. Проблема юга является одной из главных проблем государства. Если эта ситуация не измениться скоро преступные группировки будут оказывать серьезное влияние на официальные органы власти. Криминал будет вовлечен во все органы власти. Отсутствие внимания со стороны государственной власти на данную ситуацию, активизация организованной преступности создает серьезные проблемы в сфере обеспечения безопасности. Усиливается интенсивность угрожающей национальной безопасности нелегальной трансграничной активности (терроризм, наркоторговля, контрабанда, неконтролируемая миграция и др.).

Исследование показывает, что невозможно прекратить торговлю путем закрытия границы. Торговля в любом случае продолжается, но страдают население и бизнес. Государство тоже остается в накладе, так как упускает возможные поступления в бюджет. Зато, с закрытием границы, нелегальные платежи вырастают в разы развивается коррупция и теневая экономика..

Официальная торговля при открытой границе создает благоприятные условия для сохранения прежних экономических, политических, социальных и культурных связей, развития трансграничного сотрудничества, которое может стать важным фактором в деле обеспечения региональной безопасности. Трансграничное сотрудничество в свою очередь имеет большое значение в решении локальных проблем. Стабильность границ и их способность служить фильтром в отношении трансграничных потоков является важным условием как национальной, так и региональной безопасности.

Из всего этого нетрудно сделать вывод - необходимо открыть границу и создать условия для ее нормального пересечения простыми людьми. Тогда пересечение товаров будет в основном осуществляться в официальном виде, что приведет к повышению безопасности не только в приграничной зоне, но и постепенно во всем регионе. Развивающаяся приграничная торговля будет выступать миротворцем в межэтнических отношениях. Государство будет иметь возможность отслеживать трансграничные потоки и получать поступления в бюджет. Для этого властям необходимо вести переговоры с правительством Узбекистана по открытию границ.

Нурбек Ташбеков,эксперт
Центрально- азиатский институт свободного рынка

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320