5 апреля казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев провёл встречу с генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетовом, в ходе которой они обсудили ряд важнейших вопросов по приоритетным направлениям работы и планам предстоящей деятельности ОДКБ.
Необходимо признать, что после того, как многоопытный профессионал Тасмагамбетов, имеющий богатый послужной список в разных структурах, вступил в должность генсека ОДКБ 1 января 2023 года, организация получила новый виток развития и усилила свою мощь, выйдя окрепшей из прошлогоднего кризиса.
При новом руководителе ОДКБ больше внимания стало уделяться не только злободневным аспектам, связанным с Центрально-Азиатским регионом, но и острым проблемам на Кавказе. Так, 31 марта на расширенном совещании руководящего состава рабочих органов ОДКБ были сформулированы новые подходы в части обеспечения мира и стабильности в зоне ответственности организации.
По мнению И. Тасмагамбетова, текущая международная обстановка характеризуется нарастанием глобальных и региональных противоречий, в которые сильно вовлечены государства-члены ОДКБ. Является бесспорным фактом беспрецедентное наращивание военного потенциала НАТО в странах Прибалтики, в Польше и в Черноморском регионе, весьма напряжённой остается ситуация на Южном Кавказе, поскольку по-прежнему сохраняются риски, связанные с обстановкой в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе, где имеются предпосылки для очередной военной эскалации.
В Центральной Азии, наряду с достигнутым консенсусом по пограничным вопросам, крайне актуальными остаются вызовы и угрозы, исходящие с территории Афганистана, где постоянно усиливаются позиции различных террористических группировок и сил, стоящих за незаконным производством и распространением наркотических средств.
В связи с этим с 27 по 31 марта 2023 года для уточнения потребностей пограничных войск Таджикистана в вооружении, военной технике и технических средствах охраны границы представители ОДКБ посетили таджикско-афганский участок государственной границы, включая пограничные отряды «Пяндж», «Хамадони», «Шурабад» и «Дарваз».
Кроме того, учитывая сохраняющуюся серьёзную угрозу перемещения международных террористов, получивших боевой и диверсионный опыт в горячих точках по вербовке граждан и проведению террористических актов, в целях координации мер военного, информационного и гуманитарного характера планируется провести на территории Кыргызстана учения с миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство – 2023».
Напомним, что премьер-министр Армении Никол Пашинян не захотел организовывать эти учения в своей стране, поскольку остался не удовлетворён предлагавшимися ОДКБ и уже согласованными мерами по оказанию Еревану военно-технической помощи в связи с обострением ситуации на армяно-азербайджанской границе в прошлом году. Между тем лидеры других государств-участников организации высказались за урегулирование данной ситуации исключительно политико-дипломатическими средствами. Собственно, именно по этой причине в ноябре 2022 года глава правительства Армении не подписал по результатам прошедшего саммита проект «Декларации СКБ ОДКБ о совместных мерах по оказанию помощи Республике Армения», безосновательно утверждая, что документ якобы недостаточно проработан.
В более широком контексте Н. Пашинян уже не раз высказывал мнение о неэффективности ОДКБ и возможном выходе из неё Армении, множатся слухи о том, что в один непрекрасный момент он может объявить о запуске процедуры выхода из организации. Однако необходимо понимать, что подобное действо поставит страну перед серьёзным риском по отношению, прежде всего, к России и может привести к прекращению союзнических отношений между двумя странами.
Тем не менее Москва прилагает все необходимые усилия, чтобы избежать возможного открытия «третьего фронта», пытаясь стать ключевым посредником между Арменией и Азербайджаном в урегулировании карабахского конфликта (наличие которого после ноября 202 года в Баку категорически отрицают, предлагая отвергаемые в Степанакерте различные схемы «интеграции карабахской армянской общины» в азербайджанское государство). Не далее как 5 апреля официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила о том, что Москва удовлетворена сохранением у Армении заинтересованности в том, чтобы принять миротворцев ОДКБ, так как данный шаг будет способствовать стабилизации ситуации в регионе. По словам российского дипломата, как только армянские коллеги выразят свою готовность, можно будет вернуться к предметной работе «по закреплению конкретных модальностей наблюдательной миссии ОДКБ».
Нам же думается, что подобные демарши Еревана являются скорее инструментом политического воздействия на российскую сторону, дабы достичь для себя максимальной выгоды. Однако имеется немалый риск «заиграться». В то же время, даже если чисто гипотетически Армения выйдет из состава Организации Договора о коллективной безопасности, странно было бы думать о её распаде: не произошло же это после того, как в свое время ОДКБ покинули Узбекистан, Грузия и Азербайджан. Возможный опрометчивый шаг обернётся лишь катастрофой для самого Еревана с его непрофессиональным и шарахающимся из стороны в сторону руководством, тон в котором задают вчерашний бульварный журналист и выходцы из прозападных «неправительственных» структур с их крайне специфическим опытом.
К слову, есть повод, пусть и по другой причине, задуматься и узбекским властям. Им желательно извлечь урок из произошедшего 3 апреля в Санкт-Петербурге террористического акта, у исполнительницы которого был обнаружен купленный билет в Бухару. Судя по всему, в Узбекистане существует значительное количество «спящих» террористических и экстремистских ячеек, эффективно противодействовать которым можно только в тесной координации в рамках профильных региональных структур.
Кроме того, памятуя о прошлогодних событиях в Каракалпакстане, по результатам которых прошли задержания ряда лиц по обвинению в заговоре в целях захвата власти и свержения конституционного строя, можно с уверенностью предположить, что попытка Вашингтона в очередной раз расшатать ситуацию в стране может повториться.
И если в тот раз местным органам власти каким-то образом удалось пресечь беспорядки в прикаспийском «детонаторе», проявив необычайную расторопность, то в свете запланированного на 30 апреля в Узбекистане референдума не исключено, что США попытаются организовать в стране «внеочередные выборы» президента. Разносчики «демократии» из Вашингтона способны бросить все оппозиционные силы и НПО на устранение проводящего независимую внешнюю политику руководства страны.
В связи с этим в случае возникновения серьезных внешних угроз Узбекистану придётся проявить большую дальновидность и не рассчитывать самонадеянно на собственные силы. Есть полный расчет возвратиться в состав Организации Договора о коллективной безопасности, лишний раз проявившей себя во время кровавого января 2022 года в Казахстане как мощная, эффективная и дееспособная структура.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320